Решение Верховного Суда РФ от 14 марта 2017 г. N АКПИ16-818 О признании недействующим пункта 1.9 Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Приазовский", утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10 июня 2010 г. N 201

Решение Верховного Суда РФ от 14 марта 2017 г. N АКПИ16-818

 

Именем Российской Федерации

ГАРАНТ:

Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 июля 2017 г. N АПЛ17-193 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.

при секретаре Сибиле Г.В.

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов о признании недействующим пункта 1.9 Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Приазовский", утверждённого приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 201, в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 485 "О внесении изменений в Положение о государственном природном заказнике федерального значения "Приазовский", утверждённое приказом Минприроды России от 10.06.2010 N 201", установил:

приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 201 утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения "Приазовский" (далее - Положение, Приказ от 10 июня 2010 г. N 201 соответственно). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 июля 2010 г., регистрационный номер 17792, и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 2 августа 2010 г., N 31.

Пунктом 1.9 Положения были установлены следующие границы заказника: северная - от точки пересечения восточной границы заказника с р. Протока (аншлаг заказника) по правому берегу р. Протока до её устья; восточная - от точки пересечения шоссе с водосбросным каналом Черноерковской рисовой системы, по этому же водосбросному каналу на север до 4-х мостов, далее на север по р. Протока; южная - по грунтовой дороге от посёлка Кучегуры до хутора Верхний, далее по шоссе до станицы Черноерковская в направлении на Краснодар до пересечения с водосбросным каналом Черноерковской рисовой системы в районе совхозной заправки; западная - от устья р. Протока по побережью Азовского моря до Горьковского гирла, впадающего в море, далее по гирлу до канала В-2, по каналу В-2 до дороги, идущей с хутора Верхний до посёлка Кучегуры.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 485 "О внесении изменений в Положение о государственном природном заказнике федерального значения "Приазовский", утверждённое приказом Минприроды России от 10.06.2010 N 201" (далее - Приказ от 18 ноября 2015 г. N 485) в Положение внесены изменения, в частности в его пункты 1.9, 3.1, 3.2, 3.4, 4.1, 4.2. Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 февраля 2016 г. N 41104, размещён на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 февраля 2016 г.

Согласно пункту 1.9 Положения в редакции этого приказа границы заказника определены в системе координат МСК-23 и представлены в приложении к Положению (координаты поворотных точек границы государственного природного заказника федерального значения "Приазовский").

Краснодарская краевая общественная организация охотников и рыболовов обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1.9 Положения в редакции Приказа от 18 ноября 2015 г. N 485, ссылаясь на его противоречие нормам Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Требование мотивировано тем, что оспариваемое нормативное положение, предусматривающее определение границ заказника в системе координат МСК-23, фактически изменяет ранее утверждённые границы государственного заказника, площадь которого увеличилась до 46 733 га. Решение об изменении границ территории заказника принято Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации с превышением предоставленных административному ответчику полномочий и без учёта ранее согласованной с ним действующей схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Краснодарского края, утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 ноября 2014 г. N 1285.

По мнению административного истца, включение в границы государственного природного заказника территорий закреплённых за ним охотничьих угодий "Второй Славянский" (точки 1278-1353-1378-1380), "Третий Славянский" (точки 1-85, 1824-1933) и "Славянский 2" (точки 1381-1455) нарушает его права и законные интересы.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Приказы от 10 июня 2010 г. N 201 и от 18 ноября 2015 г. N 485 изданы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству.

В судебном заседании представитель административного истца Баранча А.А. поддержал заявленное требование.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Иванов С.В. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Каспарова Н.В. не признали административный иск.

Выслушав объяснения представителя административного истца Баранча А.А., возражения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Иванова С.В., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Каспаровой Н.В., исследовав материалы дела, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что заявленное требование подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 апреля 1958 г. N 336 "О мерах по улучшению состояния охотничьего хозяйства РСФСР" образован республиканский государственный заказник "Приазовский" (Краснодарский край, Славянский район) (л.д. 205-207 т. 3).

Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 24 июля 1958 г. N 467 территория Приазовского республиканского заказника установлена в следующих границах: от устья реки Протока, что севернее посёлка Ачуев, на юг по берегу Азовского моря до посёлка Кочегуры, от посёлка Кочегуры на юго-восток до ст. Черноерковской, от ст. Черноерковской на север до лимана Мечетный, далее по восточному берегу лимана до канала и по каналу на лиман Долгий, далее по восточному берегу лимана Долгий через пролив на лиман Глубокий, далее по восточному берегу лимана Глубокий до канала и по каналу на лиман Лозоватый, далее по восточному берегу лимана Лозоватый до его северной границы и далее по прямой на лиман Мусициевский, по южному и восточному берегу лимана Мусициевский на север до реки Протока и далее по реке Протока до её устья (исходная точка) (пункт 1) (л.д. 208 т. 3).

Впоследствии государственный природный заказник "Приазовский" приобрёл статус заказника федерального значения и был передан в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р.

Общая площадь территории заказника составляет 42 200 га. Территория заказника входит в состав Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья, включённой в Список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г." (пункты 1.7, 1.8 Положения).

Во исполнение требований части 8 статьи 39 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 ноября 2014 г. N 1285 утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Краснодарского края.

Так, в Краснодарском крае расположены общедоступные охотничьи угодья, площадь которых на момент разработки проекта составила 1 778 408 га, закреплённые охотничьи угодья площадью 4 238 942 га и выделены зоны, планируемые для создания охотничьих угодий: общедоступные охотничьи угодья "Славянский 1" площадью 57 134 га, закреплённые охотничьи угодья "Славянский 2" площадью 849 га.

За Краснодарской краевой общественной организацией охотников и рыболовов на основании заключённого с департаментом природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края охотхозяйственного соглашения N 1 от 16 апреля 2012 г. закреплены в том числе охотничьи угодья "Первый Славянский" площадью 16 051 га, "Второй Славянский" площадью 30 584 га, "Третий Славянский" площадью 46 371 га.

Заключением судебной землеустроительной экспертизы, проведённой обществом с ограниченной ответственностью "ВозрождениеЪ" на основании определения Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2016 г., установлено, что границы государственного природного заказника федерального значения "Приазовский", определённые в системе координат МСК-23 и представленные в приложении к Положению в редакции Приказа от 18 ноября 2015 г. N 485, не соответствуют границам такого государственного заказника, установленным в первоначальной редакции пункта 1.9 Положения.

В данном заключении экспертом установлено несоответствие местоположения таких границ, повлёкшее изменение площади особо охраняемой природной территории государственного природного заказника федерального значения "Приазовский" в сторону увеличения на 4535 га.

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что создание государственных природных заказников федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Вместе с тем Правительством Российской Федерации не принималось решение о создании государственного природного заказника федерального значения "Приазовский" с иным местоположением границ и большей площади особо охраняемой природной территории.

В соответствии с пунктом 5 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации в целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Решения о подобном резервировании земель в целях расширения земель названного заказника и об ограничении на них хозяйственной деятельности, в том числе осуществляемой административным истцом на территориях закреплённых охотничьих угодий, уполномоченными органами Краснодарского края также не принималось.

Действующим законодательством Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации не наделено полномочиями изменять границы и площадь государственного природного заказника федерального значения. Не были предусмотрены подобные полномочия и в утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, действовавшим на день издания Приказа от 18 ноября 2015 г. N 485.

Как следует из материалов дела, выявленные несоответствие местоположения границ и увеличение площади особо охраняемой природной территории фактически изменили ранее согласованную с административным ответчиком схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Краснодарского края, утверждение которой относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Данное обстоятельство, в свою очередь, привело к нарушению прав административного истца на использование части территорий закреплённых охотничьих угодий, которые в соответствии с оспариваемым пунктом Положения включены в особо охраняемую природную территорию.

Таким образом, пункт 1.9 Положения не соответствует приведённым нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При изложенных обстоятельствах в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый пункт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления Краснодарская краевая общественная организация охотников и рыболовов уплатила государственную пошлину в размере 4500 (четырёх тысяч пятисот) рублей согласно платёжному поручению от 27 июля 2016 г. N 543.

Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

административное исковое заявление Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.9 Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Приазовский", утверждённого приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 201, в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 485 "О внесении изменений в Положение о государственном природном заказнике федерального значения "Приазовский", утверждённое приказом Минприроды России от 10.06.2010 N 201".

Сообщение о решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт.

Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пользу Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четырёх тысяч пятисот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Ю.Г. Иваненко

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 14 марта 2017 г. N АКПИ16-818


Текст решения официально опубликован не был


Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 июля 2017 г. N АПЛ17-193 настоящее решение оставлено без изменения