Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Методика
подготовки летного состава ФГБУ "АСК МЧС России" для
выполнения воздушного сброса огнегасящей жидкости с самолетов Ил-76 ТД, оборудованных выливным авиационным прибором (ВАП-2) для тушения лесных пожаров
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора ФГБУ
"АСК МЧС России"
В.Г. Щипанов
" " 2016 г.
Методика
подготовки летного состава ФГБУ "АСК МЧС России" для выполнения воздушного сброса огнегасящей жидкости с самолетов Ил-76 ТД, оборудованных выливным авиационным прибором (ВАП-2) для тушения лесных пожаров
1 Общие положения
Настоящая методическая разработка предназначена для подготовки и совершенствования членов летных экипажей к выполнению специальных заданий на применение ВАП-2 для слива огнегасящей жидкости (СОЖ), на самолетах Ил-76ТД, имеющих специальное оборудование, эксплуатация которого должна производиться в соответствии с требованиями:
"Дополнения к РЛЭ-76 Т(ТД), переоборудованных для тушения лесных пожаров", разработанного на основании:
Решения МАП, МГА и Госкомплекса СССР N 7602-00426-167-24 от 24.04. - 13.06.1988 г.;
Договора ГКЧС России и АК им. С.В. Ильюшина N 80-92 от 02.09.92 г.;
Акта N 5546-76.93 по результатам испытаний самолета Ил-76 МД N 4307, и утвержденных Главным конструктором АК им. С.В. Ильюшина 13.07.93 г.
"Дополнения N 140 к Инструкции по технической эксплуатации для самолетов Ил-76 и Ил-76 Т(ТД), оборудованных для тушения лесных пожаров", разработанного на основании С.З 7653-3498-271, 7653-1501-273, 7653-3687-271 и утвержденного Главным конструктором АК им. С.В. Ильюшина 14.07.93 г.
Методическая разработка предусматривает наземную, тренажную и летную подготовку командира, второго пилота, штурмана, бортинженера и бортоператоров к выполнению специальных полетов.
Подготовка членов летных экипажей осуществляется по соответствующим Программам наземной, тренажной и летной подготовки.
К прохождению Программы наземной подготовки допускается летный состав, имеющий опыт самостоятельных полетов на данном типе самолета или в составе экипажа с налетом не менее 200 ч.
Результаты сдачи зачетов по наземной и тренажной подготовке оформляются в задании на тренировку (Приложение N 3). По результатам сдачи зачетов (Приложение N 2) летный состав допускается приказом директора АСК к прохождению Программы летной подготовки.
Программа тренажной подготовки выполняется полным составом экипажа на КТС Ил-76. При отсутствии тренажера допускается полное прохождение Программы, проведением тренажей в кабине самолета.
Подготовка командира, штурмана, бортоператоров проводится соответствующими специалистами-инструкторами, имеющими допуск к самостоятельным полетам по данному виду подготовки.
Допуск к полетам для выполнения слива огнегасящей жидкости 2-ым пилотам, бортинженерам дается на основании результатов сдачи зачетов по наземной и тренажной подготовке.
По результатам выполнения Программы летной подготовки инструктор определяет готовность летного специалиста к самостоятельной работе.
Допуск летного специалиста к полетам на слив огнегасящей жидкости отдается приказом директора АСК.
Поддержание навыков выполнения данного вида подготовки проводится выполнением одного полета в год для каждого командира, штурмана и бортоператора. При перерыве в полетах на слив огнегасящей жидкости более 12 месяцев, командир, штурман и бортоператор выполняют по одному контрольному полету.
2 Программа наземной подготовки
2.1 Общие положения
Программа наземной подготовки предусматривает порядок, последовательность и объем учебных дисциплин, изучаемых летным составом экипажей в соответствии со специальностью.
Объем программ по специальностям определен минимальным. По представлению инструктора по специальности он может быть увеличен решением заместителя директора по ОЛР.
Прохождение Программы наземной подготовки по каждой специальности заканчивается контрольно-проверочными занятиями, по результатам которых определяется готовность специалистов к прохождению Программы тренажной подготовки, о чем делается отметка в оценочном листе (Приложение N 1) контрольно-проверочных занятий. Оценочный лист подписывается заместителем директора по ОЛР и утвержден зам. директора АСК.
