Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 02-132/02/1-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Федеральном агентстве связи, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В части осуществления полномочий администратора доходов федерального бюджета.
1.1. Основную долю доходов (94,2%), администрируемых Россвязью, составляют средства отчислений операторов сети связи общего пользования (далее - операторы связи) В резерв универсального обслуживания (КБК 084 1 17 09000 01 6000 180). По итогам 2015 года поступление по указанному коду составило 13 731,57 млн. рублей, что меньше утвержденных прогнозных показателей на 5,3%.
В предыдущие отчетные периоды прогнозные показатели по данному КБК также не были исполнены в полном объеме, а именно: в 2012 году исполнение составило 90,8%, в 2013 году 94,8% прогноза поступлений, в 2014 году 98,7%.
Регулярное недостижение утверждаемых показателей поступления доходов по указанному КБК свидетельствует о недостаточности мер, принимаемых Россвязью как администратором доходов федерального бюджета в части формирования резерва универсального обслуживания.
Следует отметить, что в проверяемый период расходы на оказание операторами связи универсальных услуг связи (возмещение операторам связи убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, в совокупности с возмещением затрат оператору базы данных перенесенных абонентских номеров, а также финансовым обеспечением оказания универсальных услуг связи по договору с ПАО "Ростелеком") превысили сумму поступивших в резерв универсального обслуживания доходов на 1 466,16 млн. рублей (или на 10,7%) и составили 15 197,72 млн. рублей.
1.2. По состоянию на 1 января 2015 года дебиторская задолженность по доходам Россвязи (далее - задолженность или дебиторская задолженность) составила 1 235,57 млн. рублей, по состоянию на 1 января 2016 года - 676,52 млн. рублей.
В составе задолженности на конец отчетного периода 100%-задолженность операторов связи по КБК 1 17 09000 01 6000 180 (поступления отчислений операторов связи в резерв универсального обслуживания).
Несмотря на факт снижения дебиторской задолженности, обращает на себя внимание то, что всего 7,27% (или 49,24 млн. рублей) суммы числящейся на балансе задолженности сформировано по итогам представленной в 2015 году отчетности операторов связи. Остальная сумма дебиторской задолженности сформирована до 2015 года. При этом меры, принимаемые Россвязью для ее сокращения, не являются достаточными.
Так, анализ задолженности крупнейших дебиторов (с суммами задолженности по состоянию на 1 января 2016 года более 10,0 млн. рублей) показал, в частности, что ОАО "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение" (ИНН 7842449696), имеющему на основании представленной в Россвязь отчетности сумму задолженности перед резервом универсального обслуживания в размере 25,79 млн. рублей, последний раз Россвязью уведомления направлялись в 2013 году. Извещение (заявление) в Роскомнадзор ведомством не направлялось. Платежи в резерв универсального обслуживания указанная компания не осуществляет.
Следует отметить, что последний отчет ОАО "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение" представлен в 2009 году, что является нарушением пунктов 1, 2 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания" утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16 сентября 2008 г. N 41, пункта 11 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г, N 87, согласно которым оператор связи ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Проблема непредставления в Россвязь отчетности операторами связи до настоящего времени не решена. В списке операторов связи, числящихся по состоянию на 1 января 2016 года должниками по уплате в резерв универсального обслуживания, порядка 30% операторов не представляли сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 2015 год. При этом более половины таких операторов ни разу не осуществляли отчисления в резерв универсального обслуживания. Сумма задолженности по состоянию на 1 января 2016 года составила 80,30 млн. рублей (расчетно).
Россвязью в 2015 году уведомления таким операторам о наличии задолженности по обязательным отчислениям и необходимости ее погашения не направлялись, информация в отношении операторов связи, не представивших сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей), в Роскомнадзор также не направлялась.
При этом несоблюдение операторами связи обязательных лицензионных условий и обязанностей по предоставлению сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, установленных нормативными правовыми актами, является нарушением лицензионных требований и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно Межведомственному регламенту взаимодействия Россвязи и Роскомнадзора Россвязь должна направлять в Роскомнадзор материалы для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАПРФ, в отношении операторов связи, не представивших сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Ненадлежащее исполнение полномочий администратора доходов, установленных пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по взысканию задолженности по платежам в бюджет, отсутствие контроля за своевременным предоставлением операторами сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания:
не позволяют сделать вывод о суммах недопоступлений в доход федерального бюджета,
свидетельствуют о возможно неполном отражении дебиторской задолженности в отчетности Россвязи,
увеличивают риск роста безнадежной к взысканию задолженности в бюджет по причине утраты возможности взыскания администратором доходов задолженности в бюджет в судебном порядке в связи с истечением установленного срока ее взыскания.
