ФАС России в соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 208, рассмотрено поступившее 13.01.2017 заявление ОАО "РЖД" (Южно-Уральская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД") (далее - Заявитель, регулируемая организация, ОАО "РЖД") о разногласиях с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство, орган регулирования) по постановлению Министерства от 25.11.2016 N 58/84 "О корректировке на 2017-2018 годы тарифов на питьевую воду, водоотведение, транспортировку воды и транспортировку сточных вод, установленных на 2016-2018 годы для ОАО "РЖД" (Южно-Уральская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД"), оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Челябинского городского округа и Копейского городского округа Челябинской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "55/84"
Тарифы для ОАО "РЖД" установлены органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг. с применением метода индексации.
Заявитель считает, что Министерством нарушены требования законодательства Российской Федерации при формировании необходимой валовой выручки и тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения ОАО "РЖД" 2017 года, мотивируя позицию, изложенную в поданном заявлении тем, что Министерством не были учтены:
1) расходы по транспортировке питьевой воды Челябинского и Копейского городских округов Челябинской области в части неподконтрольных расходов по статье "Налог на имущество организации" на сумму 984,38 тыс. руб., по статье "Амортизация на сумму 1910,79 тыс. руб.;
2) расходы по транспортировке сточных вод Челябинского и Копейского городских округов Челябинской области в части неподконтрольных расходов по статье "Налог на имущество организации" на сумму 700,79 тыс. руб., по статье "Амортизация" на сумму 2473,33 тыс. руб.
Необходимая валовая выручка ОАО "РЖД" установлена органом регулирования на 2016 год в части услуг по транспортировке питьевой воды в размере 5 348 тыс. руб., в части услуг по транспортировке сточных вод в размере 1 925,3 тыс. руб.
Тарифы на оказываемые услуги по транспортировке воды ОАО "РЖД" на 2017 год установлены:
- с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 7,34 руб./куб. м.
- с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 7,47 руб./куб. м.
Тарифы на оказываемые услуги по транспортировке сточных вод ОАО "РЖД" на 2017 год установлены:
- с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 3 руб./куб. м.
- с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 3,06 руб./куб. м.
Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон).
Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования).
Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила).
На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
1. По статье "Налог на имущество организации".
Предложение организации по статье "Налог на имущество организации" составляет 1 207,84 тыс. руб. по транспортировке воды и 716,89 тыс. руб. по транспортировке сточных вод.
Министерством при корректировке тарифов на транспортировку воды и транспортировку сточных вод по данной статье были учтены затраты на уровне плановых: по транспортировке воды - 223,46 тыс. руб., по транспортировке сточных вод - 16,1 тыс. руб.
Кроме того, орган регулирования обращает внимание, что ОАО "РЖД" отражает ежегодно одну и ту же сумму по налогу на имущество как фактические данные за прошедший год, ожидаемое на текущий год и предложение на следующий год. Налог на имущество рассчитывается исходя из остаточной стоимости имущества, которая с каждым годом уменьшается на величину амортизации, и, следовательно, должен уменьшаться налог на имущество.
Вместе с тем, в ФАС России и Министерство не представлена декларация по налогу на имущество, а также распределение данного налога по видам деятельности (холодное водоснабжение, водоснабжение технической водой, транспортировка воды, транспортировка сточных вод, передача тепловой энергии).
2. По статье "Амортизация".
Предложение организации по статье "Амортизация" составляет 2 505,8 тыс. руб. по транспортировке воды и 2 628,3 тыс. руб. по транспортировке сточных вод.
Министерством при корректировке тарифов на транспортировку воды и транспортировку сточных вод по данной статье были учтены затраты на уровне плановых: по транспортировке воды - 595 тыс. руб., по транспортировке сточных вод - 155 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Расходы приняты Министерством на уровне плановых в связи с тем, что ОАО "РЖД" не представлены документы, материалы, обосновывающие увеличение по данной статье, а именно, данные бухгалтерского учета о первоначальной и остаточной стоимости, а также о сроке полезного использования по каждому объекту основных средств, используемого для осуществления регулируемых видов деятельности.
В ФАС России вышеперечисленные материалы также не были представлены, что не позволяет ФАС России проверить обоснованность заявленных ОАО "РЖД" требований.
Дополнительно, ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности: а) в сфере холодного водоснабжения: холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; б) в сфере горячего водоснабжения: горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; в) в сфере водоотведения: водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности, указанным в пункте 18 настоящего документа, раздельно по каждой системе.
В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 7 Порядка ведения раздельного учёта затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 января 2014 г. N 22/пр, раздельный учет затрат ведется регулируемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, Основами ценообразования, и Методическими указаниями.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н (далее - приказ от 31.10.2000 N 94н), ведение раздельного учёта осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности. Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации, утверждённой приказом приказ от 31.10.2000 N 94н, субсчета, предусмотренные в данном Плане, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
В ходе проверки ФАС России выявлено, что представленная регулируемой организацией учётная политика и утверждённый план счетов бухгалтерского учёта не отражают принципы ведения раздельного учёта, поскольку в плане счетов ОАО "РЖД" не закреплён отдельный субсчёт по каждому регулируемому виду деятельности.
С учётом неведения ОАО "РЖД" (Южно-Уральская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД") раздельного учёта надлежащим образом, а также ввиду отсутствия доказательств возникновения заявленных ОАО "РЖД" на разногласия требований об учёте вышеуказанных затрат не могут быть признаны экономически обоснованными и подлежащими учету.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии ФАС России, приказываю:
1. Отказать в удовлетворении требований ОАО "РЖД" (Южно-Уральская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД") по заявлению исх. от 13.01.2017 N 153/ЮУрДТВ, вх. от 06.03.2017 N 32568/17.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 31 мая 2017 г. N 734/17 "О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ОАО "РЖД" (Южно-Уральская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД") и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области"
Текст приказа официально опубликован не был