Летний состав, показавший неудовлетворительные знания хотя бы по одной из дисциплин наземной подготовке к прохождению Программы тренажной подготовки не допускается. Решение о продлении или прекращении подготовки принимает директор АСК.
2.2 Содержание программы наземной подготовки
N |
Наименование дисциплин, учебных тем. |
время по специальности |
||||||
КВС |
2п |
шт. |
б/рад. |
б/инж. |
б/опер. |
Прим. |
||
I |
Авиационная техника |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
ВАП-2. Назначение, принцип действия, тактико-технические характеристики (лекция) |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
|
0,30 |
0,30 |
|
2. |
Устройство ВАП, основные узлы и агрегаты, органы управления (лекция). |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
|
1,00 |
1,00 |
|
3. |
Монтаж, демонтаж ВАП на самолете (практ. зан.) |
|
|
|
|
2,00 |
2,00 |
|
4. |
Эксплуатация в полете. Меры безопасности. Классно-групповые занятия. |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
|
1,00 |
1,00 |
|
II. |
Практическая аэродинамика |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Аэродинамические характеристики Ил-76 при полете на MB и ПМВ. |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
|
0,30 |
|
|
2. |
Изменение аэродинамических характеристик самолета при использовании ВАП-2 (Gx, G пол, Хт) |
1,00 |
1,00 |
0,30 |
|
0,30 |
|
|
3. |
Особенности маневрирования при м - 25/30° на |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
|
|
|
|
III. |
Самолетовождение |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Особенности полета на МВ и ПМВ (лекция) |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
|
|
|
|
2. |
Методика разведки очагов пожара и определение исходных данных для расчета. (Классно-групповое занятие). |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
|
|
|
|
3. |
Методика расчета данных на применение ВП-2 (практическое занятие). |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
|
|
|
|
4. |
Меры безопасности выполнения при выполнении полета на применение ВАП. (по рельефу, высоте полета, направлениям полета, определению МС, освещенности). (Лекция) |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
|
|
|
|
IV |
Взаимодействие членов экипажа |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Взаимодействие членов экипажа при выполнении полета на применение ВАП: |
|
|
|
|
|
|
|
- при полете по маршруту; |
|
|
|
|
|
|
|
|
- при обнаружении очага пожара и контрольном облете; |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
|
0,15 |
0,15 |
|
|
- при установлении связи с группой лидирования и наведения на очаг пожара; |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
|
0,30 |
0,30 |
|
|
- при применении ВАП; |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
|
0,15 |
0,15 |
|
|
- при возникновении |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
|
0,30 |
0,30 |
|
|
особых случаев полета; |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
|
0,30 |
0,30 |
|
|
2. |
Меры безопасности |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
|
0,30 |
0,30 |
|
V. |
Контрольное занятие |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
|
1,00 |
1,00 |
|
|
Итого |
10 ч |
10 ч |
10 ч |
|
9 ч |
8 ч |
|
3 Программа тренажерной подготовки
3.1 Общие положения
Тренажерная подготовка проводится с целью закрепления знаний, полученных в процессе наземной подготовки и выработки практических навыков при работе с оборудованием при подготовке к полету и выполнению полета.
Тренажерная подготовка проводится в форме тренажей в кабине самолета и тренажей на КТС Ил-76.
Тренажи проводятся под руководством инструкторов по специальностям до полной отработки действий.
3.2 Содержание программы тренажной подготовки
N |
Наименование темы тренажа |
Время |
Место проведения Кто проводит |
Примечания |
1. |
Тема 1 |
|
самолет |
Проводится с б/инженером, б/оператором |
Установка ВАП на самолет. |
1.00 |
б/оператор |
||
Заправка огнегасящей жидкостью |
|
инструктор |
||
2. |
Тема 2 |
|
самолет |
Проводится с б/инженером, б/оператором |
Слив огнегасящей жидкости |
1.00 |
б/оператор |
||
Демонтаж ВАП |
|
инструктор |
||
3. |
Тема 3 |
|
самолет, |
Проводится с экипажем |
Отработка взаимодействия членов экипажа при применении ВАП |
0.40 |
пилот-инструктор |
||
4. |
Тема 4 |
|
|
|
Отработка действий членов экипажа при: |
|
КТС Ил-76 (самолет) пилот-инструктор |
Проводится с экипажем |
|
ступенчатом изменении веса и центровки самолета; |
0.40 0.40 |
|||
возникновение особых случаев в полете |
|
|||
|
Всего по программе: |
4.00 |
|
|
3.3 Методические указания
Изучение дисциплин наземной подготовки проводится согласно тематике по расписаниям и планам-конспектам, утвержденным заместителем директора АСК.
