В связи с утверждением Правительством Российской Федерации, Минприроды России, Минсельхозом России ряда нормативных правовых актов, касающихся вопросов нормирования сбросов веществ со сточными водами в водные объекты, осуществления государственного мониторинга водных объектов и др., сообщаем следующее.
1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316 утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее - Перечень).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного распоряжения следует читать как "1316-р"
В соответствии с приказом Минприроды России от 15.11.2016 N 598 "О внесении изменения в Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333" (зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2017 N 45343) (далее - приказ Минприроды N 598) нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" с учетом Перечня.
В Перечне указаны как конкретные вещества, например алюминий, медь и др., так и группы веществ, например алкилсульфонаты, НСПАВ, АСПАВ, КСПАВ, АОХ, лигносульфонаты, хлорфенолы, диоксины, тиосульфаты и др.
Перечень веществ, входящих в группы, является открытым, в сточных водах нормируется не группа веществ, являющихся, например НСПАВ, а конкретное вещество, относящееся к группе.
Учитывая изложенное при поступлении на утверждение проектов НДС веществ, не содержащихся в Перечне, следует обращать внимание на возможность отнесения веществ к группам веществ, содержащихся в Перечне.
При этом в проекте НДС должно указываться как вещество, так и группа из Перечня к которой оно отнесено, например - НСПАВ (ОП-10, смесь моно- и диалкилфеноловых эфиров полиэтиленгликоля), НСПАВ (ОП-7, полиэтиленгликолевые эфиры моно- и диалкилфенолов), алкилсульфонаты (алкилсульфонат натрия (в техническом препарате)) и т.п.
При этом для расчета НДС используются нормативы качества воды (общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования, перечень ПДК веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения) для конкретных веществ, входящих в группы.
В случае наличия в сбросах веществ, имеющих утвержденные в установленном порядке ПДК, и не включенных в Перечень, информацию о них прошу направлять в Управление на электронную почту o_romanova@favr.ru
2. Согласно пункту 19 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 (далее - Методика), перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных, в том числе дренажных вод. Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными, в том числе дренажными водами, абонентов.
При рассмотрении перечня сбрасываемых веществ в проектах НДС предприятий различных отраслей промышленности целесообразно использовать информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, утвержденные приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - приказы Росстандарта), содержащие перечни веществ, характеризующие специфику различных производственных процессов.
Указанные приказы Росстандарта размещены в сети Интернет, в том числе по ссылке http://burondt.ru/informacziya/dokumentyi/dokument.html?DocType=4
Обращаю Ваше внимание, что в соответствии со статьей 60 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
3. Приказом Минприроды N 598 отменен пункт 8 Методики, устанавливавший требования к сбросу сточных, в том числе дренажных, вод в границе населенного пункта.
Требования к сбросу сточных, в том числе дренажных, вод в границе населенного пункта содержатся в пункте 6.7. СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", согласно которому сброс сточных и дренажных вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. В этом случае нормативные требования, предъявленные к составу и свойствам сточных вод, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.
Согласно пункту 7.4. СанПиН 2.1.5.980-00 при сбросе сточных вод в черте населенных мест контрольный створ должен быть расположен непосредственно у места сброса.
Вышеуказанные требования относятся ко всем типам выпусков сточных вод.
Согласно пункту 6 Методики, в случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных.
4. Приказом Росрыболовства от 22.12.2016 N 857 признаны утратившими силу приказ Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения"; подпункт 1.4 пункта 1 и приложение 6 Методических указаний по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от 04.08.2009 N 695.
Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (зарегистрировано в Минюсте России 13 января 2017 г. N 45203) (далее - приказ Минсельхоза) утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Приказ Минсельхоза вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования, т.е. 13.04.2017 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "13.04.2017 г." имеется в виду "16.04.2017 г."
В приказе Минсельхоза не содержится ПДК на "СПАВ".
При нормировании сброса синтетических поверхностно-активных веществ (далее - СПАВ) следует указывать группу СПАВ - анионные, катионные, неионогенные (АСПАВ, КСПАВ, НСПАВ) и конкретное вещество, имеющее утвержденное в установленном порядке ПДК и относящееся к группе.
После вступления в силу приказа Минсельхоза России, при осуществлении государственного мониторинга водных объектов и определении качества воды водных объектов, утверждении НДС, определении нормативов допустимого воздействия на водные объекты рыбохозяйственного значения и др., прошу руководствоваться вышеуказанным приказом Минсельхоза.
Начальник Управления |
Д.В. Савостицкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительством РФ был утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры госрегулирования в области охраны окружающей среды.
В нем указаны как конкретные вещества, например алюминий, медь и др., так и группы веществ, включая алкилсульфонаты, НСПАВ, АСПАВ, КСПАВ, АОХ, лигносульфонаты, хлорфенолы, диоксины, тиосульфаты и др.
Список веществ, входящих в группы, является открытым. В сточных водах нормируется не группа веществ, являющихся, например НСПАВ, а конкретное вещество, относящееся к группе.
Поэтому при поступлении на утверждение проектов нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ, не содержащихся в перечне, следует обращать внимание на возможность их отнесения к группам веществ, указанных в перечне.
При этом в проекте НДС должно указываться как вещество, так и группа из перечня, к которой оно отнесено, например - НСПАВ (ОП-10, смесь моно- и диалкилфеноловых эфиров полиэтиленгликоля), НСПАВ (ОП-7, полиэтиленгликолевые эфиры моно- и диалкилфенолов), алкилсульфонаты (алкилсульфонат натрия (в техническом препарате)) и т.п.
При этом для расчета НДС используются нормативы качества воды (общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования, перечень ПДК веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в т. ч. нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения) для конкретных веществ, входящих в группы.
Также даны другие разъяснения, касающиеся сброса сточных вод.
Письмо Федерального агентства водных ресурсов от 15 марта 2017 г. N 02-26/1486 "О внесении изменений в нормативные правовые акты"
Текст письма официально опубликован не был