2. В части осуществления полномочий прав собственника имущества подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий (далее также - ФГУП).
2.1. Россвязью при определении размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, не соблюдается порядок, установленный абзацем четвертым пункта 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228, в соответствии с которым часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, в отношении предприятий, включенных в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 1060-р, определяется федеральными органами исполнительной власти на основании решения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решений, принимаемых по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
ФГУП "Космическая связь" включено в перечень ФГУП, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 1060-р.
Актами Правительства Российской Федерации размер перечисления части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, ФГУП "Космическая связь" не устанавливался.
При этом полученная по итогам деятельности 2014 года чистая прибыль ФГУП "Космическая связь" скорректирована в рамках утвержденной Россвязью программы деятельности ФГУП "Космическая связь" в сторону уменьшения, что привело к занижению части прибыли, подлежащей перечислению в доход федерального бюджета.
В 2015 году подведомственным Россвязи ФГУП "Космическая связь" уплачено в федеральный бюджет 7,9% (274,67 млн. рублей) чистой прибыли, полученной по итогам деятельности в 2014 году.
Следует отметить, что занижение показателя чистой прибыли в целях определения базы расчета для обязательных отчислений части прибыли в федеральный бюджет производится при наличии факта роста нераспределенной прибыли ФГУП "Космическая связь": по итогам деятельности 2014 года 18 963,58 млн. рублей, по итогам деятельности 2015 года - 21 365,0 млн. рублей.
По данным бухгалтерской отчетности ФГУП "Космическая связь" чистая прибыль по итогам 2014 года составила 3 465,24 млн. рублей.
Несмотря на то что ФГУП "Космическая связь" включено в перечень ФГУП, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий, перечисление ФГУП "Космическая связь" обязательных отчислений части прибыли в федеральный бюджет в размере менее 25% при отсутствии актов Правительства Российской Федерации о фиксированном нормативе перечисления конкретным предприятием части прибыли в федеральный бюджет расценивается Счетной палатой Российской Федерации как выявленный резерв дополнительных поступлений в доход федерального бюджета в части установленной разницы недопоступивших доходов.
2.2. В нарушение требований пункта 1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных инвестиций подведомственным Россвязи предприятиям в 2011 - 2012 годах, в том числе: ФГУП "Космическая связь" - в сумме 127,77 млн. рублей, ФГУП "Почта России" - в сумме 159,85 млн. рублей не повлекло увеличения уставного фонда предприятий в последующих периодах.
В период 2011 - 2012 годов Россвязью предоставлены бюджетные инвестиции на строительство объектов инфраструктуры связи на архипелаге Шпицберген в рамках подпрограммы "Освоение и использование Арктики" федеральной целевой программы "Мировой океан". Заказчиком-застройщиком по мероприятию являлось ФГУП "Космическая связь". Программное мероприятие выполнено, однако до настоящего времени право хозяйственного ведения на имущественный комплекс сети связи в п. Баренцбург на архипелаге Шпицберген за ФГУП "Космическая связь" не закреплено.
Кроме того, в период 2011 - 2012 годов Россвязью были предоставлены бюджетные инвестиции ФГУП "Почта России" в целях строительства административного здания Саранского почтамта. Бюджетные инвестиции предоставлялись с учетом принятия впоследствии решений об увеличении уставного фонда ФГУП "Почта России" на сумму соответствующих вложений. Объект построен и введен в эксплуатацию.
ФГУП "Почта России" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2013 г. N 528-р передано в ведение Минкомсвязи России.
При этом согласно балансу Россвязи (форма 0503130) в составе вложений в финансовые активы по счету 1 215 32000 "Вложения в уставный фонд государственных (муниципальных) предприятий" до настоящего времени отражено предоставление ФГУП "Почта России" бюджетных инвестиций в сумме 159 854,09 тыс. рублей.
3. Установлено несоответствие положений нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Россвязи при исполнении полномочий распорядителя бюджетных средств, требованиям действующего законодательства.
3.1. В нарушение положений приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г, N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений" (далее - Общие требования) Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденный приказом Россвязи от 12 января 2010 г. N 5 (далее - Порядок), не предусматривает при формировании сметы ведомства составление обоснований (расчетов) плановых сметных показателей и формирование проекта бюджетной сметы на очередной финансовый год (пункт 6 Общих требований). Кроме того, в соответствии с Порядком бюджетная смета Россвязи утверждается, составляется и ведется в "тыс. рублей", тогда как в соответствии с Общими требованиями бюджетная смета должна составляться, вестись и утверждаться в "рублях".