Занятия проводятся инструкторами:
по авиатехнике - бортоператором-инструктором;
по аэродинамике и РЛЭ - пилотом-инструктором;
по самолетовождению - штурманом-инструктором.
Контрольно-проверочное занятие проводится после проведения тренажерной подготовки.
Результаты контрольно-проверочного занятия оформляются в заданиях на тренировку и в зачетной ведомости. Оценки подписываются соответствующим инструктором, зачетная ведомость утверждается директором АСК. Оценочный лист (приложение 1) контрольно-проверочных занятий и задание на тренировку (приложение 3) хранятся в личном деле специалиста, зачетная ведомость - в штабе АСК.
Занятия проводятся, как правило, в полном составе группы. В случае отсутствия слушателя по уважительным причинам допускается самостоятельное изучение темы и индивидуальное собеседование по теме.
Тренажерная подготовка проводится под руководством инструктора по специальности по утвержденной карточке тренажа. (Приложение N 4).
Тренажи по темам N 1 и N 2 проводятся с бортинженерами и бортоператорами, по темам N 3 и N 4 в полном составе экипажа.
Тренаж по теме N 4 проводится в составе экипажа на КТС Ил-76 по утвержденной карточке тренажа со ступенчатым вводом с пульта инструктора уменьшения веса на 20 (40) тонн и изменения центровки на рассчитанную величину.
При невозможности отработки тренажа по теме N 4 на КТС Ил-76, допускается проведение тренажа в кабине самолета. При этом особое внимание на четкость взаимодействия членов экипажа и правильности управления стабилизатором и рулем высоты и режимом двигателей при применении ВАП-2.
3.4 Меры безопасности
К проведению тренажей допускается летный состав, изучивший:
"Дополнения к ИЛЭ-76 и РЛЭ-76 т(ТД), переоборудованных для тушения лесных пожаров", разработанного на основании:
1. Решения МАП, МГА и Госкомплекса СССР N 7602-00426-167-24 от 24.04. - 13.06.1988 г.;
2. Договора ГКЧС России и АК им. С.В. Ильюшина N 80-92 от 02.09.92 г.
3. Акта N 5546-76/93 по результатам испытаний самолета Ил-76 МД N 4307, и утвержденных Главным конструктором АК им. С.В. Ильюшина 13.07.93 г.
"Дополнения N 140 к Инструкции по технической эксплуатации для самолетов Ил-76 и Ил-76 Т(ТД), оборудованных для тушения лесных пожаров", по устройству и порядку монтажа и демонтажа ВАП-2 на самолете Ил-76 и применению ВАП-2 для слива огнегасящей жидкости (СОЖ), разработанного на основании С/3 7653-3498-271, 7653-3687-271 и утвержденного Главным конструктором АК им. С.В. Ильюшина 14.07.93 г.
Перед проведением тренажей по темам NN 1, 2 проводится инструктаж по технике безопасности при работе с погрузо-разгрузочным оборудованием.
Руководство монтажом и демонтажем ВАП-2 осуществляет бортоператор-инструктор. Старший бортоператор определяет безопасное направление перемещение ВАП-2 и подает команды бортоператорам. Бортоператоры управляют тельферами.
Старшему бортоператору вместе с бортоператорами уточнить команды, подаваемые старшим бортоператором и реакцию бортоператоров на команды во время погрузки, монтажа, заправки, слива жидкости, демонтажа ВАП-2.
После монтажа ВАП-2 бортоператору-инструктору проверить правильность крепления ВАП-2 к швартовочным узлам, швартовку ВАП-2 согласно "Дополнению к ИЛЭ-76".
Перемещение ВАП-2 в грузовую кабину запрещается, если:
положение по высоте не позволяет беспрепятственно перемещать ВАП-2;
перемещение ВАП-2 приведет к повреждению конструкции самолета или оборудования, угрозе безопасности обслуживающего персонала;
при появлении в зоне работ посторонних лиц;
при неуверенности в правильности поданной или принятой команды.
