См. План мероприятий по реализации Программы мер по предотвращению незаконных заготовок и оборота древесины в Российской Федерации на 2007 г., утвержденный распоряжением Рослесхоза от 26 марта 2007 г. N 21-р
Министерство природных ресурсов Российской Федерации рассмотрело замечания федеральных органов исполнительной власти по проекту Программы мер по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины (далее - проект программы) и сообщает.
МПР России доработало проект программы с учетом замечаний, изложенных в письмах МИД России, Росстата, ФТС России, и отдельных замечаний, высказанных Минэкономразвития России.
Однако МПР России считает необоснованной позицию Минэкономразвития России по п. 8 проекта программы в части совершенствования порядка лицензирования экспорта ценных пород только в виде уточнения перечня этих пород.
МПР России считает необходимым предусмотреть в проекте программы мероприятия, касающиеся изменения некоторых вопросов лицензирования деятельности по экспорту древесины, в частности изменение порядка лицензирования экспорта ценных пород в части ограничения объемов экспортируемой древесины расчетным объемом ежегодного разрешенного отпуска по данной породе и согласования при выдаче лицензий с уполномоченными в области лесных отношений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что будет препятствовать незаконной заготовке древесины ценных пород, пользующейся повышенным спросом на российском и международном рынках.
По вопросу конкретизации мероприятий межведомственного взаимодействия по пресечению незаконных заготовок и оборота древесины МПР России отразило позиции федеральных органов исполнительной власти по этим вопросам в пояснительной записке к проекту программы.
В рамках осуществления предусмотренного проектом программы межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют государственный лесной контроль и надзор по пресечению незаконных заготовок и оборота древесины, предусматривается с участием всех заинтересованных органов государственной власти проработать следующие вопросы:
создание Межведомственной комиссии по борьбе с незаконными лесозаготовками, транспортировкой, переработкой, реализацией и экспортом древесины;
утверждение регламента (порядка) межведомственного взаимодействия в области предотвращения незаконных заготовок и оборота древесины, а также регламента (порядка) предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации о незаконных заготовках и обороте древесины;
проведение совместных проверок контролирующих и правоохранительных федеральных органов исполнительной власти по предотвращению и пресечению незаконной заготовки и оборота древесины;
создание при администрациях субъектов Российской Федерации межведомственных комиссий по борьбе с незаконными лесозаготовками, транспортировкой, переработкой, реализацией и экспортом древесины с участием представителей территориальных органов министерств и ведомств и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области предотвращения незаконных заготовок и оборота древесины;
создание в субъектах Российской Федерации мобильных патрульных групп с участием представителей территориальных органов министерств и ведомств и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области предотвращения незаконных заготовок и оборота древесины;
ежегодного проведения совместных совещаний-семинаров для повышения уровня правовой грамотности сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений (в последнем случае - с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), обмена опытом и выработки рекомендацией по дальнейшим направлениям деятельности в области предотвращения незаконных заготовок и оборота древесины и другие.
Учитывая изложенное, МПР России направляет доработанный проект программы и пояснительную записку к нему для подготовки проекта программы к докладу в установленном порядке.
