Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 1165426-6 "О внесении изменений в статьи 14.27 и 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (о введении конфискации лотерейных терминалов и оборудования за проведение (распространение) лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Представленным законопроектом предлагается внести изменения в часть 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), предусматривающие административную ответственность за распространение лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении.
Кроме того, указанная статья дополняется альтернативным дополнительным наказанием в виде конфискации лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, а также иного оборудования, с использованием которого осуществляется проведение (распространение) лотерей.
Проектом одновременно предлагается дополнить статью 32.4 Кодекса новой частью 5, согласно которой конфискованное игровое оборудование, которое использовалось при незаконных организации и проведении азартных игр, лотерейное оборудование, лотерейные терминалы, а также иное оборудование, с использованием которого осуществлялось проведение (распространение) лотерей с нарушением законодательства о лотереях, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В настоящее время порядок переработки (утилизации) или уничтожения имущества, обращенного в собственность государства, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года N 311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства".
Учитывая, что предлагаемые законопроектом меры позволят исключить возможность повторного вовлечения лотерейного оборудования и терминалов в незаконный оборот, Комитет поддерживает проектируемые изменения в части устанавливающей возможность конфискации лотерейных терминалов и оборудования за проведение лотерей без решения Правительства Российской Федерации.
Проектируемые изменения подпункта "а" пункта 1 законопроекта, по мнению Комитета, сформулированы не совсем корректно, по сравнению с действующей конструкцией части 1 статьи 14.27 Кодекса, а также без учета необходимости излагать диспозицию соответствующих составов административных правонарушений таким образом, чтобы они отвечали требованиям юридической техники в части определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 2012 года N 8-П).
Так, законопроектом предлагается ввести административную ответственность за распространение лотереи без решения Правительства Российской Федерации. Однако Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" не содержит такого понятия. Как следует из содержания пункта 8 статьи 2 указанного Федерального закона распространение (реализация) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, в том числе прием и учет лотерейных ставок (а не "распространение лотереи") наряду с другими действиями (мероприятиями) составляют понятие "проведение лотереи".
В этой связи представляется, что закрепление по сути в виде самостоятельного состава отдельных действий по распространению лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, в том числе прием и учет лотерейных ставок следует осуществлять с учетом того, что данные действия в совокупности с другими уже охватывают действующим составом административного правонарушения. При этом в уточнении нуждается понятие таких действий как "распространение лотереи" с учетом положений специального закона.
Комитет также отмечает, что в пояснительной записке к законопроекту не представлена информация, свидетельствующие о необходимости введения вышеуказанной административной ответственности в результате совершения соответствующих противоправных деяний.
Кроме того, в уточнении также нуждается понятие "иного оборудования, с использованием которого осуществляется проведение (распространение) лотерей", поскольку в предлагаемом виде оно предоставляет необоснованно широкие пределы для усмотрения правоприменителем.
Указанные замечания могут быть учтены при доработке проекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1165426-6 "О внесении изменений в статьи 14.27 и 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.