В погрузке, монтаже, демонтаже и выгрузке ВАП-2 должно участвовать минимальное количество специалистов.
Обслуживающему персоналу запрещается находиться в зоне торцевых крышек ВАП-2, заправленного огнегасящей жидкостью, во избежание травм при несанкционированном сливе на земле.
4 Программа летной подготовки
4.1 Общие положения
Программа летной подготовки определяет порядок, последовательность и объем летной подготовки при обучении, контроле и поддержании натренированности экипажей выполнению специального полета на слив огнегасящей жидкости (СОЖ).
Полеты по программе летной подготовки выполняются при следующих метеоусловиях и на высотах полета:
по маршруту до района очага - в ПМУ и СМУ на высоте не ниже нижнего безопасного эшелона;
в районе очага - не ниже нижней безопасной высоты при : в СМУ - 200 м, визуально - 100 м, при видимости более 5 км и
не менее 250 м,
при применении ВАП-2 - только визуально на больше или равно 50-100 метров при
не менее 250 м, и видимости не менее 5 км.
Обучение КВС, штурмана и бортоператоров проводить по Упражнению Программы в аэродромных условиях инструкторским составом, имеющим соответствующий допуск к специальным полетам на СОЖ, как правило в одном полете. Допускается раздельная подготовка членов летных экипажей (КВС, шт. и б. опер.).
Контроль и поддержание натренированности проводить как правило в производственных условиях. В исключительных случаях допускается выполнение контрольных полетов на восстановление навыков и тренировочных полетов для продления допуска в аэродромных условиях.
Количество полетов и заходов по программе указано минимальным и может быть увеличено Заместителем директора по ОРЛ по представлению инструктора.
По результатам выполнения зачетного полета инструктор определяет готовность члена экипажа к самостоятельному выполнению функциональных обязанностей при выполнении специального полета на СОЖ.
Результаты полета заносятся в летную книжку, оценка и вывод о готовности заверяется подписью инструктора.
Допуск к самостоятельному выполнению функциональных обязанностей при выполнении специального полета на СОЖ отдается приказом директора АСК и заносится в летную книжку специалиста (приложение N 8).
4.2 Содержание программы летной подготовки
N |
Содержание упражнения |
Полет |
Заходов на "очаг'' |
Время |
Примечание |
701 |
Контрольный полет по маршруту на малой (Н = 200 м) и предельно малой (Н = 50-100 м) высоте с выполнением: |
1 |
2 |
Расчетное |
|
разведки очага; | |||||
определение параметров полета при СОЖ; | |||||
сухого слива. | |||||
702 |
Контрольный полет на выполнение последовательного слива огнегасящей жидкости. |
1 |
2 |
Расчетное |
|
703 |
Зачетный (контрольный полет) на выполнение одновременного слива огнегасящей жидкости из 2-х резервуаров. |
1 |
1 |
Расчетное |
Допуск к самостоят. выполнению функциональных обязанностей |
704 |
Тренировочный полет на СОЖ |
По заданию |
Расчетное |
Расчетное |
|
|
Итого по программе |
3 |
5 |
Расчетное |
Выполняется в соответствии с заданием на СОН |
4.3 Методические указания
Перед прохождением Программы летной подготовки инструктору определить с учетом имеющихся допусков, опыта работы обучаемого объема предварительной подготовки и конкретные элементы полета, отрабатываемые в полетах по Упражнениям программы.
При подготовке КВС и штурманов, имеющих допуск и опыт полетов на MB и ПМВ разрешается при выполнении Упражнения N 701 полет на MB и ПМВ не отрабатывать.
В период предварительной подготовки изучить:
маршрут полета на MB и ПМВ;
рельеф местности, наивысшие точки рельефа, препятствия;
характерные линейные и площадные ориентиры в районе "очага";
порядок расчета минимально безопасной высоты, минимальной истинной безопасной высоты;
рубежи изменения высоты полета по маршруту;
порядок работы с барометрическими и радиовысотомерами;
нанести на карту место имитируемого "очага", оценить рельеф, препятствия, направления безопасного подхода к "очагу" и ухода после СОЖ, рассчитать минимальные высоты по рубежам в районе "очага" (Приложение N 5);
провести тренаж по взаимодействию членов экипажа при полете по маршруту на MB и ПМВ, выходе на очаг пожара, выполнении СОЖ, возникновении особых случаев в полете.
