Представление Счетной палаты РФ от 8 июня 2016 г. N ПР 10-151/10-03
В соответствии с пунктами 1.1.1, 1.1.1.1.45 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год в Министерстве транспорта Российской Федерации проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год".
По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Проверка показала, что бюджетная отчетность за 2015 год Минтранса России и подведомственного получателя бюджетных средств является недостоверной на основании следующего.
В нарушение статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 9 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), бюджетная отчетность за 2015 год ФКУ "Ространсмодернизация" по коду строки баланса 070 (ф. 0503130) искажена в сторону уменьшения на сумму 459,9 млн. рублей (не учтена разница кадастровой стоимости земельных участков на 1 января 2016 года).
В нарушение пункта 132 Инструкции N 157н ФКУ "Ространсмодернизация" учет операций, связанных с приобретением земельных участков, не формировался на счете 106 13 "Вложения в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения", а отражен на счете 103 11 "Земля - недвижимое имущество учреждения" в сумме 175,1 млн. рублей без документов (свидетельств), подтверждающих право пользования земельными участками. Изменение строки баланса не повлияло на итоговую сумму валюты баланса.
В связи с этим сводная бюджетная отчетность Минтранса России (ГРБС) за 2015 год в части учета вновь приобретенных земельных участков стоимостью 175,1 млн. рублей, а также учета изменения кадастровой стоимости ранее приобретенных земельных участков на 459,9 млн. рублей по счету 103 11 "Земля - недвижимое имущество учреждения", коду строки баланса 070 (ф. 0503130) является недостоверной.
По данным фактам составлены два протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В нарушение части 3 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и приказа Минфина России от 13 июня 1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" Минтрансом России инвентаризация затрат, учитываемых на счетах вложений в нефинансовые активы, не проводилась.
3. В 2015 году неисполненные бюджетные ассигнования, предусмотренные Минтрансу России сводной бюджетной росписью на госпрограмму "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" в части реализации мероприятий федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы", составили 516,7 млн. рублей, из которых по состоянию на 1 января 2016 года 331,0 млн. рублей остались нераспределёнными. Неиспользованные остатки бюджетных средств в размере 516,7 млн. рублей возвращены в федеральный бюджет.
Исполнение бюджетных назначений по подразделу 04 08 "Транспорт" составило 716,7 млн. рублей, или 68,2%; по подразделу 04 11 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики" - 697,9 млн. рублей или 79,2%.
Низкий уровень исполнения бюджетных назначений связан с недостаточным качеством обоснований бюджетных ассигнований, без учета реальной потребности в финансовых средствах.
4. В ходе исполнения мероприятий ФЦП "ГЛОНАСС" Минтрансом России приобретено оборудование для учреждений и организаций, подведомственных Росморречфлоту и Росавиации.
По состоянию на 1 января 2016 года Минтрансом России всего закуплено оборудования ГЛОНАСС на общую сумму 1 038,2 млн. рублей, из них в 2015 году - 201,6 млн. рублей. Согласно распоряжениям Росимущества учреждениям и организациям передано имущество на общую сумму 678,9 млн. рублей. Имущество стоимостью 359,4 млн. рублей не используется и находится на ответственном хранении у производителей, что указывает на неэффективное использование имущества, приобретенного за счет средств федерального бюджета.
5. Минтрансом России в нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов", в отсутствие утвержденного плана информатизации на 2015 год заключены и оплачены государственные контракты на сумму 2 214,8 млн. рублей на реализацию мероприятий по информатизации.
Предварительный проект плана информатизации Минтранса России на 2015 - 2017 годы размещен в АИС "Координация" и направлен в Минкомсвязь России на согласование с нарушением установленного срока на 196 дней. План информатизации Минтранса России на 2015 - 2017 годы утвержден с нарушением установленного срока более чем на один год.
В автоматизированной информационной системе "Учета" в Плане информатизации отсутствует уникальный идентификационный номер у некоторых объектов учета, присваиваемый при регистрации.
6. Минтрансом России в нарушение части 4 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2015 год на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещен с нарушением законодательно установленных сроков на 21 день.
7. В нарушение пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, согласно которому планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете, Минтрансом России план-график на 2015 год размещен на 21 календарный день позднее установленного срока.