Приложение: |
1. Проект Программы мер по предотвращению незаконных заготовок и оборота древесину в Российской Федерации на 4 л. в 1 экз. |
|
2. Пояснительная записка к проекту Программы мер по предотвращению незаконных заготовок и оборота древесины в Российской Федерации на 5 л. в 1 экз. |
Заместитель Министра |
А.А. Темкин |
Проект
Программа
мер по предотвращению незаконных заготовок и оборота древесины в Российской Федерации
N гт/п |
Мероприятия |
Форма реализации |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1. Обеспечение нормативного правового регулирования в области предотвращения незаконных заготовок и оборота древесины - | ||||
1. |
Совершенствование системы организации и осуществления государственного лесного контроля и надзора |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления государственного лесного контроля и надзора" |
1-й кв. 2007 г. |
МПР России, Минэкономразвития России |
2. |
Создание системы информационного обеспечения в области использования лесов |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка проведения государственной инвентаризации лесов" |
апрель 2007 г. |
МПР России, Минфин России |
3. |
Разработка и утверждение форм лесной декларации и отчета о результатах использования лесов |
Нормативные правовые акты МПР России, устанавливающие форму лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи и форму отчета о результатах использования лесов и порядок его представления |
2-й кв. 2007 г. |
МПР России |
4. |
Организация контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в сфере лесного контроля и надзора. |
Нормативные правовые акты МПР России, устанавливающие целевые прогнозные показатели эффективности реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в сфере лесного контроля и надзора и содержание и форму представления отчетности о реализации указанных полномочий |
2-й кв. 2007 г. |
МПР России |
2. Организационные мероприятия, направленные на обеспечение охраны лесов и предотвращение незаконных заготовок и оборота древесины | ||||
5. |
Организация эффективного межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют государственный лесной контроль и надзор, по пресечению незаконных заготовок и оборота древесины |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
4-й кв. 2007 г. |
МПР России, МВД России, ФТС России |
6. |
Содействие внедрению системы добровольной лесной сертификации |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
4-й кв. 2007 г. |
МПР России, Минпромэнерго России |
7. |
Развитие системы мониторинга использования лесов с применением дистанционных методов и ГИС- технологий на землях лесного фонда с интенсивными заготовками древесины |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
4-й кв. 2007 г. |
МПР России, органы власти субъектов Российской Федерации |
3. Совершенствование регулирования экспорта лесоматериалов | ||||
8. |
Совершенствование порядка лицензирования экспорта ценных пород в части введения нормы ограничения объемов экспортируемой древесины и расширения перечня ценных пород, в том числе запрещенных к рубке, экспорт лесоматериалов из которых подлежит лицензированию |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
3-й кв. 2007 г. |
Минэкономразвития России, МПР России, Минпромэнерго России, ФТС России |
4. Развитие международного сотрудничества в области предотвращения незаконных заготовок и оборота древесины | ||||
9. |
Обеспечение участия Российской Федерации в международном переговорном процессе по вопросам совершенствования правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии (ЕСА ФЛЕГ) |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
4-й кв. 2007 г. |
МПР России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации |
10. |
Обеспечение сотрудничества в области охраны лесов в рамках Японо-Российской Смешанной комиссии по охране окружающей среды |
Рассмотрение на заседании Японо-Российской Смешанной комиссии по охране окружающей среды вопроса о создании российско-японской рабочей группы по охране лесов Дальнего Востока и Сибири |
3-й кв. 2007 г. |
МПР России, МИД России |
Пояснительная записка
к проекту Программы мер по предотвращению незаконных заготовок и оборота древесины в Российской Федерации
Проект Программы мер по предотвращению незаконных заготовок и оборота древесины в Российской Федерации (далее - Программа) подготовлен во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N МФ-П9-6161, от 26 января 2006 г, N АЖ-П9-233 и от 3 мая 2006 г. N МФ-П9-2017.
Программа подготовлена с учетом решений совместного совещания МПР России, Рослесхоза, МВД России, ФНС России, Минэкономразвития России, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа и аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе (г. Хабаровск, 6 сентября 2005 г.), принятого на совещании Плана действий по предотвращению незаконных рубок и нелегального оборота древесины, межведомственного Плана мероприятий по борьбе с незаконной заготовкой и оборотом древесины (2002 г.), материалов международных конференций по вопросам борьбы с нелегальными рубками и торговлей нелегально заготовленной древесиной (г. Женева, 16-17 сентября и 5 октября 2004 г.), материалов Министерского процесса по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии (ЕСА ФЛЕГ), рекомендаций палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Программа предусматривает систему мероприятий по решению проблемы предотвращения незаконных заготовок и оборота древесины в следующих основных направлениях:
1. Обеспечение нормативного правового регулирования в области предотвращения незаконных заготовок и оборота древесины.
2. Осуществление первоочередных организационных мероприятий, направленных на обеспечение охраны лесов и предотвращение незаконных заготовок и оборота древесины.
