Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
(справочное)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДОЛАЗНЫХ СЛУЖБ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ДЕПАРТАМЕНТА МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
Настоящие методические указания устанавливают порядок проведения ведомственного контроля деятельности водолазных служб на предприятиях* Департамента морского транспорта.
1. Основные положения
1.1. Ведомственный контроль водолазных служб на предприятиях Департамента морского транспорта в зависимости от выполнения ими функций должен предусматривать:
проверку внедрения и соблюдения РД 31.84.01-90 "Единые правила безопасности труда на водолазных работах. Часть I и II" и других действующих руководящих нормативных документов по водолазной тематике;
проверку деятельности водолазных служб по выполнению ими своих функций;
проверку состояния организации водолазной службы на предприятии;
проверку выполнения указаний органов государственного технического надзора и ведомственного контроля, содержащихся в актах предыдущих проверок;
проверку организации метрологического обеспечения в подразделениях водолазной службы предприятия;
проверку выполнения мероприятий в области водолазного дела (директивные письма, приказы, инструкции и другие руководящие документы);
проверку деятельности ВКК на предприятии;
проверку подготовки водолазов в учебном заведении и состояния технической учебы (тренировок) на предприятии;
оказание методической помощи в организации работы водолазной службы на предприятиях.
1.2. Работы по ведомственному контролю должны проводиться в соответствии с "Планом ведомственных проверок деятельности водолазных служб на предприятиях Департамента морского транспорта", утвержденным руководством ГУ ГМАСС.
2. Планирование проверок
2.1. План ведомственных проверок разрабатывается водолазной службой ГУ ГМАСС с учетом предложений подведомственных водолазных служб.
2.2. План следует составлять по обязательной приведенной форме с учетом:
анализа деятельности водолазных служб предприятия;
заданий ГУ ГМАСС.
2.3. План проверок должен быть обоснован и содержать вопросы, определяющие основную деятельность проверяемой водолазной службы, а также ориентировочный состав комиссии.
ФОРМА ПЛАНА ВЕДОМСТВЕННЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДОЛАЗНЫХ СЛУЖБ ПРЕДПРИЯТИЙ ДЕПАРТАМЕНТА МОРСКОГО ТРАНСПОРТА НА 199__-199__ гг.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника ГУ ГМАСС
_______________________________
(подпись)
"__" _________________ 199__ г.
NN |
Наименование предприятия подлежащего проверке |
Срок проверки (год, квартал) |
Цель проверки (специальные вопросы проверки) |
Организация - руководитель проверки |
Предприятия - участники проверки |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель водолазной службы
ГУ ГМАСС ___________________________
(подпись)
2.4. Включению в план ведомственных проверок подлежат подведомственные предприятия, как правило, один раз в три года.
2.5. План ведомственных проверок должен быть разослан водолазной службой ГУ ГМАСС не позднее 15 дней после утверждения всем предприятиям, указанным в плане.
3. Организация проверок
3.1. Для проверки деятельности водолазных служб предприятий должны создаваться ведомственные комиссии, состоящие из представителей ГУ ГМАСС, БАСУ и других предприятий Департамента морского транспорта.
3.2. Председателем комиссии назначается представитель ГУ ГМАСС (организации - руководителя проверки).
3.3. Руководители предприятий - участников проверок должны назначать членов комиссии из числа квалифицированных специалистов и сообщать их фамилию, имя и отчество, должность в адрес ГУ ГМАСС за 30 дней до срока проверки, указанного в плане.
3.4. К проверке могут привлекаться представители бассейновой профсоюзной организации и лечебно-профилактического учреждения, осуществляющего медицинское обеспечение водолазов на бассейне (в регионе).
В этом случае ГУ ГМАСС или проверяемое предприятие по его поручению не менее чем за 20 дней до начала проверки ставит в известность руководство приглашаемого органа (учреждения), согласовывая при этом участие в проверке его представителя.
3.5. ГУ ГМАСС уточняет с проверяемым предприятием срок проверки, издает приказ о назначении комиссии и информирует членов комиссии о начале проверки.
