1. Выявлены избыточные требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе, а также непредусмотренная законом неустойка.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев жалобу на положения документации об электронном аукционе, установила, что заказчик предъявил избыточные требования к содержанию первых частей заявок участников электронного аукциона, а также установил не предусмотренный Законом о контрактной системе размер неустойки.
Выдано предписание о том, чтобы аукционная комиссия не учитывала при рассмотрении заявок требования, признанные нарушающими положения Закона о контрактной системе, а заказчик, в свою очередь, исключил из подлежащего направлению победителю контракта не предусмотренную Законом о контрактной системе неустойку.
Дополнительно следует отметить, что Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев 09.02.2017 в порядке, установленном главой 21 КАС РФ, с особенностями, определенными статьей 217.1 КАС РФ, отказал в удовлетворении иска о признании недействующим пункта 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, содержащего позицию о том, что избыточные требования к содержанию заявок могут приводить к ограничению в доступе к участию в закупке (административное дело N АКПИ16-1287).
Решение Комиссии ФАС России по делу от 14.06.2017 N К-728/17
(номер извещения 0173200001417000333)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к характеристикам товара, в том числе к сырью, компонентному составу товаров, из которых изготавливается товар, а также показатели результатов испытания таких товаров.
2. В проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлены требования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила определения неустойки).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.05.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 042 176 380 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 13.06.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 20.06.2017;
6) дата проведения Аукциона - 23.06.2017.
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к характеристикам товара, в том числе к сырью, компонентному составу товаров, из которых изготавливается товар, а также показатели результатов испытания таких товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов Формы 3 к Технической части документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" технической части документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позиции 10 "Кабель силовой, тип 1": "выдерживаемое в течение десяти минут постоянное напряжение частотой пятьдесят Гц используемого кабеля, В: от 7200* до 8400*"; по позиции 11 "Цемент": "максимальное количество в цементе активных минеральных добавок, по массе,%, 80", "Количество в цементе доменных гранулированных и электрофосфарных шлаков, по массе,%,
80", "начало схватывания цемента, мин, 44...600*", "количество максимальное в цементе активной минеральной добавки осадочного происхождения кроме глиежа, по массе,%,
10"; по позиции 12 "Смеси бетонные тяжелого бетона, тип 1": "Количество цемента в бетонной смеси, кг/м3,
150", "сопротивление бетона проникновению воздуха, с/см3, 3.1*...6.5*"; по позиции 21 "Щебень": "содержание максимально допустимое глины в комках, по массе,%,
0.25", "максимальное содержание пылевидных и глинистых частиц, по массе,%,
1", " по позиции 22 "Грунтовка ГФ-021": "массовая доля нелетучих веществ,%, 54...60"; по позиции 23 "Раствор строительный, тип 1": "максимальный процент содержания золы- уноса в растворной смеси от массы цемента,%, [20]", "норма подвижности применяемых марок растворной смеси по погружению конуса, см, 8-14", по позиции 34 "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные": "сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С, Мпа, не менее 0.48", "предел прочности при сжатии, при температуре 0°С, Мпа, не более 12.0", "содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания,% по массе, не более 1.0" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя в проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлены требования, предусмотренные Правилами определения неустойки.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктами 4, 6-8 Правил определения неустойки установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом и порядок и формулы расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
Согласно части 6 стать 30 Закона о контрактной системе в контракты должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В соответствии с Постановлением Правительства от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Согласно пункту 12.5 проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, что в случае "непредоставления информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Генподрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта в соответствии с условиями настоящего Контракта (в случае, если предоставление данной информации предусмотрено действующим законодательством РФ), а также непредоставления документов, подтверждающих принадлежность субподрядной организации к субъектам малого предпринимательства или социально-ориентированным некоммерческим организациям - пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату уплаты, от цены договора, заключенного с соисполнителем/субподрядчиком за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком обязательства по предоставлению информации в полном объеме".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанные положения проекта контракта документации об Аукционе установлены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с тем, что начальная(максимальная) цена контракта составляет 2 042 176 380 рублей, что превышает 100 млн. рублей. Кроме того, наступление вышеуказанной ответственности генподрядчика не связано с неисполнением генподрядчиком обязательств по выполнению работ по контракту в части объемов, качества, а также процесса производства работ, в связи с чем применяются положения Закона о контрактной системе, положения Правил определения неустойки в данном случае применению не подлежат.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Правилами определения неустойки.
