В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 г. N 208, а также в соответствии с Положениями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 о Федеральной антимонопольной службе, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 27.01.2017 N 34, вх. от 30.01.2017 рег. N 12934/17) о разногласиях между АО "Очистные сооружения" (далее - Заявитель, регулируемая организация, АО "ОС") и Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее - Департамент, Респондент, орган регулирования) по приказу Департамента от 15.12.2016 N 114/1016-ВК "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии -департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 N 93/2015-окк "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение", установлено следующее.
Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон о водоснабжении).
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. N 1746-э утверждены методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
Тарифы для АО "Очистные сооружения" установлены органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг. с применением метода индексации.
В поданном на разногласия заявлении АО "Очистные сооружения" указывает на то, что скорректированные Департаментом тарифы 2017 года экономически не обоснованы, и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учёту в тарифах 2017 года в части оказываемых услуг водоотведения в сумме 6 168,14 тыс. руб. При этом, АО "Очистные сооружения" оспаривает расходы по следующим статьям затрат: "Недополученные доходы за 2014 год", "Недополученные доходы за 2015 год", "Неподконтрольные расходы в части арендной платы за землю", "Налог на прибыль", по подстатьям "Химреагенты", "Горюче-смазочные материалы", "Расходы на оплату работ и услуг, выполненные сторонними организациями", "Контроль состава и свойств сточных вод", "Электроэнергия", "Амортизация" в составе статьи "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2015 год".
По результатам проведённого анализа материалов, представленных на разногласия со стороны Заявителя и Департамента, ФАС России отмечает следующее.
1) По статьям "Недополученные доходы за 2014 год" и "Недополученные доходы за 2015 год".
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.
Пунктом 12 Методических указаний определено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.
В материалах тарифного дела по корректировке тарифов 2017 года АО "Очистные сооружения" заявлены недополученные доходы за 2014 и 2015 гг., связанные с фактическим снижением объёмов реализации услуг по сравнению с плановыми объёмами, учтёнными органом регулирования в предыдущих периодах регулирования. Таким образом, по мнению регулируемой организации, сумма недополученных средств за 2014 год составила 2 982,81 тыс. руб., за 2015 год - 1 807,51 тыс. руб.
Из "Экспертного заключения от 08.12.2016 N 4-114/2016-вк Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам корректировки экономического обоснования тарифов на водоотведение для АО "ОС" (далее - Экспертное заключение), представленного органом регулирования на рассмотрение разногласий в ФАС России, следует, что регулирующим органом при корректировке тарифов 2017 года расходы по данным статьям не учтены ввиду того, что АО "Очистные сооружения" в материалах дела об установлении тарифов регулируемой организацией не представлены объективные обоснования снижения фактических объёмов реализации услуг потребителям, а также не указаны причины, независящие от регулируемой организации и влияющие на снижение реализации услуг потребителям за период с 2014 по 2015 годы.
В результате проведённого анализа представленных сторонами на разногласия материалов по данной статье установлено следующее.
Заявителем на разногласия представлен расчёт недополученных доходов, образовавшихся в регулируемой организации в 2014 и 2015 гг., выполненный исходя из отклонения (снижения) фактического объема принятых сточных вод от планового, учтённого органом регулирования при расчёте тарифов для АО "Очистные сооружения" в 2014 и 2015 гг., сумма недополученных доходов за 2014 г. составила 2 982,81 тыс. руб., недополученных доходов за 2015 г. составила 1 807,51 тыс. руб.
Одновременно ФАС России поясняет, что на момент установления (корректировки) тарифов, а также на разногласия в ФАС России регулируемой организацией представлены формы статистической отчётности N 22-ЖКХ "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы" за 2013-2015 гг., N 2-ТП (водхоз) за 2013-2015 г., а также N 1-Канализация за 2014 год, в которых зафиксированы сложившиеся фактические объёмы реализации услуг. Однако в Экспертном заключении органа регулирования отсутствует анализ данных, отражённых в статистических формах отчётности, и отсутствует мотивированная позиция о том, каким образом и какими конкретно материалам регулируемая организация подтверждает недополученные доходы.