3.2. Правила предоставления Федеральным агентством связи из федерального бюджета субсидий на возмещение расходов по содержанию специальных объектов, утвержденные приказом Россвязи от 11 мая 2011 г. N 87, не соответствовали требованиям пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части отсутствия в них положений о категориях и (или) критериях отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий, об условиях предоставления субсидий, порядке их предоставления и возврате в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядке возврата получателем в текущем финансовом году остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Кроме того, Правила возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 246, а также Правила финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров и взимания платы оператора подвижной радиотелефонной связи, с которым абонент заключает новый договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, за внесение изменений в указанную базу данных, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 672, не содержат ряд обязательных требований к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, установленных пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отсутствие которых не позволит принять меры по возврату в федеральный бюджет субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и возврату остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
4. При проверке формирования Россвязью государственных заданий подведомственным учреждениям установлено следующее.
4.1. В нарушение пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца второго пункта 1 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, пять из девяти работ, установленных государственным заданием федеральному государственному бюджетному учреждению "Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий" (далее - ФГБУ "Центр МИР ИТ") на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденным Россвязью 31 августа 2015 года (далее - госзадание), не соответствуют основным видам деятельности, предусмотренным учредительными документами ФГБУ "Центр МИР ИТ".
4.2, Установленные госзаданием ФГБУ "Центр МИР ИТ" формы контроля за исполнением государственного задания (по пяти государственным работам - в форме доклада генерального директора, по четырем государственным работам - в форме отчета генерального директора ФГБУ "Центр МИР ИТ") не соответствуют положениям подпункта 5 пункта 19 Методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждением и контролю за их выполнением, утвержденных приказом Минфина России N 136н и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 526, которым такие формы контроля не предусмотрены.
4.3. Государственным заданием ФГБУ "Центр МИР ИТ" на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденным Россвязью 26 декабря 2014 года, по восьми из девяти государственных работ установлен показатель, характеризующий объем государственной работы как "отчет". Данный показатель объема государственной работы не отражает непосредственных результатов ее выполнения (конкретных изменений, эффекта, достижения поставленной цели), что влечет риски формального подхода со стороны бюджетного учреждения к исполнению государственного задания, со стороны Россвязи - в части контроля за его исполнением.
5. Выявлены нарушения при реализации мероприятий по информатизации.
5.1. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, до утверждения планов информатизации (далее - ПИ) на 2015 год Россвязью в 2015 году были заключены и оплачены 12 государственных контрактов на сумму 25 297,6 тыс. рублей.
5.2. В нарушение пункта 30 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, Россвязью закуплены товары, работы, услуги, не соответствующие утвержденному ПИ Россвязи на 2015 год по перечню и объему работ (услуг), перечню и количеству товаров, а также по объемам финансирования на сумму 1 060,55 тыс, рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Россвязи необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) направить в Роскомнадзор материалы для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, в отношении операторов связи, не представивших сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за период 2015 года;
2) при взаимодействии с Минкомсвязью России как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 2013 года полномочия учредителя ФГУП "Почта России", согласовать порядок передачи затрат Россвязи, образованных в период 2011 - 2013 годов в ходе реализации мероприятий по предоставлению бюджетных инвестиций ФГУП "Почта России" на строительство административного здания Саранского почтамта, в целях последующего увеличения уставного фонда ФГУП "Почта России" в целях выполнения положений пункта 1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
3) обеспечить выполнение мероприятий по регистрации права хозяйственного ведения на имущественный комплекс сети связи в п. Баренцбург на архипелаге Шпицберген за ФГУП "Космическая связь" в целях принятия впоследствии решения об увеличении уставного фонда указанного ФГУП в соответствии с пунктом 1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
4) внести изменения в Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденный приказом Россвязи от 12 января 2010 г. N 5, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н;
5) привести в соответствие с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правила предоставления Федеральным агентством связи из федерального бюджета субсидий на возмещение расходов по содержанию специальных объектов, утвержденные приказом Россвязи от 11 мая 2011 г. N 87;
6) подготовить и направить в Минкомсвязь России предложения по внесению изменений в Правила возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 246, а также Правила финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров и взимания платы оператора подвижной радиотелефонной связи, с которым абонент заключает новый договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, за внесение изменений в указанную базу данных, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 672, в целях приведения положений указанных правовых актов в соответствие с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
7) внести изменения в учредительные документы ФГБУ "Центр МИР ИТ" в части дополнения основными видами деятельности, соответствующими составу работ в утвержденных государственных заданиях на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;
8) рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Федерального агентства связи, допустивших нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 мая 2016 г. N 26К (1101).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального агентства связи или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 02-132/02/1-03
Текст представления официально опубликован не был