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.
Пунктами 4, 6-8 Правил определения неустойки установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом и порядок и формулы расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
Согласно пункту 12.7 проекта контракта документации об Аукционе "за каждый зафиксированный Государственным заказчиком факт нарушений требований п. 6.1.36 Контракта Генподрядчик уплачивает Государственному заказчику штраф в размере 20 000 рублей (Двадцати тысяч рублей)".
Вместе с тем, размер штрафа, указанный в пункте 12.7 проекта контракта, не предусмотрен Правилами определения неустойки.
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что пункт 12.7 проекта контракта документации об Аукционе установлен ввиду технической ошибки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших размер штрафа в виде 20 000 рублей за каждый зафиксированный Заказчиком факт нарушений требований пункта 6.1.36 проекта контракта, не предусмотренный положениями Закона о контрактной системе и Правилами определения неустойки, нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В пункте 6.1.30 проекта контракта документации об Аукционе установлена обязанность подрядчика:
"Представить Государственному заказчику документы, подтверждающие статус субъекта малого предпринимательства (если торги проводились среди субъектов малого предпринимательства):
- копию Свидетельства о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства, либо:
- копию учредительных документов;
- справку, подписанную руководителем и главным бухгалтером организации, с указанием средней численности работников, включая работающих по договорам гражданско-правового характера, по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений юридического лица, за последний отчетный период;
- копию отчета о финансовых результатах за предшествующий календарный год и последний отчетный период с отметкой налогового органа или формы, предусмотренные упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, содержащие информацию о выручке (совокупном доходе) от реализации продукции (услуг, работ).
В случае если учредителем (одним из учредителей) Генподрядчика является юридическое лицо с долей участия в уставном капитале более 25%, данное юридическое лицо также обязано предоставить требуемый перечень документов, подтверждающий статус организации как субъекта малого предпринимательства".
Вместе с тем, статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника закупки на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является исключительно декларация.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, включивших в проект контракта документации об Аукционе, требование о предоставлении заказчику документов, подтверждающих статус субъекта малого предпринимательства, не предусмотренных Законом о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 30 Закона о контрастной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на определение подрядчика, в связи с тем, что указанное положение проекта контракта распространяется только на закупки, проводимые среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
5. В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В пункте 6.1.14 проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "В случае если это предусмотрено в извещении об осуществлении закупки (аукционной документацией), Генподрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме работ, совокупная стоимость которых составляет 20% от Цены Контракта".
Вместе с тем, пунктом 6.1.14 проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее обязательство гендподрядчика: "Привлекать к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - соисполнители) в объеме не менее 5 процентов от цены контракта".
Указанные положения не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что данные противоречивые положения установлены ввиду технической ошибки и следует руководствоваться положением проекта контракта об обязанности привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме работ, совокупная стоимость которых составляет 20% от Цены Контракта.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом в проекте контракта документации об Аукционе объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "П***" обоснованной в части ненадлежащего установления требований к содержанию заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 3, 6 статьи 30, части 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 14.06.2017 N К-728/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
2. Отстранение за предоставление недостоверной информации признано неправомерным.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев жалобу участника закупки на действия конкурсной комиссии, отстранившей заявителя от участия в конкурсе, пришла к выводу о неправомерности таких действий конкурсной комиссии.
На заседании комиссии ФАС России не нашел своего однозначного подтверждения факт того, что в заявке заявителя содержалась недостоверная информация. Заказчику, конкурсной комиссии выдано предписание о повторном рассмотрении поданных заявок без учета оснований, повлекших отстранение заявителя.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 27.06.2017 N К-784/17
(номер извещения 0273100000117000093)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. Конкурсная комиссия неправомерно отстранила Заявителя от участия в Конкурсе за предоставление недостоверных сведений в составе своей заявки.