В соответствии с бухгалтерским балансом АО "Очистные сооружения" и отчетом о финансовых результатах АО "Очистные сооружения" на 31 декабря 2014 года чистая прибыль организации составила 395,0 тыс. руб., на 31 декабря 2015 года образовался убыток в размере 933,0 тыс. руб. в целом по организации. В динамике полученной выручки и расходов за 2013-2015 гг. по водоотведению за 2014 году в регулируемой организации сложилась прибыль в размере 172,87 тыс. руб., за 2015 год образовался убыток в размере 891,09 тыс. руб., данные сведения также подтверждаются стандартами раскрытия информации, а именно в информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности - водоотведение).
На основании вышеизложенных доводов Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье "Недополученные доходы за 2014 г.", по статье "Недополученные доходы за 2015 г." ввиду того, что в регулируемой организации сложился убыток в 2015 году, расходы частично признаны экономически обоснованными на уровне убытка по виду деятельности - водоотведение, в размере 891,09 тыс. руб. При этом, в условиях того, что в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования данные расходы учитываются не позднее третьего годового периода, следующего за периодом регулирования, в котором указанные недополученные доходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью, недополученные доходы в размере 891,09 тыс. руб. подлежат дополнительному учёту в необходимой валовой выручке АО "Очистные сооружения" 2017-2019 гг. в определённых органом регулирования долях с учётом необходимости соблюдения ограничений по размеру индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
2) По статье "Неподконтрольные расходы в части арендной платы за землю".
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
Согласно пункту 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов.
АО "Очистные сооружения" в представленном на разногласия заявлении по данной статье заявляет величину средств в размере 304,15 тыс. руб.
Разногласия по данной статье возникли на основании того, что при утверждении тарифов на 2015 год в составе необходимой валовой выручки 2015 года органом регулирования не учтены затраты по статье "Арендная плата за землю", в связи с отсутствием в тарифном деле АО "Очистные сооружения" материалов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, а именно отсутствовал договор аренды земли, отсутствовали дополнительные соглашения, свидетельствующие о пролонгации договора арендной платы за землю от 30.09.2009 N 350000 2011.
На момент установления тарифов АО "Очистные сооружения" 2017 года регулируемой организацией данные расходы ошибочно заявлены в составе "Неподконтрольных расходов", как необходимые плановые затраты, а не "Экономически обоснованные затраты, понесённые в предыдущих периодах регулирования" сложившиеся по фактическим данным за 2015 год. При этом, регулируемой организацией в обоснование данных затрат на момент установления тарифов 2017 года в Департамент, а также на разногласия в ФАС России представлен исчерпывающий пакет материалов, а именно договор аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности от 30.09.2009 N 350000 2011, дополнительные соглашения к вышеуказанному договору от 19.09.2014, от 10.10.2014, уведомление об оплате арендных платежей от 30.12.2014 N 5824, а также платёжные поручения от 12.01.2015 N 4, от 06.04.2015 N 162, от 01.10.2015 N 505, от 02.10.2015 N 508.
При корректировке тарифов АО "Очистные сооружения" 2017 года органом регулирования данные расходы не учтены по двум основаниям, а именно:
- так как данные расходы ошибочно заявлены в составе статьи "Неподконтрольные расходы";
- в связи с тем, что пунктом 2 Основ ценообразования определено, что "экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования" - расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией на осуществление производственной деятельности в течение предыдущего периода регулирования, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов либо судом.
В связи с наличием исчерпывающего перечня материалов, подтверждающих экономическую обоснованность заявленных затрат, а также с учётом того, что в соответствии с подпунктом (ж) пункта 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 15 настоящего документа экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов, расходы по статье "Неподконтрольные расходы в части арендной платы за землю" признаны экономически обоснованными в полном объёме в размере 304,15 тыс. руб. В условиях того, что в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования данные расходы учитываются не позднее третьего годового периода, следующего за периодом регулирования, в котором указанные экономически обоснованные расходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью, данные затраты в размере 304,15 тыс. руб. подлежат дополнительному учёту в необходимой валовой выручке АО "Очистные сооружения" 2017-2019 гг. в определённых органом регулирования долях с учётом необходимости соблюдения ограничений по размеру индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
3) По статье "Неподконтрольные расходы в части аренды имущества".
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю; б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
ФАС России обращает внимание на то, что АО "Очистные сооружения" не заявляли данные расходы на разногласия, однако в 2015 году органом регулирования учтены расходы в размере 176,94 тыс. руб., а по факту в регулируемой организации сложились средства в размере 138,49 тыс. руб., что свидетельствует о необходимости исключения экономически необоснованной суммы средств в части аренды имущества за 2015 год, то есть разницы между плановой, учтённой органом регулирования в 2015 году, и фактически сложившейся в 2015 году в регулируемой организации величиной, в размере 38,45 тыс. руб. из необходимой валовой выручки АО "Очистные сооружения" 2017 года.