8. В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений" Минтрансом России не утверждены нормативные затраты на обеспечение функций подведомственного казенного учреждения ФКУ "Ространсмодернизация".
9. В нарушение пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Минтранс России не осуществляет контроль за деятельностью подведомственных бюджетных и казенных учреждений.
9.1 ФБУ "Росавтотранс" и ФГБУ "НЦКТП Минтранса России" в нарушение пункта 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не разместил бухгалтерскую отчетность и основные показатели деятельности учреждений на сайте www.bus.gov.ru. в информационно-коммуникационной сети Интернет.
9.2 ФГБУ "НЦКТП Минтранса России" и ФБУ "Росавтотранс" в нарушение пункта 6 и пункта 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н, не размещена информация о внесении изменений в план финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru.
9.3 ФКУ "Ространсмодернизация" не обеспечена результативность и эффективность использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Между ФКУ "Ространсмодернизация" и ООО "ИБС Экспертиза" был заключен государственный контракт от 2 июля 2013 г. N РТМ-44/13. Предмет контракта - выполнение работ по внедрению информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (АСУ ТК). Общая стоимость работ - 312,0 млн. рублей, в том числе 2013 год - 73,2 млн. рублей, 2014 год - 238,8 млн. рублей
Сторонами 22 мая 2015 года подписано соглашение о расторжении государственного контракта N РТМ-44/13 в связи с неактуальностью части выполняемых работ. Стоимость оплаченных работ по контракту - 267,7 млн. рублей.
Контрольное событие 11.26.1. "Реализация мероприятия по внедрению первой очереди АСУ ТК" государственной программы "Развитие транспортной системы", запланированного на 31 мая 2015 года, не выполнено. Отчетом о ходе реализации и оценке эффективности ГП "РТС" в 2015 году подтверждено, что по состоянию на 1 января 2016 года первая очередь АСУ ТК не внедрена.
10. В нарушение пункта 17 раздела V приказа Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 115 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02 в Учетной политике Министерства не установлен порядок и способ списания затрат на НИОКР.
11. Минтрансом России не проводилась инвентаризация дебиторской задолженности по подведомственным распорядителям и получателям средств федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Методическими рекомендациями по проведению главными распорядителями средств федерального бюджета инвентаризации дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета (совместное письмо Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство от 10 декабря 2015 г. N 02-07-07/73609, N 07-04-05/02-848).
12. В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 93 "Об осуществлении от имени Российской Федерации прав акционера открытого акционерного общества "Государственная транспортная лизинговая компания" Минтранс России в 2014 - 2015 годах не направлял в установленный срок (до 10 марта) в Минэкономразвития России отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями ПАО "ГТЛК" за 2015 год.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Минтрансу России необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Минтрансу России следует в срок до 1 июля 2016 года внести изменения в бюджетную отчетность и представить соответствующие изменения в Минфин России, Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
2. Во взаимодействии с Росимуществом принять меры по передаче имущества, приобретенного в рамках выполнения мероприятий ФЦП "ГЛОНАСС", в установленном порядке учреждениям и организациям, подведомственным Росморречфлоту и Росавиации.
3. Утвердить нормативным актом нормативные затраты на обеспечение функций подведомственного казенного учреждения ФКУ "Ространсмодернизация".
4. Зарегистрировать в установленном порядке объекты учета, включенные в План информатизации Минтранса России.
5. Обеспечить размещение ФГБУ "НЦКТП Минтранса России" и ФБУ "Росавтотранс" бухгалтерской отчетности и информации о внесении изменений в план финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru.
6. Направить в Минэкономразвития России отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями ПАО "ГТЛК" за 2015 год.
7. В Учетной политике Минтранса России, утвержденной приказом Минтранса России от 7 марта 2013 г. N 81а, установить порядок и способы списания затрат на НИОКР.
8. Привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения законодательства Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 мая 2016 г. N 25К (1100).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру транспорта Российской Федерации либо лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года, за исключением пункта 4 требований, о принятых мерах по результатам выполнения которого уведомить Счетную палату Российской Федерации до 1 ноября 2016 года.
Аудитор |
В.Н Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 8 июня 2016 г. N ПР 10-151/10-03
Текст представления официально опубликован не был