2. Конкурсная комиссия неправомерно признала заявки ООО "М***" и ООО "Ма***" соответствующими требованиям Конкурсной документации.
3. Конкурсная документация содержит ненадлежащее описание объекта закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.05.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 159 500 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) дата вскрытия конвертов на участие в Конкурсе - 09.06.2017;
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 14.06.2017;
8) победителем Конкурса признано ООО "Ма***" с предложением о цене контракта 157 916 300 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно отстранившей Заявителя от участия в Конкурсе за предоставление недостоверных сведений в составе своей заявки.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе 14.06.2017 N ПРО1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Конкурсе, по следующему основанию:
"В составе заявки ЗАО "С***" представлены сведения ((копия диплома доктора наук ДК N 002952 - стр. 16, том N 2 заявки (согласно нумерции в заявке), копия автореферата по теме "Методические основы учета социально-экономических особенностей регионов в социальной политике" - стр. 17, том N 2 (согласно нумерции в заявке)) о наличии высококвалифицированного специалиста. Представленный ЗАО "С***" высококвалифицированный специалист не имеет с ЗАО "С***" трудовых и иных гражданско-правовых отношений, не давал свое согласие на использование копий вышеуказанных документов документов, кроме того его участие в составе рабочей группы специалистов ЗАО "С***" в случае победы ЗАО "С***" в данном открытом конкурсе не предполагается. Данный факт подтверждается письмом от высококвалифицированного специалиста от 14.06.2017 вх. N 10/13940. На основании вышеизложенного Комиссия ПФР приняла решение об отстранении ЗАО "С***" от участия в открытом конкурсе".
В соответствии с пунктом 1.3. "Требования полноты представления информации" раздела I "Инструкции участникам закупки" Конкурсной документации установлено, в том числе следующее требование: "1.3.4. Сведения раздела III конкурсной документации в части сведений о качестве выполняемых работ участник закупки должен подтвердить в составе своей заявки по форме 2", а также участники Конкурса в составе заявки должны представить сведения согласно приложению 2 к форме 2 "Предложения о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки и иные предложения об условиях исполнения государственного контракта", в котором отражаются сведения о специалистах участника закупки, привлекаемых к выполнению работ и сведения об опыте выполнения работ участниками закупки по созданию, развитию и сопровождению прикладного программного обеспечения для нужд государственных заказчиков.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что информация о привлечении Смирнова С.Н. указана в составе заявки Заявителя и в составе заявки ООО "Ма***", в связи с чем представители Заказчика связались с указанным лицом, после чего получили за его подписью письмо от 13.06.2017 (вх. от 14.06.2017 N 10/13940), согласно которому С*** С.Н. не имеет с ЗАО "С***" трудовых и иных гражданско-правовых отношений, а также он не давал своего согласия на использование копий его документов (диплом, автореферат) в составе заявки Заявителя.
С учетом изложенного, комиссия Заказчика посчитала, что сведения представленные в составе заявки Заявителя, являются недостоверными.
На заседании Комиссии установлено, что согласно Конкурсной документации установлен перечень показателей по критерию "Квалификация участника закупки", в том числе: "Высококвалифицированные специалисты с ученой степенью (кандидат, доктор) в области экономических наук, технических наук и физико-математических наук (подтверждается копиями дипломов о научной степени и копиями авторефератов)": "Для выполнения работ по данному конкурсу Участником конкурса должна быть привлечена группа специалистов, обладающих ученой степенью (кандидат, доктор) экономических наук, технических наук и физико-математических наук по специальностям (кодам специальностей): 08.00.01, 08.00.04, 08.00.05, 08.00.13, 05.13.01, 05.13.11, 05.13.12, 05.13.17, 05.13.18. "ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию" (утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст).