4) По подстатьям "Химреагенты", "Горюче-смазочные материалы", "Расходы на оплату работ и услуг, выполненные сторонними организациями", "Контроль состава и свойств сточных вод", "Электроэнергия", "Амортизация" в составе статьи "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2015 год".
Регулируемой организацией на момент установления тарифов 2017 года в тарифной заявке заявлены экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования (2015 год) в размере - 846,05 тыс. руб., в том числе: по статье "Химреагенты" - 22,34 тыс. руб., "Горюче-смазочные материалы" - 69,03 тыс. руб., "Электроэнергия" - 221,63 тыс. руб., "Расходы на оплату работ и услуг, выполненные сторонними организациями" - 359,09 тыс. руб., "Контроль состава и свойств сточных вод" - 39,68 тыс. руб., "Амортизация" - 134,28 тыс. руб.
В ФАС России на разногласия затраты заявлены в следующих объёмах по статье "Химреагенты" - 22,34 тыс. руб., "Горюче-смазочные материалы" - 69,03 тыс. руб., "Электроэнергия" - 221,63 тыс. руб., "Расходы на оплату работ и услуг, выполненные сторонними организациями" - 355,0 тыс. руб., "Контроль состава и свойств сточных вод" - 40,28 тыс. руб., "Амортизация" - 134,28 тыс. руб.
Одновременно, орган регулирования в представленном на разногласия в ФАС России письмом от 08.02.2017 N СП/7270/17 письменном мнении (далее - Письменное мнение) поясняет, что расходы по вышеуказанным подстатьям в расчет необходимой валовой выручки АО "Очистные сооружения" 2017 года не приняты, по причине того, что они не связаны с незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией на осуществление производственной деятельности в течение предыдущего периода регулирования, изменением законодательства, а также не являются расходами, признанными экономически обоснованными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов либо судом в соответствии с положениями пункта 2 Основ ценообразования.
В дополнение Департамент в Письменном мнении поясняет: расходы по статье "Химреагенты", "Горюче-смазочные материалы" приняты в расчет тарифа на 2015 год в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, на основании фактических расходов за 2013 год с применением прогнозных индексов потребительских цен на 2014 и 2015 года, определенных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2015-2017 годы.
3.1) По подстатье "Электроэнергия" статьи "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2015 год".
Разногласия по данной подстатье отсутствуют, так как Департаментом при корректировке тарифов АО "Очистные сооружения" 2017 года дополнительно учтены расходы на электроэнергию в размере 290,0 тыс. руб., произведенные по тарифу выше запланированного в утвержденном на 2015 год тарифе на водоотведение, в связи с чем ФАС России исключены средства по данной подстатье в размере 68,37 тыс. руб., учитывая фактические расходы АО "Очистные сооружения" за 2015 год, сложившиеся на уровне 221,63 тыс. руб., что больше учтённых при корректировке 2017 года.
3.2) По подстатье "Химреагенты" статьи "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2015 год".
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы;
г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;
е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
Согласно пункту 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение.
Расходы по статье "Химреагенты" фактически сложились в 2015 году в размере 62,27 тыс. руб., в пределах расходов, сложившихся по факту 2014 года. Превышение фактически сложившейся величины химических реагентов над плановой величиной на 22,34 тыс. руб. обусловлено тем, что орган регулирования планировал указанные расходы исходя из фактических расходов 2013 года, а в 2015 году, по мнению регулируемой организации, качественно изменился состав сточных вод, поступивших на очистные сооружения, что потребовало от регулируемой организации проведения дополнительных технологических мероприятий по приведению качества сточных вод в нормативное состояние. Так основная доля расходов по данной статье, которая резко увеличилась по сравнению с 2013 годом, пришлась на хлорную известь, гипохлорид кальция и биологический препарат Bacti-Bio.
В 2014-2015 гг. регулярно отмечались залповые сбросы сточных вод с показателями, превышающими предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) по жирам и рН среде. Мониторинг поступающих стоков с молзавода ОАО "Надежда" подтверждает нестандартность показателей сточных вод, поступающих в систему канализации на очистку.
