1. На основании статьи 72 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5318; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37; N 27, ст. 3958, ст. 4001; N 29, ст. 4348, ст. 4357; N 41, ст. 5639; N 48, ст. 6699; 2016, N 1, ст. 23, ст. 46, ст. 50; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4225, ст. 4273, ст. 4295) (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") внести в Указание Банка России от 3 апреля 2017 года N 4336-У "Об оценке экономического положения банков", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 19 мая 2017 года N 46771, следующие изменения.
1.1. В абзаце втором подпункта 2.2.1 пункта 2.2 слова "или достаточно прозрачной" заменить словами ", достаточно прозрачной или сомнительно прозрачной".
1.2. Пункт 5.4 после абзаца третьего дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"сомнительно прозрачной, если показателю достаточности объема раскрываемой информации о структуре собственности банка (ПУ1) присвоено 2,5 балла;".
1.3. В абзаце двенадцатом пункта 1 примечаний к заполнению таблицы приложения 10 слова "учитывать соответствует ли" заменить словами "учитывать, соответствуют ли".
1.4. В приложении 13:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Показатель ПУ1.
1.1. При оценке показателя ПУ1:
1 балл присваивается в случае, если информация о структуре собственности банка (в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк) раскрывается без нарушений требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, предъявляемых к банку, лицам, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк, акционерам (участникам) банка и их контролерам, иным лицам (группам лиц), входящим в структуру собственности банка;
2 балла присваиваются в случае, если установленные нарушения по раскрытию информации о структуре собственности банка (в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк) не оказывают существенного влияния на идентификацию лиц, осуществляющих контроль в отношении банка, акционеров (участников) банка и их контролеров, иных лиц (групп лиц), входящих в структуру собственности банка, однако имеются ошибки или недостаточность раскрытия сведений, характеризующих указанных лиц;
2,5 балла присваиваются в случае, если имеются основания для присвоения оценки 2 балла и одновременно Банком России были выявлены признаки непрозрачности структуры собственности банка, установленные пунктом 1.2 настоящего приложения;
3 балла присваиваются в случаях:
если информация о структуре собственности банка (в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк) раскрыта банком неполно и (или) некорректно и указанные нарушения повлияли на идентификацию лиц, осуществляющих контроль в отношении банка, акционеров (участников) банка и их контролеров, иных лиц (групп лиц), входящих в структуру собственности банка;
если показателю прозрачности достаточности объема раскрываемой информации о структуре собственности банка (ПУ1) присвоено значение 2,5 балла в течение трех месяцев подряд;
если в установленный законодательством Российской Федерации срок акционером (участником) банка либо лицом, осуществляющим контроль в отношении акционера (участника) банка, не было исполнено направленное в адрес указанных лиц предписание, предусмотренное статьей 11.3 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" либо статьей 61 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и при этом лицо (лица), ранее не обладающее полномочиями контролера банка исходя из объема принадлежащих ему акций (долей) банка, получит права по осуществлению контроля в отношении банка в связи с изменением соответствующей доли в результате перераспределения прав голоса по акциям (долям) банка и ранее в отношении данного лица (лиц) не проводилась оценка его финансового положения и деловой репутации в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.
1.2. К признакам непрозрачности структуры собственности банка относятся следующие признаки (один или несколько):
1.2.1. Физические лица - акционеры (участники) банка или уполномоченные представители юридических лиц - акционеров (участников) банка регулярно (три и более раз подряд) отсутствуют при проведении общих собраний акционеров (участников) банка (данный признак не применяется в отношении акционеров (участников) - миноритариев);
1.2.2. Неоднократная (два и более раза подряд) выдача двумя и более акционерами (участниками) банка доверенностей третьему лицу (то есть лицу, не являющемуся вне проведения общих собраний уполномоченным представителем акционеров (участников) банка, выдавших доверенность) для принятия данным лицом участия в общих собраниях и отсутствие при этом в выданных доверенностях указаний о вариантах голосования по вопросам повестки дня (данный признак не применяется в случаях, когда право распоряжения акциями (долями) банка на основании доверенностей предоставлено акционерами (участниками) - миноритариями, а также лицом, включенным в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, но передавшим акции новому владельцу после даты составления названного списка и до даты проведения общего собрания акционеров согласно пункту 2 статьи 57 Федерального закона "Об акционерных обществах");
1.2.3. В совет директоров (наблюдательный совет) банка не входят крупные акционеры (участники) банка либо их представители;
1.2.4. Продление полномочий большинства из представленного состава совета директоров (наблюдательного совета) банка в случае, когда сменились основные собственники банка;
1.2.5. Наличие в структуре собственности банка юридических (физических) лиц и (или) групп лиц, не получивших согласие Банка России на приобретение более 10% акций (долей) банка и (или) установление контроля в отношении владельцев более 10% акций (долей) банка. Данный признак применяется, в том числе, если лица, владеющие акциями (долями) банка, формально не соответствуют признакам группы лиц, определенным частью 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции", однако соответствуют данным признакам по существу (например, наличие соглашения, заключенного между физическими лицами - акционерами (участниками) банка об осуществлении определенных действий в отношении банка);