Наличие группы высококвалифицированных специалистов с ученой степенью (кандидат, доктор) в области экономических наук, технических наук и физико-математических наук подтверждается предоставлением Участником конкурса в составе Заявки копий дипломов о научной степени, подтверждающих присвоение ученой степени (кандидат, доктор) в области экономических наук, технических наук и физико-математических наук, а также копиями соответствующих авторефератов".
Иных документов, в том числе о согласии лица привлекаемого в будущем для выполнения государственного контракта, о наличии трудовых или иных оформленных документарно правоотношений с этим лицом представлять в составе заявке не требовалось.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что информация содержащаяся в письме С*** С.Н., не опровергает те сведения и документы, которые содержатся в составе заявки Заявителя.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, принявшей решение об отстранении Заявителя от участия в Конкурсе за предоставление недостоверных сведений в составе своей заявки, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Конкурсная комиссия неправомерно признала заявки ООО "М***" и ООО "Ма***" соответствующими требованиям Конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе 14.06.2017 N ПРО1 (далее - Протокол) по результатам рассмотрения и оценки заявок участник закупки ООО "Ма***" (далее - Победитель) признан победителем Конкурса.
В соответствии с пунктом 1.3 раздела I Конкурсной документации установлено следующее: участник закупки подает заявку, которая отвечает требованиям Конкурсной документации, включая все требования к выполняемым работам, которые предполагается оказывать, указанные в разделе III конкурсной документации. Сведения раздела III конкурсной документации в части сведений о качестве выполняемых работ участник закупки должен подтвердить в составе своей заявки по форме 2.
В соответствии с "Инструкцией по заполнению заявок на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации, в том числе, установлены следующие требования: "В случае перечисления показателей характеристики через "точку с запятой", при сопровождении символа "/" (за исключением использования символа "/" в значениях "Gb/s", "Mb/s", "об/мин", "ммI/с", "г/мл", "мi/ч" а также в любых иных стандартных значениях символа "/" используемых производителем, какого либо товара (пример "Лампа компактная люминесцентная 18w/840"), а также при сопровождении союза "или" участник конкурса должен указать конкретное значение по своему выбору. Перечисление показателей характеристики через "запятую (",")" означает, что используются характеристики со всеми перечисленными показателями (характеристиками)".
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что Конкурсная комиссия признала соответствующими заявки Победителя и участника под порядковым номером "2" (ООО "М***") требованиям Конкурсной документации. В связи с чем, Комиссии не представляется возможным сделать однозначный вывод о несоответствии заявок Победителя и участника с порядковым номером "2" (ООО "М***") требованиям технической части Конкурсной документации.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Конкурсная документация содержит ненадлежащее описание объекта закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе. По истечении указанных в части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе 09.06.2017. Вместе с тем, жалоба Заявителя на положения документации о закупке поступила в ФАС России 21.06.2017 и 26.06.2017 (исх. от 21.06.2017 N 145, от 26.06.2017 N 151), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что положения Конкурсной документации не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не подлежит рассмотрению Комиссией.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 30%.
2) Квалификация участников закупки - значимость критерия: 70% (далее - Критерий N 2).
В рамках Критерия N 2 установлены следующие показатели:
- "Высококвалифицированные специалисты с ученой степенью (кандидат, доктор) в области экономических наук, технических наук и физико-математических наук": значимость показателя - 40% (далее - Показатель N 1);
- "Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематикам в области технического проектирования автоматизированных информационных систем: Sparx Enterprise Architect; IBM Rational Software Architect; Microsoft Visual Studio Team Syste; Eclipse Power Designer": значимость показателя - 35% (далее - Показатель N 2);
- "Участник закупки имеет опыт выполнения работ по созданию, развитию и сопровождению прикладного программного обеспечения и его компонентов в составе автоматизированных информационных систем и программно-технических комплексов, за последние 2 года, с даты заключения государственного контракта по дату окончания подачи заявок по настоящему конкурсу, для нужд государственных заказчиков, имеющих территориально-распределенную организационную структуру по всем субъектам Российской Федерации, в рамках исполненных государственных контрактов, каждый стоимостью не менее 79 750 000 (семьдесят девять миллионов семьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек": значимость показателя - 25% (далее - Показатель N 3).