АО "Очистные сооружения" в поданном на разногласия заявлении указывает на то, что увеличение потребления реагентов в 2015 году произошло по объективным причинам, не зависящим от предприятия с целью сохранения благоприятной эпидемиологической обстановки в Усть-Лабинском районе, на основании чего Заявитель вынужден был применять меры дополнительной технологической защиты, то есть закупать дополнительные объёмы извести гашеной, препарата Bacti-Bio 9800, сухого гипохлорита кальция, соли и индикаторной бумаги.
В отношении расходов по статье "Химреагенты" в Письменном мнении орган регулирования отмечает, что данные расходы Департаментом не признаны экономически обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 118 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила), в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
На основании того, что источником финансирования дополнительных расходов регулируемой организации по подстатье "Химреагенты" в случае сброса сточных вод с показателями, превышающими предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), является плата за превышение ПДК, предъявляемая абоненту в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации, ФАС России не усматривает признаков нарушения органом регулирования требований законодательства Российской Федерации, в связи с чем отказывает АО "Очистные сооружения" в удовлетворении заявленных требований по подстатье "Химреагенты" статьи "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2015 год".
3.3) По подстатье "Расходы на оплату работ и услуг, выполненные сторонними организациями" статьи "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2015 год".
В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
АО "Очистные сооружения" затраты по подстатье "Расходы на оплату работ и услуг, выполненные сторонними организациями" заявлены к дополнительному учёту в размере 355,09 тыс. руб.
В тарифном деле на 2015 год регулируемой организацией заявлены расходы по данной подстатье в размере 45,70 тыс. руб. В свою очередь Департаментом указанные затраты признаны обоснованными в размере 45,54 тыс. руб. с учетом фактической потребности предприятия в данных расходах и роста тарифов на холодное водоснабжение ОАО "Водопровод", оказывающих данные услуги АО "ОС". Также АО "ОС" по данной статье запланированы расходы на оплату услуг ООО "Стройбезопасность" в размере 400,0 тыс. руб., указанные расходы Департаментом не были учтены при расчёте тарифов, ввиду отсутствия документов о проведении конкурсных процедур по закупке, регламентированных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". При этом органом регулирования учтены фактические расходы по данному поставщику за 2013 год с применением прогнозных индексов потребительских цен на 2014 и 2015 года, определенных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2015-2017 годы и приняты в расчет тарифа в размере 11,46 тыс. руб.
Респондент обращает внимание, что иные расходы по подстатье "Расходы на оплату работ и услуг, выполненные сторонними организациями" регулируемой организацией на 2015 год запланированы не были.
Проанализировав материалы, представленные АО "Очистные сооружения" в обоснование расходов на оплату работ и услуг, выполненных сторонними организациями, на момент установления (корректировки) тарифов 2017 года, а также на разногласия в ФАС России, сумма средств по подстатье "Расходы на оплату работ и услуг, выполненные сторонними организациями" статьи "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2015 год" частично признана ФАС России экономически обоснованной в размере 83,33 тыс. руб. в части учёта расходов на поверку и калибровку средств измерений с ООО "Феррата" на сумму в размере 8,58 тыс. руб., на техническую поддержку ККТ с ООО "Сервис-Юг-ККМ" на сумму в размере 5,93 тыс. руб., на вывоз твёрдых бытовых отходов и уборку помещений с ООО "Армада" на сумму в размере 0,66 тыс. руб., на сбор и утилизацию отходов с ООО "Кубань Эко-Строй" на сумму в размере 57,92 тыс. руб., на услуги по размещению рекламно-информационных материалов с ООО "Редакция газеты Сельская новь" на сумму в размере 20,56 тыс. руб. и исключения затрат по отпуску питьевой воды с ОАО "Водопровод" на сумму в размере 10,32 тыс. руб., как сверхучтённую органом регулирования в 2015 году, ввиду наличия исчерпывающего перечня материалов, подтверждающих целесообразность отнесения АО "Очистные сооружения" вышеуказанных затрат на регулируемый вид деятельности - водоотведение.
3.4) По подстатье "Контроль состава и свойств сточных вод" статьи "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2015 год".
В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с Методическими указаниями.
Согласно пункту 18 Методических указаний в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией. Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации: расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в том числе состава и свойств сточных вод абонентов, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод.
Расходы по подстатье "Контроль состава и свойств сточных вод" учтены органом регулирования в тарифе 2015 года в размере 197,16 тыс. руб., фактические расходы по данной статье в 2015 году составили 237,44 тыс. руб., что на 40,28 тыс. руб. больше запланированных расходов.
