Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2017 г. N 2-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела административное дело по административному исковому заявлению Хороброй А.М. об оспаривании решения Совета сельского поселения Миньковское Бабушкинского муниципального района Вологодской области от 28 января 2016 г. N 6 "О приостановлении действия решения Совета от 24 декабря 2015 г. N 66 "Об утверждении порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности главы сельского поселения" по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Миньковское Бабушкинского муниципального района Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 13 февраля 2017 г., которым требования административного истца удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Совета сельского поселения Миньковское Бабушкинского муниципального района Вологодской области (далее - Совет Миньковского сельского поселения) от 24 декабря 2015 г. N 66 утверждён Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы поселения, которым определён механизм обращения, назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения.
28 января 2016 г. Советом Миньковского сельского поселения принято решение N 6 "О приостановлении действия решения Совета от 24 декабря 2015 г." (далее - Решение N 6), которым в связи с ограниченностью бюджета поселения и отсутствием доходных источников приостановлено действие названного выше решения от 24 декабря 2015 г. этого же Совета сельского поселения.
Хоробрая А.М., до сентября 2014 года занимавшая должность главы Миньковского сельского, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Решения N 6, указывая, что оно противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и лишает её доплаты к пенсии, назначенной постановлением администрации сельского поселения от 27 января 2016 г. N 24.
Решением Вологодского областного суда от 13 февраля 2017 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация Миньковского сельского поселения просит решение суда отменить.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного истца представлены возражения.
Проверив материалы дела, письменное заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями законодательства.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции правильно исходил из того, что, установив муниципальным правовым актом социальную гарантию в виде доплаты к пенсии лицу, замещавшему муниципальную должность, орган местного самоуправления не может произвольно отменить либо временно приостановить её представление.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в силу части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 10 статьи 25 Устава Миньковского сельского поселения в соответствии с законом Вологодской области от 26 декабря 2007 г. N 1728-ОЗ "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" для главы названного сельского поселения установлена доплата к пенсии за счёт средств местного бюджета.
Приведённая норма, как и статья 5 поименованного закона Вологодской области, устанавливающая случаи приостановления доплаты к пенсии, не ставят реализацию права на дополнительное пенсионное обеспечение в зависимость от ограниченности средств местного бюджета и отсутствие источников дохода местного бюджета, а также не предусматривают наличие дефицита местного бюджета в качестве основания приостановления осуществления названной доплаты.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в решениях и применимой к правоотношениям, участником которых выступает представительный орган местного самоуправления при формировании и исполнении бюджета муниципального образования, исходя из того, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объём социальных гарантий не должен уменьшаться (постановления от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 июля 2005 года N 246-О и N 303-О).
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно констатировал, что ограниченность бюджета Миньковского сельского поселения и отсутствие доходных источников бюджета этого поселения не может являться основанием для некомпенсируемого в иной форме приостановления действия муниципального правового акта, которым определены порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы поселения, являющейся установленной в соответствии с федеральным и региональным законодательством социальной гарантией.
Самостоятельность местного самоуправления и местного бюджета не является абсолютной, поскольку органы местного самоуправления обязаны принимать муниципальные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Установив противоречие Решения N 6 имеющему большую силу законодательству, суд первой инстанции законно признал его недействующим.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают и не влекут отмену по существу правильного судебного акта.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Вологодского областного суда от 13 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Миньковское Бабушкинского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2017 г. N 2-АПГ17-5
Текст определения официально опубликован не был