Готовность экипажа к полету определяется на контроле готовности, который проводится методом розыгрыша полета. При выявлении недостаточной подготовленности, предоставить экипажу дополнительное время для отработки неусвоенных элементов с последующим контролем.
В период предполетной подготовки уточнить:
метеоусловия на аэродроме и в районе полета (высоту нижней границы облаков, видимость, явления погоды, давление на аэродроме и минимальное давление в районе полета приведенное к уровню моря);
ознакомиться с воздушной обстановкой в районе полета;
выполнить навигационные расчеты.
Предполетную подготовку специального оборудования проводить в соответствии с "Дополнением N 140 к ИТЭ" и "Дополнением к ИЛЭ-76 и РЛЭ-76 Т (ТД)".
При отработке Программы летной подготовки в районе г. Ногинска организацию, выполнение, управление, взаимодействие осуществлять в соответствии с Инструкцией по производству полетов на вертолетной площадке полигона 233 ОСМБР, согласованной с ЦРП и командованием в/ч 15565 и утвержденной командующим 16 ВА 6.09.1994 г.
4.4 Методика выполнения Упражнений Программы летной подготовки
Упражнение N 701
Контрольный полет по маршруту на малой (Н = 200 м) и предельномалой (Н = 50-100 м) высоте с выполнением:
разведки "очага";
определения параметров полета СОЖ;
"сухого" слива.
Полетов - 1. Заходов - 2. Время - расчетное.
Цель полета: В полете отработать:
пилотирование, выполнение маневров при полете MB и ПМВ;
технику самолетовождения при полете на MB и ПМВ;
выполнение выхода на "очаг", определение параметров "очага", расчета элементов полета расчета элементов полета при выполнении СОЖ;
работу с арматурой ВАП-2 в процессе выполнения "сухого" слива.
Порядок выполнения:
Выполнить нормальный взлет, уборку шасси, механизации, установить на высотомерах давление QNH. На и H не менее
выйти на ИПМ маршрута на малой высоте. После прохода ИПМ занять
. Сигнализатор опасной высоты РВ установить на 200 м. При полете на ППМ выполнить отвороты влево и вправо на 30° с креном до 30°. В контрольных точках сравнить показания высотомеров, радиовысотомера. С учетом рельефа местности определить правильность установки QNH на высотомерах.
После отработки пилотирования на MB пройти ИММ, занять курс на ППМ и высоту над рельефом, контролируя выдерживание высоты по РВ. Сигнализатор опасной высоты установить на 80 м. На установленных рубежах изменять высоту на рассчитанную величину. В полете отработать выдерживание высоты, своевременное ее изменение в соответствии с рельефом и препятствиями, развороты с креном до 30° влево и вправо с одновременным увеличением высоты на 20-30 м и режима работ двигателей на 2-4% и соответствующем уменьшением Н полета и режима работы двигателя после выполнения полета.
После отработки пилотирования на занять высоту
и отработать выполнение маневров аналогично полету на Н = 100 м. Сигнализатор опасной высоты на РВ установить на 40 м.
После отработки пилотирования на ПМВ занять и выйти в район "очага". При полете "очага" определить его параметры:
горизонтальные размеры;
направление и скорость распространения;
высоту подъема дыма, пламени и других опасных для полета явлений.
Штурману по данным параметрам и скорости и направлению ветра на высоте полета определить:
направление захода;
минимальную высоту полета;
положение точек подачи сигналов на открытие крыши горловины, выпуска механизации, открытия рампы, занятия высоты СОЖ, подачи по СПУ и включение сигналов "Приготовиться", "Внимание", "Сброс";
рассчитать положение точки начала применения (ТНП). После разведки "очага" взять курс на точку начала применения (ТНП), чтобы пройти ее с МК близким к МК слива.
После прохода ТНП:
командир ВС подает команду:
б/оператору N 2: "Открыть крышки горловин ВАП", после доклада об открытии - "Разгерметизировать грузовую кабину";
б/инженеру: "Выпустить механизацию на 30°/25°", "Выдерживать ско
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.