Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 02-172/02/1-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям и федеральном государственном бюджетном учреждении по организации, производству и распространению музыкальных и культурно-просветительских программ "Российский государственный музыкальный телерадиоцентр" (г. Москва) (далее - ФГБУ "РГМЦ"), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В соответствии с пунктом 29 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690, объемы финансового обеспечения реализации государственной программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются в соответствии с параметрами федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. N 985 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2015 г. N 911), продлена на три года, общий объем финансирования программы увеличен на 43 091,47 млн. рублей и составил 164 794,48 млн. рублей, в том числе объем средств федерального бюджета увеличен на 24 223,3 млн. рублей и составил 98 554,21 млн. рублей. Вместе с тем до настоящего времени соответствующие предложения в Минкомсвязь России о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313, в части финансового обеспечения реализации мероприятий указанной федеральной целевой программы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации", не направлены.
2. В нарушение пункта 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения, девять бюджетных смет (от 30 декабря 2014 г., от 6 марта 2015 г., от 13 мая 2015 г., от 22 мая 2015 г., от 9 июня 2015 г., от 29 июня 2015 г., от 22 октября 2015 г., от 6 ноября 2015 г. и от 15 декабря 2015 г.) на содержание Роспечати на 2015 год утверждены с фактическим превышением объема расходов по совокупности показателей по кодам классификации бюджетных обязательств над утвержденными и доведенными лимитами бюджетных обязательств на сумму 97 677,3 тыс. рублей.
Выявленный факт содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет).
3. Приказом Роспечати от 12 февраля 2014 г. N 23 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий организациям в сфере электронных средств массовой информации (далее - Правила предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления субсидий (в редакции приказа Роспечати от 2 декабря 2014 г. N 340) субсидии предоставляются ФГУП "ВГТРК" в целях возмещения его затрат в соответствии с уставом ФГУП "ВГТРК" и направляются на финансовое обеспечение деятельности, а также на покрытие расходов, связанных с производством программного продукта, в том числе в цифровом формате, наполнением им телерадиоэфира и обеспечением мероприятий по доведению его до телезрителей и радиослушателей, на обеспечение международной деятельности; на содержание зарубежных корреспондентских пунктов; на финансовое обеспечение мероприятий по переходу в 2013 - 2015 годах на производство программ в цифровом формате; на возмещение текущих и капитальных расходов ФГУП "ВГТРК".
Согласно пункту 10 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются в соответствии с договором, заключенным между Роспечатью и получателем субсидии и предусматривающим в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий между Роспечатью и ФГУП "ВГТРК" заключен договор о предоставлении и целевом использовании субсидии от 2 февраля 2015 г. N 11/05-15 (далее - Договор от 2 февраля 2015 года), которым предусматривается предоставление и использование средств федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с производством программного продукта, наполнением им телерадиоэфира и обеспечением мероприятий по доведению его до телезрителей и радиослушателей; на обеспечение международной деятельности; на содержание зарубежных корреспондентских пунктов и других расходов в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
Вместе с тем между Роспечатью и ФГУП "ВГТРК" было заключено дополнительное соглашение от 8 октября 2015 г. N 11-35 к Договору от 2 февраля 2015 года, согласно которому указанные в договоре средства субсидии могут быть использованы получателем (ФГУП "ВГТРК") на оплату расходов прошлых лет, то есть указанным дополнительным соглашением установлены условия, не предусмотренные Правилами предоставления субсидий.
Выявленный факт содержит признаки события и состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 "Нарушение условий предоставления субсидий" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В нарушение срока, предусмотренного графиком подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 5 июня 2014 г. N 152 (не позднее 14 рабочих дней с даты принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период), Роспечатью итоговый проект плана информатизации на 2015 год был направлен на рассмотрение и согласование в Минкомсвязь России 6 августа 2015 года (письмо N 9/5-10-8712/946), то есть с нарушением установленного срока на более чем семь месяцев.
5. В нарушение требований пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, Роспечатью допущено финансирование мероприятий по информатизации в отсутствие утвержденного плана информатизации. Так, в 2015 году осуществлена оплата работ (товаров, услуг) по информатизации за счет средств федерального бюджета в соответствии с условиями 17 государственных контрактов на общую сумму 30 344,9 тыс. рублей.
6. В состав инвентаризационных комиссий Роспечати включены материально ответственные лица, что не соответствует Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.
