Представление Счетной палаты Российской Федерации от 19 мая 2016 г. N ПР 02-67/02/2-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка внешнеторговой деятельности предприятий - производителей вооружения и военной техники противовоздушной обороны при осуществлении военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и использования ими доходов от этой деятельности в 2012 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года" на объекте публичное акционерное общество "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина" (далее - ПАО "МЗИК"), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В соответствии с пунктом 16 Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 233, при осуществлении военно-технического сотрудничества, а также внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции в случае использования при ее производстве результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, государственные заказчики заключают с организациями - разработчиками и производителями продукции военного, специального и двойного назначения, указанными в решении о ее экспорте, лицензионные договоры о предоставлении им права использования при выполнении контрактных обязательств результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.
За предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, взимаются лицензионные платежи.
ПАО "МЗИК" при осуществлении деятельности в рамках военно-технического сотрудничества в лицензионные договора за предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, при поставках продукции военного назначения (далее - ПВН) иностранным заказчикам по трем договорам комиссии, к которым заключены дополнительные соглашения от 17 сентября 2012 г. N 181802122266-1212819 (к договору комиссии от 26 июня 2012 г. N Р/181802122266-1212099), от 5 июля 2013 г. N 1818021226471312102 (к договору комиссии от 23 мая 2013 г. N 181802122647-1310244) и от 4 июня 2015 г. N 1381802120573-1510155 (к договору комиссии от 1 декабря 2014 г. N 1381802120573-1414898), предусматривающим поставку ПВН на общую сумму 148,3 млн. долларов США, не были внесены соответствующие изменения в части изменения размера лицензионных платежей.
Как установлено проверкой, в отношении определения размера лицензионных платежей за предоставление ПАО "МЗИК" права использования результатов интеллектуальной деятельности при поставках ПВН в рамках вышеуказанных договоров комиссии с государственным заказчиком - Минобороны России (Управление интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники) велась переписка.
Однако на момент завершения Счетной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия по вышеуказанным договорам комиссии, к которым заключены дополнительные соглашения, в лицензионные договоры в рамках выполнения поставок ПВН изменения в части определения размера лицензионных платежей не внесены, разногласия ПАО "МЗИК" с Минобороны России не урегулированы. Перечисление ПАО "МЗИК лицензионных платежей в федеральный бюджет не осуществляется.
2. Требования статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 ноября 2013 года (далее - Методические рекомендации Минтруда) в ПАО "МЗИК" в части разработки и применения мер по предупреждению коррупции выполнялись не в полной мере.
По мероприятиям, предусмотренным Методическими рекомендациями Минтруда по нормативному обеспечению стандартов поведения, на предприятии введены только антикоррупционные оговорки в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью, и антикоррупционные положения в трудовые договоры работников.
При этом не разработаны кодекс этики и служебного поведения работников ПАО "МЗИК", положение о конфликте интересов, а также не приняты правила, регламентирующие вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.
Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур (заполнение декларации о конфликте интересов, ротация работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском, и т. д.) в ПАО "МЗИК" также не осуществлены.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" публичному акционерному обществу "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Принять меры по внесению изменений в лицензионные договоры за предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, при выполнении поставок ПВН в рамках военно-технического сотрудничества по трем договорам комиссии, к которым заключены дополнительные соглашения от 17 сентября 2012 г, N 181802122266-1212819 (к договору комиссии от 26 июня 2012 г. N Р/181802122266-1212099), от 5 июля 2013 г. N 181802122647-1312102 (к договору комиссии от 23 мая 2013 г. N 181802122647-1310244) и от 4 июня 2015 г. N 1381802120573-1510155 (к договору комиссии от 1 декабря 2014 г. N 1381802120573-1414898), предусматривающим поставку ПВН на общую сумму 148,3 млн. долларов США.
2. В целях выполнения ПАО "МЗИК" мер по предупреждению коррупции, предусмотренных статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", утвердить в установленном порядке соответствующие внутренние документы, в том числе: кодекс этики и служебного поведения работников ПАО "МЗИК"; положение о конфликте интересов; правила, регламентирующие вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства, а также разработать специальные антикоррупционные процедуры (по заполнению декларации о конфликте интересов, ротации работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском).
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 апреля 2016 г. N 19К (1094).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" генеральному директору публичного акционерного общества "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 25 февраля 2017 года.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты Российской Федерации от 19 мая 2016 г. N ПР 02-67/02/2-02
Текст представления официально опубликован не был