Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 204664-7 "О ратификации Конвенции Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 204664-7 "О ратификации Конвенции Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей" (далее - Конвенция), внесенный в Государственную Думу 20 июня 2017 года Президентом Российской Федерации.
Основной целью Конвенции, подписанной 3 июля 2016 года в городе Сен-Дени, является обеспечение безопасности и благоприятной атмосферы во время проведения футбольных матчей и других спортивных мероприятий по различным видам спорта, совершенствование международного полицейского сотрудничества, предусматривающего информирование и обмен передовым опытом, вовлечение сотрудников полиции и местных властей в работу с футбольными клубами и болельщиками для подготовки матчей и искоренения хулиганства во время и после их проведения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Конвенции Договаривающиеся стороны в рамках своих конституционных норм принимают необходимые меры для применения положений Конвенции в отношении футбольных матчей или турниров, которые проходят на их территории с участием профессиональных футбольных клубов и (или) национальных команд. Кроме того, Конвенция может применяться Договаривающимися сторонами в отношении футбольных матчей между любительским командами, а также в отношении других видов спорта или спортивных мероприятий, проходящих на территории государств-участников (часть 2 статьи 1).
Согласно Конвенции государства-участники в соответствии с национальным законодательством и международными правовыми актами принимают меры, направленные на предупреждение и предотвращение риска неправомерных действий или неправомерного поведения, исходя из характера возможного происшествия и места его возникновения. К таким мерам, в частности относится рассмотрение вопроса о наделении судебных и административных органов полномочиями по наложению санкций в отношении лиц, виновных или участвовавших в неправомерных действиях, включая возможность ограничения на поездки на футбольные мероприятия в другой стране (часть 4 статьи 10 Конвенции).
Кроме того, государства-участники Конвенции в рамках сотрудничества по вопросам организации международных спортивных мероприятий обязуются создать в системе своих правоохранительных органов национальный футбольный информационный пункт (НФИП). Такой орган должен функционировать как контактный пункт для обмена информацией в отношении футбольных матчей, имеющих так называемый иностранный элемент; обмениваться персональными данными в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права; обеспечивать, координировать или осуществлять сотрудничество правоохранительных органов государств-участников в связи с футбольными матчами (статья 11 Конвенции).
В рамках Конвенции предполагается также создать Комитет по безопасности и защите на спортивных мероприятиях - специальный орган, в который государства-участники Конвенции будут направлять информацию по законодательным и иным мерам, предпринимаемым ими в целях соблюдения данного международного договора. Комитет формируется из представителей государств-участников Конвенции и осуществляет мониторинг выполнения государствами-участниками ее положений. Комитет дает необходимые рекомендации по вопросам реализации Конвенции, члены Комитета могут осуществлять визиты в государства-участники Конвенции для предоставления консультаций и помощи по ее реализации (статьи 13-14). Первое заседание Комитета проводится в течение одного года с того момента, как десять государств-членов Совета Европы выразят свое согласие принять обязательства по Конвенции.
В настоящее время Конвенцию подписали двадцать четыре государства, ратифицировали два (Франция и Монако). В соответствии с частью 1 статьи 17 Конвенции для ее вступления в силу требуется три ратификации.
Согласно части 3 статьи 16 Конвенции сдать документ о ее ратификации будет возможно лишь после денонсации Европейской конвенции о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей, от 19 августа 1985 г. (далее - Европейская конвенция). Россия как продолжатель СССР участвует в этом международном договоре с 1991 года. По информации Министерства спорта России, в Правительстве Российской Федерации подготовлен соответствующий проект распоряжения о денонсации Европейской конвенции.
Ратификация Конвенции Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей будет способствовать признанию достижений Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности и благоприятной атмосферы на спортивных мероприятиях. Положения Конвенции соответствуют российскому законодательству, а ее реализация не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Конвенцию Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.