Так, в акте от 31 декабря 2015 г. N 3 "О результатах инвентаризации", инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) от 2 ноября 2015 г. N 1, от 3 ноября 2015 г. N 2, от 16 ноября 2015 г. N 3 и N 4, от 21 ноября 2015 г. N 5, от 14 декабря 2015 г. N 6 и N 7, от 15 декабря 2015 г. N 8, от 18 декабря 2015 г. N 9 и N 10, от 21 декабря 2015 г. N 11, от 25 декабря 2015 г. N 12 и N 15 членом инвентаризационной комиссии являлась ведущий специалист-эксперт Управления делами Роспечати Л.В. Данилина - материально ответственное лицо за нефинансовые активы.
В актах от 3 ноября 2015 г. N 17 и N 18 "О результатах инвентаризации", инвентаризационных описях наличных денежных средств от 3 ноября 2015 г. N 17 и N 18 членом инвентаризационной комиссии являлась консультант Управления финансирования и бухгалтерского учета Роспечати кассир Шишканова Л.B. - материально ответственное лицо за наличные денежные средства, числящиеся в кассе Роспечати.
7. В нарушение срока, предусмотренного пунктом 5 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н (не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете), план-график ФГБУ "РГМЦ" размещен с нарушением установленного срока (15 февраля 2015 года).
8. В нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой заказчик обязан осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, Роспечать в 2015 году при совокупном годовом объеме закупок в размере 254 480,31 тыс. рублей осуществила закупку у субъектов малого предпринимательства в объеме лишь 21 637,4 тыс. рублей, что составляет 8,5% совокупного годового объема закупок; ФГБУ "РГМЦ" при совокупном годовом объеме закупок в размере 78 100,00 тыс. рублей осуществило закупку у субъектов малого предпринимательства в объеме лишь 8 780,00 тыс. рублей, что составляет 11,3% совокупного годового объема закупок.
9. В нарушение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 499 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности управления федеральными государственными унитарными предприятиями", согласно которому стратегии развития федеральных государственных унитарных предприятий должны быть утверждены в 3-месячный срок со дня утверждения методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития предприятий на срок от 3 до 5 лет (утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 ноября 2011 г. N 683), стратегия развития федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" до настоящего времени не утверждена.
10. В нарушение пункта 2 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228, программы деятельности отдельных подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий на 2015 год утверждены Роспечатью позже установленного срока (1 ноября): программа деятельности ФГУП "РТРС" на 2015 год - на два месяца позже установленного срока; программа деятельности ФГУП "ВГТРК" на 2015 год - на 12 месяцев позже установленного срока; программа деятельности ФГУП "ТТЦ "Останкино" - на два месяца позже установленного срока.
11. В нарушение пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний финансовый аудит в порядке, предусмотренном Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила осуществления внутреннего финансового аудита), Роспечатью в 2015 году не осуществлялся, ведомственные правовые акты по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита, в том числе годовой план внутреннего финансового аудита, утверждены не были.
12. В Роспечати не должным образом реализуются полномочия администратора доходов по виду доходов КБК 135 1 11 07011 01 6000 120 "Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий" в части контроля за перечислением в федеральный бюджет части прибыли предприятия, предусмотренного пунктом 10 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228.
Так, ФГУП "Типография N 12 им. М.И. Лоханкова" платежным поручением от 17 июня 2015 г. N 35444 перечислило часть прибыли в размере 25% в федеральный бюджет по результатам 2014 года в объеме 69,0 тыс. рублей на два дня позже установленного законодательством срока (до 15 июня).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям предлагается следующее:
1) подготовить и внести в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации предложения о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313, в части финансового обеспечения реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. N 985;
2) внести изменения в составы комиссий по инвентаризации, утвержденные соответствующими приказами Роспечати, в части исключения материально ответственных лиц из состава комиссий;
3) обеспечить утверждение стратегии развития федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 499 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности управления федеральными государственными унитарными предприятиями";
4) обеспечить осуществление внутреннего финансового аудита в порядке, предусмотренном Правилами осуществления внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, с утверждением ведомственных правовых актов по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита;
5) провести проверку по фактам выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе при составлении бюджетных смет, осуществлении закупок, предоставлении субсидий, проведении мероприятий по информатизации, по результатам которой привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 мая 2016 г. N 26К (1101).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям либо лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 июля 2016 года.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 02-172/02/1-02
Текст представления официально опубликован не был