3.6. Члены комиссии в период подготовки к проверке должны изучить проверяемые вопросы, указанные в плане проверок, ознакомиться с деятельностью проверяемого предприятия по материалам и переписке, находящимся на предприятии.
3.7. На проверяемом предприятии председатель комиссии должен ознакомить руководителя предприятия с основными задачами проверки и уточнить порядок работы комиссии.
3.8. Члены комиссии по согласованию с председателем могут дополнить проверку другими вопросами, кроме указанных в плане, или сократить ее в соответствии с конкретной задачей.
3.9. Руководство проверяемого предприятия должно обеспечить:
необходимые условия для проведения проверки в установленные сроки, в том числе посещение членами комиссии подразделений и объектов предприятия, связанных с проверкой водолазной службы;
представление необходимых документов и материалов для работы комиссии, дающих объективную оценку фактического состояния водолазного дела на предприятии;
выделение ответственных лиц предприятия от подразделений, в присутствии которых будет проводиться проверка. Этим лицам должно быть представлено право подписания промежуточных актов и справок;
возможность использования необходимых для проверки средств измерения;
своевременное оформление материалов проверки.
3.10. Председатель комиссии должен распределить уточненный состав работ по проверке между членами комиссии, с учетом их специализации.
3.11. Члены комиссии и специалисты проверяемого предприятия должны выполнять указания председателя комиссии и принимать все меры к выяснению фактического состояния водолазной службы.
3.12. Председатель комиссии в ходе работы должен проверять работу членов комиссии, обобщать подготовленные материалы и согласовывать их с членами комиссии.
В случае разногласий между членами комиссии по отдельным вопросам решение должен принимать председатель комиссии.
3.13. Результаты работы комиссии необходимо оформить актом по форме рекомендуемого приложения.
Содержание акта должно быть кратким.
Комиссия по результатам проверки дает общую оценку деятельности водолазной службы предприятия и вносит предложения по устранению недостатков со сроками реализации, согласованными с руководством предприятия.
3.14. Каждый член комиссии имеет право записать в случае несогласия с отдельными положениями акта, особое мнение.
3.15. Председатель комиссии по окончании проверки должен ознакомить руководителя предприятия с содержанием акта, подписанного членами комиссии.
Акт считается действительным и в случае отказа от подписи руководителя проверяемого предприятия, о чем делается соответствующая отметка в акте. В этом случае имеющиеся замечания по выводам комиссии руководитель предприятия излагает в особом мнении, прилагаемом к акту.
3.16. Акты проверок должны быть переданы: предприятиям - участникам проверки, при необходимости управлениям Департамента морского транспорта по подчиненности, а также проверяемому предприятию.
4. Программа проверки водолазной службы предприятия
4.1. Организация и состояние водолазной службы
4.1.1. Проверяется водолазная служба по вопросам:
наличия действующего положения о водолазной службе;
соответствия организации водолазной службы требованиям действующего положения (структура и подчиненность, количественный состав, распределение обязанностей между работниками службы, укомплектованность кадрами);
наличия лиц, осуществляющих контроль за безопасной эксплуатацией барокамер и др. объектов водолазной техники;
наличия лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию объектов водолазной техники, а также персонала, допущенного к обслуживанию этих объектов;
исполнения приказов (распоряжений), направленных на улучшение работы водолазной службы;
выполнения мероприятий, разработанных в соответствии с приказом (распоряжением) по актам предыдущих проверок и реализации предложений и рекомендаций комиссий, технической инспекции труда отраслевого профсоюза, а также органов государственного технического надзора, осуществляющего надзор за безопасной эксплуатацией объектов водолазной техники;
организации учета личных книжек водолаза и правильности их заполнения;
наличия приказов о допуске водолазного состава к спускам под воду и в барокамере, руководству и обеспечению водолазных спусков и работ, а также о допуске работников к обслуживанию водолазной техники;
организации эксплуатации водолазной техники (наличия плана-графика технического обслуживания, ремонта и освидетельствования водолазной техники, состояния эксплуатационной документации);
подготовки и переподготовки водолазного состава;
организации технической учебы и тренировок водолазного и вспомогательного персонала, а также организации инструктажа по безопасности труда, их своевременность;
состояния барокамеры, установленной на береговой базе предприятия (наличие, правильность содержания и эксплуатации, своевременность технического обслуживания, готовность к использованию по прямому назначению);
состояния запасов водолазной техники и имущества, предназначенных для ведения спасательных операций на бассейне (правильность хранения, укомплектованность, поддержание надлежащей готовности к использованию);
наличия и правильности ведения учетно-отчетной и эксплуатационной документации по водолазной тематике;
накопления и распространения передового опыта проведения водолазных работ;
обеспечения предприятия водолазной техникой, имуществом, запасными частями и расходными материалами.