По показателю N 1 установлен следующий порядок оценки: "Высококвалифицированные специалисты с ученой степенью (кандидат, доктор) в области экономических наук, технических наук и физико-математических наук (подтверждается копиями дипломов о научной степени и копиями авторефератов) (Кспец1). Для выполнения работ по данному конкурсу участником конкурса должна быть привлечена группа специалистов, обладающих ученой степенью (кандидат, доктор) экономических наук, технических наук и физико-математических наук по специальностям (кодам специальностей): 08.00.01, 08.00.04, 08.00.05, 08.00.13, 05.13.01, 05.13.11, 05.13.12, 05.13.17, 05.13.18. "ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию" (утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст).
Наличие группы высококвалифицированных специалистов с ученой степенью (кандидат, доктор) в области экономических наук, технических наук и физико-математических наук подтверждается предоставлением Участником конкурса в составе Заявки копий дипломов о научной степени, подтверждающих присвоение ученой степени (кандидат, доктор) в области экономических наук, технических наук и физико-математических наук, а также копиями соответствующих авторефератов.
Группой считается наличие не менее чем по одному специалисту обладающих ученой степенью (кандидат, доктор) экономических наук, технических наук и физико-математических наук по специальностям (кодам специальностей): 08.00.01, 08.00.04, 08.00.05, 08.00.13, 05.13.01, 05.13.11, 05.13.12, 05.13.17, 05.13.18. "ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию" (утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст).
Заявкам, в которых представлено максимальное количество специалистов в группе, присваивается максимальное значение показателя критерия в баллах, остальным заявкам присваиваются балл по формуле:
Кспец1 = КЗ х 100 х (Кi/Кmax),
где:
Ki - число специалистов в группе, имеющих требуемые копии соответствующих документов, представленные Участником, заявка которого оценивается,
Кmax - максимальное число специалистов в группе, имеющих требуемые копии соответствующих документов, из предложений, сделанных другими участниками.
Отсутствие в составе заявки хотя бы одного специалиста по коду специальности из девяти требуемых по данному подкритерию не будет засчитано как группа и заявке участника закупки будет присвоено - 0 баллов.
В случае отсутствия копий диплома о научной степени хотя бы одного специалиста по коду специальности из девяти требуемых по данному подкритерию представленные сведения не будут учитываться при оценке.
В случае отсутствия копий автореферата хотя бы одного специалиста по коду специальности из девяти требуемых по данному подкритерию представленные сведения не будут учитываться при оценке.
КЗ - коэффициент значимости показателя равен 0,4".
Из представленных на заседание Комиссии документов следует, что заявка Победителя на участие в Конкурсе в подтверждение сведений по Показателю N 1 содержит сведения о 30 высококвалифицированных специалистах и авторефератах.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 14.06.2017 N ПРО1 Конкурсной комиссией при оценке заявки Победителя по указанному показателю приняты к оценке сведения о 29 высококвалифицированных специалистах и авторефератах.
Вместе с тем, Комиссия установила, что в составе заявки Победителя сведения об авторефератах содержатся не в полном объеме, а именно представлены только титульные листы авторефератов, что не соответствует требованиям Конкурсной документации.
По показателю N 3 установлен следующий порядок оценки: "Подтверждается сведениями о ранее реализованных проектах по тематике создание, развитие и сопровождение прикладного программного обеспечения и его компонентов в составе автоматизированных информационных систем и программно-технических комплексов, заключенных с государственными заказчиками, имеющими территориально-распределенную организационную структуру по всем субъектам Российской Федерации (стоимостью не менее 79 750 000 (семьдесят девять миллионов семьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек с даты заключения которых на момент срока окончания подачи заявок по настоящему конкурсу прошло не более 2 лет и актов о выполненных работах (оказанных услугах), представленными участником конкурса в составе Заявки на участие в конкурсе, а также информацией из Единого реестра государственных и муниципальных контрактов, размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru".