3. Совершенствование регулирования экспорта лесоматериалов.
4. Развитие международного сотрудничества в области предотвращения незаконных заготовок и оборота древесины.
Мероприятия первого раздела программы направлены на обеспечение своевременной разработки нормативной правовой базы в развитие положений новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе установления порядка осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации лесного контроля и надзора, порядка проведения федеральным органом исполнительной власти государственной инвентаризации лесов, а также оценки эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по охране лесов путем контроля за исполнением переданных им полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Осуществление предусмотренных вторым разделом Программы первоочередных организационных мероприятий, направленных на обеспечение охраны лесов и предотвращение незаконных заготовок и оборота древесины имеет целью повышение эффективности борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины, включая создание механизмов межведомственного взаимодействия, развитие системы дистанционного мониторинга использования лесов и содействие внедрению системы добровольной лесной сертификации.
В рамках осуществления межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют государственный лесной контроль и надзор, по пресечению незаконных заготовок и оборота древесины предусматривается с участием всех заинтересованных органов государственной власти проработать следующие вопросы:
создание Межведомственной комиссии по борьбе с незаконными лесозаготовками, транспортировкой, переработкой, реализацией и экспортом древесины;
утверждение регламента (порядка) межведомственного взаимодействия в области предотвращения незаконных заготовок и оборота древесины, а также регламента (порядка) предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации в области незаконных заготовок и оборота древесины;
проведение совместных проверок контролирующих и правоохранительных федеральных органов исполнительной власти по предотвращению и пресечению незаконной заготовки и оборота древесины;
создание при администрациях субъектов Российской Федерации межведомственных комиссий по борьбе с незаконными лесозаготовками, транспортировкой, переработкой, реализацией и экспортом древесины с участием представителей территориальных органов министерств и ведомств и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области предотвращения незаконных заготовок и оборота древесины;
создание в субъектах Российской Федерации мобильных патрульных групп с участием представителей территориальных органов министерств и ведомств и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области предотвращения незаконных заготовок и оборота древесины;
ежегодного проведения совместных совещаний-семинаров для повышения уровня правовой грамотности сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений (в последнем случае - с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), обмена опытом и выработки рекомендацией по дальнейшим направлениям деятельности в области предотвращения незаконных заготовок и оборота древесины и другие.
Осуществление дистанционного мониторинга использования лесов с применением аэрокосмических технологий является эффективной мерой выявления и пресечения незаконной заготовки древесины, позволяющим обеспечить доказательную базу нарушений лесного законодательства и привлечение виновных к установленной ответственности. Указанный метод также значительно повышает объективность и достоверность контроля за заготовкой древесины на главном этапе - лесосечных работах, дает возможность в более полном объеме предъявлять к взысканию с лесопользователей и нарушителей лесного законодательства сумм нанесенного ущерба. В 2006 году дистанционный мониторинг лесопользования проводился на площади 101,2 млн. га в 18 субъектах Российской Федерации, а в течение последующих 2 лет планируется охватить им всю эксплуатационную территорию лесного фонда.
Охват системой дистанционного мониторинга 100% территории лесного фонда с интенсивным использованием лесов (около 150 млн. га) позволит обеспечить:
контроль за соблюдением лесного законодательства всеми участниками процесса использования лесов (как лесопользователями так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими организацию использования лесов);
повышение эффективности организации использования лесов;
повышение доходности использования лесов;
усиление ответственности лесопользователей при осуществлении использования лесов путем публикации информации о результатах мониторинга в средствах массовой информации;
увеличение выявляемости нарушений лесного законодательства;
сокращение объемов незаконной заготовки древесины в течение первых 2 лет до 30%.
По результатам мониторинга 2005 года лесхозами дополнительно начислено 437,1 млн. рублей неустоек, из которых 432,2 млн. рублей предъявлено лесопользователям. Лесопользователями добровольно уплачено 38,4 млн. рублей и взыскано по решениям судов 17,2 млн. рублей, материалы на 381,5 млн. рублей находятся на стадии оформления.