4.1.2. В ходе проверки водолазной службы следует ознакомиться со следующими показателями по предприятию:
численностью водолазов по классам квалификации;
численностью водолазов, имеющих дополнительные профессии;
среднемесячной загрузкой (в спусковых часах) на каждого водолаза в целом по предприятию, в т.ч. по территориальным подразделениям;
объемом водолазных работ (в процентах от всего объема водолазных работ), выполняемых в снаряжении вентилируемого типа и с открытой схемой дыхания.
4.2. Организация и состояние медицинского обеспечения водолазов
4.2.1. По вопросам медицинского обеспечения водолазов проверяется:
соответствие организации медицинского обеспечения водолазов на предприятии действующей нормативной документации (структура и подчиненность, количественный состав медицинского персонала в штате предприятия, укомплектованность кадрами, подготовленность медицинского персонала к медицинскому обеспечению водолазов);
состояние медицинского обеспечения водолазных спусков;
наличие приказов о допуске к медицинскому обеспечению водолазных спусков;
своевременность прохождения водолазным составом ежегодной медицинской комиссии;
организация учета и хранения личных медицинских книжек водолазов;
организация лечебно-профилактического питания водолазного состава;
организация контроля за режимом труда и отдыха водолазов, а также за санитарным состоянием водолазного снаряжения, помещений и т.п.;
организация подготовки и переподготовки медицинского и водолазного состава по подводной медицине.
4.3. Организация работы с руководящей нормативной документацией
4.3.1. По вопросам организации работы с руководящей нормативной документацией проверяется:
порядок обеспечения водолазных станций и др. подразделений руководящей нормативной документацией;
состояние учета, внесение изменений и дополнений, порядок изъятия отмененной документации;
состояние разработки и внедрение инструкций по безопасности труда на предприятии и обеспечение ими рабочих мест и самих работников;
полнота комплекта должностных инструкций для водолазного состава, руководителей водолазных работ, работников, обеспечивающих водолазные спуски и обслуживающих водолазную технику.
4.4. Обеспечение безопасности труда на водолазных работах
4.4.1. По вопросам обеспечения безопасности труда на водолазных работах проверяется:
организация обучения, инструктажа и проверок знания по безопасности труда, наличие и состояние водолазных кабинетов, обеспеченность их техническими средствами обучения;
организация обучения на местах безопасным приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим от несчастных случаев;
организация контроля за безопасностью труда на водолазных работах;
своевременность расследования, учета, анализа аварии, травматизма и профзаболеваний и выполнение мероприятий по их предотвращению;
внедрение в практику водолазной службы руководящих нормативных документов по безопасности труда по водолазной тематике.
4.5. Состояние метрологического обеспечения
4.5.1. По вопросам состояния метрологического обеспечения проверяется:
организация работ по метрологическому обеспечению (наличие приказа по предприятию о назначении ответственных лиц по метрологическому обеспечению, наличие календарных графиков проверки, соблюдение сроков проверки и т.п.);
учет рабочих и образцовых средств измерения (наличие и правильность ведения журнала учета средств измерения, регистрации средств измерения при их замене и пополнении запасов, соответствие запасов средств измерения действующим нормативам);
связь с организациями (лабораториями) государственной метрологической службы.