Из представленных на заседание Комиссии документов следует, что заявка Победителя на участие в Конкурсе в подтверждение опыта выполнения работ по созданию, развитию и сопровождению прикладного программного обеспечения и его компонентов в составе автоматизированных информационных систем и программно-технических комплексов, за последние 2 года, с даты заключения государственного контракта по дату окончания подачи заявок по настоящему конкурсу, для нужд государственных заказчиков, имеющих территориально-распределенную организационную структуру по всем субъектам Российской Федерации, в рамках исполненных государственных контрактов содержит 14 договоров и контрактов на выполнение работ, а именно:
- государственный контракт от 19.09.2017 N 20-413-Д на оказание услуг по разработке технического проекта единой государственной информационной системы социального обеспечения и реализации первой очереди прототипа системы по цене 185 955 321,92 рубль (реестровый номер контракта 1770601611816000207);
- государственный контракт от 18.08.2016 N 20-349-Д на оказание услуг по развитию компонента "Ведомственная телефонная связь" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 по цене 157 054 198,19 рублей (реестровый номер контракта 1770601611816000178);
- государственный контракт от 11.07.2016 N 20-267-Д на оказание услуг по реализации технологии организации внешнего взаимодействия по цене 93 618 000 рублей (реестровый номер контракта 1770601611816000138);
- государственный контракт от 09.07.2016 N 20-213-Д на оказание услуг по развитию и сопровождению программно-технического комплекса (ПТК) по назначению (установлению) и выплате пенсий, ЕДВ, ДМО, ДЕМО, и ФСД по цене 86 680 000 рублей (реестровый номер контракта 1770601611816000112);
- государственный контракт от 08.06.2016 N 20-209-Д на оказание услуг по развитию и сопровождению ПК по обеспечению деятельности клиентской службы (ПК КС ПФР) по цене 89 618 000 рублей (реестровый номер контракта 1770601611816000111);
- государственный контракт от 23.08.2016 N 20-364-Д на оказание услуг по созданию подсистемы "Назначение, перерасчет и выплата пенсий и иных социальных выплат" в АИС ПФР нового поколения (АИС ПФР-2) (1 очередь) по цене 88 918 532 рубля (реестровый номер контракта 1770601611816000184);
- государственный контракт от 23.09.2015 N 20-442-Д на выполнение работ по созданию компонента "Оборудование сопровождения обучения и/или совещаний" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 по цене 136 565 400 рублей (реестровый номер контракта 1770601611815000173);
- государственный контракт от 17.11.2016 N 20-538-Д на оказание услуг по поставке оборудования и лицензионного программного обеспечения компонента "Ведомственная телефонная связь" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 для территориальных органов ПФР по цене 129 993 016, 33 рублей (реестровый номер контракта 1770601611816000242);
- государственный контракт от 17.10.2016 N 20-476-Д на оказание услуг по поставке оборудования и лицензионного программного обеспечения компонента "Ведомственная телефонная связь" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 по цене 198 153 630, 40 рублей (реестровый номер контракта 1770601611816000227);
- государственный контракт от 09.08.2016 N 20-327-Д на оказание услуг по реализации технологии внутриведомственного информационного обмена в части ведения электронных дел в АИС ПФР-2 нового поколения (2 очередь) по цене 48 953 000 рубля (реестровый номер контракта 1770601611816000165);
- государственный контракт от 09.02.2015 N 20-038-Д на оказание услуг по поставке программно-аппаратных комплексов взаимодействия территориальных органов и структурных подразделений (вторая очередь) по цене 261 025 000 рублей (реестровый номер контракта 1770601611815000034);
- государственный контракт от 17.09.2014 N 23-444-Д на оказание услуг по поставке программно-аппаратных комплексов взаимодействия территориальных органов и структурных подразделений ПФР (первая очередь) по цене 180 180 000 рублей (реестровый номер контракта 0273100000114000169);
- государственный контракт от 09.11.2015 N 50-144 на оказание услуг по поставке системы хранения данных IBM по цене 284 325 985,59 рублей (реестровый номер контракта 1773017661015000106);
- государственный контракт от 04.02.2016 N 20-040-Д на оказание услуг по приобретению оборудования программно-аппаратных комплексов взаимодействия структурных подразделений ПФР по цене 200 000 000 рублей (реестровый номер контракта 1770601611816000031).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 14.06.2017 N ПРО1 Конкурсной комиссией при оценке заявки Победителя по указанному показателю зачтены контракты представленные в составе заявки в количестве 7 штук.