1.2.6. Наличие в организационной структуре банка не предусмотренных корпоративным законодательством органов управления: советов, комитетов и т.д., полномочия и подчиненность которых в полной мере не определены внутренними документами банка;
1.2.7. На фоне резких ухудшений показателей деятельности банка (выявленных в отчетном периоде существенных нарушений банком обязательных нормативов его деятельности) происходит полная смена собственников банка, в результате которой структура собственности банка становится раздробленной (размер доли участия всех акционеров (участников) банка, в том числе новых, в уставном капитале банка не превышает 10%);
1.2.8. При представлении в Банк России предусмотренной нормативными актами Банка России информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк, отмечается формальный подход банка к определению среди его конечных собственников указанных лиц, либо банк сообщает об их отсутствии;
1.2.9. Отсутствие юридических или физических лиц, владеющих более 10% акций (долей) банка и (или) осуществляющих контроль в отношении таких владельцев, по заявленным ими адресам;
1.2.10. Расхождения, выявляемые в данных о структуре собственности банка, содержащихся в различных видах сведений, представляемых банком в Банк России (например, расхождения в данных о составе собственников банка, о почтовом адресе (месте жительства) собственников, представленных в информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк, и в списке аффилированных лиц банка);
1.2.11. На фоне раздробленной структуры собственности банка наличие собственников, зарегистрированных по одному и тому же адресу или, напротив, местом регистрации (местом жительства) собственников банка являются отдаленные от места регистрации банка регионы Российской Федерации;
1.2.12. При раздробленной структуре собственности банка и равных долях участия акционеров (участников) в уставном капитале банка финансовая помощь предоставляется банку только одним из акционеров (участников) или конечных собственников банка; или финансовая помощь банку предоставляется акционером (участником) - миноритарием при отсутствии данной помощи со стороны более крупных собственников;
1.3. При рассмотрении вопроса о снижении оценки показателей прозрачности структуры собственности принимаются во внимание наличие объективных причин, о которых акционер (участник) банка либо лицо, осуществляющее контроль в отношении акционера (участника) банка, не исполнивший направленное в его адрес предписание, предусмотренное статьей 11.3 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" либо статьей 61 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", официально уведомил Банк России и в связи с которыми предписание Банка России не может быть исполнено в установленный срок.
1.4. В целях настоящего Указания под группой лиц понимается группа лиц, признаваемая таковой в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; N 27, ст. 3126; N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст. 3601, ст. 3610; N 52, ст. 6450, ст. 6455; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 49, ст. 6409; 2011, N 10, ст. 1281; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7343; 2012, N 31, ст. 4334; N 53, ст. 7643; 2013, N 27, ст. 3436, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 44, ст. 5633; N 51, ст. 6695; N 52, ст. 6961, ст. 6988; 2014, N 23, ст. 2928; N 30, ст. 4266; 2015, N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4339, ст. 4342, ст. 4350, ст. 4376; N 41, ст. 5629; 2016, N 27, ст. 4197).";
абзац первый пункта 4 изложить в следующей редакции:
"4. Оценка показателей прозрачности структуры собственности банка производится на основе документально оформленной достоверной информации.
Перечень информации и документов, которые могут быть проанализированы для оценки прозрачности структуры собственности банка:".
2. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Председатель |
|
Пояснительная записка
к проекту Указания Банка России "О внесении изменений в Указание Банка России от 3 апреля 2017 года N 4336-У "Об оценке экономического положения банков"
Банк России подготовил проект указания Банка России "О внесении изменений в Указание Банка России от 3 апреля 2017 года N 4336-У "Об оценке экономического положения банков", предусматривающий совершенствование действующего порядка оценки показателей прозрачности структуры собственности банков (далее - проект указания).
В частности, проектом указания предусмотрено:
- уточнение порядка присвоения балльных оценок показателям прозрачности структуры собственности банков;
- введение нового балльного значения (2,5 балла), присваиваемого показателю достаточности объема раскрываемой информации о структуре собственности банка (ПУ1) в случае наличии у структурного подразделения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью банков, сомнений в прозрачности структуры собственности банка, в том числе при выявлении признаков непрозрачности его структуры собственности;
- установление перечня признаков непрозрачности структуры собственности банков.
Предложения и замечания к проекту указания в части выше обозначенных изменений ожидаются по 12.07.2017 года включительно по адресу e-mail: bns1@cbr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Планируется скорректировать Указание Банка России от 3 апреля 2017 г. N 4336-У об оценке экономического положения банков.
Предусматривается совершенствование действующего порядка оценки показателей прозрачности структуры собственности банков. В частности, уточняется порядок присвоения балльных оценок показателям прозрачности структуры собственности банков.
Вводится новое балльное значение (2,5 балла), присваиваемого показателю достаточности объема раскрываемой информации о структуре собственности банка (ПУ1) в случае наличии у структурного подразделения, осуществляющего надзор за деятельностью банков, сомнений в прозрачности структуры собственности банка, в том числе при выявлении признаков непрозрачности его структуры собственности. Устанавливается перечень признаков непрозрачности.
Проект Указания Банка России "О внесении изменений в Указание Банка России от 3 апреля 2017 года N 4336-У "Об оценке экономического положения банков"
Проект не подписан
Текст проекта размещен на официальном сайте Банка России www.cbr.ru 28 июня 2017 г.