Основными задачами по содействию внедрению системы добровольной лесной сертификации будут являться:
проведение в течение 2007 года мероприятий по аккредитации национальной системы лесной сертификации в международной системе сертификации PEFC;
подготовка в первой половине 2007 года экспертов национальной системы лесной сертификации;
решение до декабря 2007 года вопроса о создании национального органа по аккредитации, наделенного правом аккредитовывать национальные аудиторские организации (органы по сертификации), осуществляющие работы по лесной сертификации, и аккредитации этого органа в международных структурах.
Эти мероприятия позволят обеспечить признание на международном уровне национальной системы добровольной лесной сертификации, в рамках которой созданы механизмы контроля за происхождением древесины, законностью ее заготовки и отслеживания цепи поставок.
В третьем разделе предусмотрены мероприятия, касающиеся изменения некоторых вопросов лицензирования деятельности по экспорту древесины, в частности изменение порядка лицензирования экспорта ценных пород в части ограничения объемов экспортируемой древесины расчетным объемом ежегодного разрешенного отпуска по данной породе и согласования при выдаче лицензий с уполномоченными в области лесных отношений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что будет препятствовать незаконной заготовке древесины ценных пород, пользующейся повышенным спросом на российском и международном рынках.
Расширение перечня лесоматериалов ценных древесных пород, экспорт которых подлежит лицензированию, в части дополнения его, например, древесными породами, запрещенными к рубке, обусловлено объективной необходимостью такого запрета, вытекающего из запрещения массовой вырубки соответствующей древесины. Это позволит пресечь незаконную рубку указанных пород деревьев.
Мероприятия этого раздела программы рассчитаны на краткосрочную перспективу и реализация их может быть осуществлена в начале следующего года, что и определяет установленные для них сроки исполнения.
Мероприятия четвертого раздела Программы направлены на реализацию решений, принятых на международном уровне, в том числе в рамках таких международных инициатив, как Министерский процесс стран Европы и Северной Азии по вопросам правоприменения и управления в лесном секторе (процесс ЕСА ФЛЕГ), предусматривающих решение вопросов контроля за соблюдением законодательства, устойчивого управления лесами и искоренения международной торговли незаконно заготовленной или экспортируемой древесиной.
Взаимодействие в рамках подобных инициатив позволит активно использовать потенциал международного сотрудничества, обмена опытом и прогрессивными технологиями, будет способствовать повышению уровня понимания и укреплению политической воли в осознании важности проблемы незаконных рубок, улучшению международного имиджа Российской Федерации.
Вместе с тем, МПР России в рамках своей деятельности уже осуществлен комплекс мероприятий, направленных на предотвращение незаконных заготовок и оборота древесины.
Так, МПР России изданы и зарегистрированы в Минюсте России приказы:
Внесены изменения в форму лесорубочного билета в части установления показателей по отпуску древесины по преобладающим породам.
Введен запрет отвода лесосек в лесах 3 группы с использованием материалов лесоустройства.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой позволит обеспечить:
организацию эффективного межведомственного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации по предотвращению и пресечению незаконных заготовок и оборота древесины;
повышение эффективности государственного лесного контроля и надзора;
увеличение выявляемости объемов незаконных рубок с 10 до 50%;
сокращение объемов незаконной заготовки древесины в течение первых 2 лет до 30%;
повышение эффективности организации и доходности использования лесов;
улучшение экологической обстановки и состояния лесов;
улучшение международного имиджа Российской Федерации в лесной сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен доработанный проект Программы мер по предотвращению незаконных заготовок и оборота древесины в России.
Она предусматривает обеспечение нормативного правового регулирования в данной области; реализацию первоочередных организационных мероприятий, направленных на обеспечение охраны лесов и предотвращение незаконных заготовок и оборота древесины; совершенствование регулирования экспорта лесоматериалов; развитие международного сотрудничества.
Определены результаты выполнения программы.
Письмо Министерства природных ресурсов РФ от 7 февраля 2007 г. N 02-14-09/1104 "О проекте Программы мер по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины"
Текст письма официально опубликован не был