Вместе с тем, Комиссия установила, что в составе заявки Победителя содержатся только 6 контрактов, соответствующих требованиям Конкурсной документации.
Таким образом, на основании вышеизложенного, действия Конкурсной комиссии, оценившей заявку Победителя не в соответствии с установленным Конкурсной документацией порядком оценки по показателю N 1 и N 3 нестоимостного Критерия N 2, нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "С***" обоснованной в части действия Конкурсной комиссии, неправомерно отстранившей Заявителя от участия в Конкурсе за предоставление недостоверных сведений в составе своей заявки.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушения частей 3, 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 27.06.2017 по делу N К-784/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
3. Установлено нарушение при организации электронного документооборота.
Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрена жалоба заявителя, мотивированная тем, что оператор электронной площадки не обеспечил возможность подать заявку на участие в аукционе.
На заседании комиссии установлено, что в конце мая 2017 года в ЕИС произошло обновление программных средств, в результате которых в извещении о проведении электронного аукциона время стало отображаться с учетом часового пояса заказчика (извещение опубликовано и импортировано из ЕИС 05.06.2017, после проведенных обновлений в ЕИС, срок окончания приема заявок на участие в электронном аукционе отобразился недостоверно).
Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушений в действиях оператора электронной площадки, однако зафиксировала наличие нарушения при организации электронного документооборота, в связи с чем выдала соответствующее предписание об обеспечении возможности подать заявку.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 28.06.2017 N К-803/17
(номер извещения 0134300016017000103)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя, содержащая информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы были нарушены действиями оператора Оператором электронной площадки, не предоставившего возможность подать заявку на участие в Аукционе 21.06.2017.
Оператор электронной площадки в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.05.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 46 305 970 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 30.06.2017;
Согласно части 6 статьи 60 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента размещения информации, связанной с проведением электронного аукциона, в единой информационной системе и на электронной площадке указанная информация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе и на электронной площадке без взимания платы.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о контрактной системе в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.
Оператор электронной площадки в составе письменных возражений представил графические изображения информации, свидетельствующие о том, что в конце мая 2017 года в ЕИС произошло обновление программных средств, в результате которых в извещении о проведении электронного аукциона время стало отображаться с учетом часового пояса заказчика. Извещение N 0134300016017000103 опубликовано и импортировано с ЕИС 05.06.2017, после проведенных обновлений в ЕИС. По этой причине, срок окончания приема заявок на участие в электронном аукционе отобразился недостоверно, как 20.06.2017 г. 23 ч. 00 мин (+03:00) \ Местное время 21.06.2017 04 ч.00 мин (+08:00).
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о том, что Оператор электронной площадки не предоставил возможность подачи заявки на участие в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о нарушении положений части 6 статьи 60 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 442 "Об определении Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок" определены полномочия Федерального казначейства по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе Федеральное казначейство, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, не являются субъектами контроля.
Таким образом, ФАС России не наделена полномочиями по проверке функционирования ЕИС, а также выдаче предписаний в отношении Федерального казначейства, обслуживающего ЕИС.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО ТСК "С***" необоснованной.
2. Признать нарушение части 6 статьи 60 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по закупкам, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок.
Речь идет о неправомерном установлении избыточных требований к участникам, неустойки; об отстранении участника за предоставление недостоверной информации.
Указаны нарушения в сфере электронного документооборота.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России