5. Дополнительные вопросы, подлежащие рассмотрению в процессе проверки предприятия
5.1. На водолазной станции** проверяется:
организация водолазных спусков и работ;
полнота комплекта руководящей нормативной документации по безопасности труда на водолазных работах;
укомплектованность станции водолазным и обеспечивающим персоналом;
соответствие уровня квалификации и практических навыков занимаемой должности, а также сложности выполняемых водолазных работ;
укомплектованность станции водолазной техникой, имуществом, запасными частями и расходными материалами;
состояние водолазной техники на станции (правильность размещения, хранения, поддержание надлежащей готовности к использованию по прямому назначению);
наличие и правильность ведения учетно-отчетной и эксплуатационной документации;
наличие и соблюдение плана-графика технического обслуживания, ремонтов и освидетельствования водолазной техники;
подготовленность персонала станции к действиям в аварийных ситуациях, наличие расписания по оказанию помощи аварийному водолазу;
организация технической учебы, тренировок и инструктажа по безопасности труда на рабочих местах, их своевременность, планирование и учет, эффективность обучения. Соблюдение работниками действующих руководящих нормативных документов и инструкций по эксплуатации;
соблюдение требований действующей руководящей документации по медицинскому обеспечению водолазных спусков.
5.2. В территориальном подразделении предприятия проверяется:
выполнение заданных функций водолазной службой, результаты этой работы;
укомплектованность и квалификация работников водолазной службы;
состояние контроля со стороны водолазной службы предприятия за деятельностью водолазной службы территориального подразделения;
состояние работы ВКК по ежегодной проверке знаний соответствующих работников территориального подразделения;
отчетность по водолазной службе.
5.3. На предприятии проверяется:
состояние организационно-методической работы с подчиненными водолазными службами и сторонними предприятиями;
связь с подчиненными водолазными службами, организациями и участие в их инспектировании;
организация работы ВКК (наличие приказа о создании и составе ВКК, ознакомление с содержанием плана работы ВКК и его исполнением, ознакомление с протоколами заседаний).
5.4. В подразделении учебного заведения, осуществляющего подготовку и повышение квалификации водолазов, проверяется:
организация учебного процесса (ознакомление с учебными планами и программами подготовки водолазов, соблюдение бюджета времени, предусмотренного программами теоретической и практической подготовки водолазов, наличие и состояние водолазных классов, обеспеченность их техническими средствами обучения, состояние водолазных полигонов);
укомплектованность учебного заведения необходимым (в соответствии со штатным расписанием) преподавательским составом, имеющим высшую водолазную квалификацию;
уровень подготовки и переподготовки водолазов (ознакомиться по отзывам и заключениям руководства и специалистов, заинтересованных предприятий).
В ходе проверки учебного заведения следует ознакомиться с данными по количеству подготовленных и прошедших переподготовку водолазов за период между предыдущей и проводимой проверкой.
6. Реализация результатов проверки
6.1. Результаты проверки должны рассматриваться на совещании руководящего состава предприятия.
Руководитель предприятия на основе результатов проверки в 10-дневный срок должен издать приказ по предприятию, содержащий план организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков. План должен быть направлен в адрес ГУ ГМАСС.
6.2. Контроль за выполнением указаний комиссии должен осуществляться ГУ ГМАСС.
При установлении систематического нарушения требований руководящих нормативных документов по безопасности труда на водолазных работах и отсутствии условий, обеспечивающих их соблюдение водолазная служба ГУ ГМАСС должна внести конкретные предложения руководству ГУ ГМАСС о применении к предприятию соответствующих мер.
6.3. На основе анализа акта проверки (актов проверок по региону) руководитель водолазной службы ГУ ГМАСС (в устной или письменной форме) докладывает руководству ГУ ГМАСС о состоянии водолазной службы на предприятии (предприятиях).
______________________________
* Здесь и в дальнейшем по тексту под предприятиями подразумеваются БАСУ и их структурные территориальные подразделения, а также подразделения специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку водолазного состава и повышение их квалификации
** Руководство проверяемого предприятия в процессе работы комиссии определяет конкретные водолазные станции, подлежащие проверке, исходя из условий, что работа комиссии не будет мешать или влиять на производственную деятельность проверяемых станций
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.