В представленном на разногласия заявлении АО "Очистные сооружения" сообщает, что утвержденная генеральным директором регулируемой организации "Программа производственного контроля за работой очистных сооружений, качества сточной воды и воды в реке Кубань предприятия ОАО "ОСК" г. Усть-Лабинска" предполагает проведение постоянного контроля состава и качества сточных вод. В связи с отсутствием аккредитации собственной лаборатории, контроль качества сточной воды на предприятии производился как силами собственной лаборатории, так и по показателям, по которым лаборатория не могла проводить контроль, то есть он производился уполномоченной аккредитованной лабораторией ФБУ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" на основании договора N 321 от 13.05.2015 года и ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" и договоров N АПВО-5/1101 от 25.11.2014 г. и N АСО-5/1101 от 25.11.2014 г. Стоимость расходов в 2015 году составила 59 441,0 руб.
Кроме того, в подстатью "Контроль состава и качества сточных вод" регулируемой организацией включены также расходы по сбору исходных сведений для подготовки материалов паспортизации опасных отходов, разработке паспортов опасных отходов и составлению материалов о подтверждении класса опасности в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности" и приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.06.2001 года N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды". Данные работы выполнялись ООО "Байкал" в соответствии с договорами N 90-15 от 22.05.2015, N 87-15 от 22.05.2015, N 166-15 от 06.08.2015, общая стоимость работ составила 140 000,0 руб.
Также в данную подстатью включены расходы по сбору исходных сведений и разработка "Технического отчета по обращению с отходами" за 2014-2015 годы в соответствии с требованиями приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2014 года N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", а также выполнение ежеквартальных "Расчетов платежей за выбросы, сбросы вредных веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления" и их сдачу в органы Росприроднадзора в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 05.04.2007 г. N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду", а также сбор исходных данных и подготовка отчета 2-ТП (воздух) и 2-ТП (отходы). Данные работы выполнены индивидуальным предпринимателем Ткаченко Г.В. согласно договоров N 15-ИП-112 от 01.10.2015, N 15-ИП-111 от 01.10.2015, N 14-ИП-44 от 01.07.2015, N 14-ИП-43 от 01.07.2015, N 15-ИП-20 от 17.04.2015, N 14-ИП-393 от 30.12.2014 на общую сумму 38 000,0 руб.
По подстатье "Контроль состава и свойств сточных вод" Департаментом в расчете тарифов на 2015 год определены в размере, заявленном предприятием, с учетом анализа фактически произведенных затрат на данные цели в базовом периоде в размере 197,16 тыс. руб.
Орган регулирования в Письменном мнении обращает внимание на то, что заявленные предприятием по данной статье расходы по сбору исходных сведений для подготовки материалов паспортизации опасных отходов, разработке паспортов опасных отходов и составлению материалов о подтверждении класса опасности, выполненные ООО "Байкал", осуществлены в 2015 году в размере 140,00 тыс. руб. без проведения конкурсных процедур, регламентированных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В условиях того, что АО "Очистные сооружения" ни в орган регулирования на момент установления тарифов, ни в ФАС России на рассмотрение разногласий, не представлены документы, подтверждающие проведение конкурсных процедур до заключения договора с ООО "Байкал", а сумма по вышеуказанному договору превышает 100,0 тыс. руб., Заявителю отказано в удовлетворении требований по подстатье "Контроль состава и свойств сточных вод" статьи "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее неучтенные за 2015 год".
3.5) По подстатье "Амортизация" статьи "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее неучтенные за 2015 год".
Согласно пункту 43 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.
Расходы по подстатье "Амортизация" включены органом регулирования в необходимую валовую выручку АО "Очистные сооружения" при расчете тарифа на 2015 год в размере 197,16 тыс. руб., фактически начисленная амортизация в 2015 году в регулируемой организации составила 237,44 тыс. руб. Увеличение на сумму 40,28 тыс. руб. обусловлено приобретением и вводом в эксплуатацию новых основных средств: Прибор Терминатор-3М для блокировки канализации стоимостью 255 000,0 руб. и автомобиль ГАЗ 31105 стоимостью 120 000,0 руб.
По подстатье "Амортизация" орган регулирования в письменных мнениях поясняет, что Департаментом расходы по данной статье запланированы в ходе регулирования на 2015 год в размере 119,13 тыс. руб. на основании данных бухгалтерского учета по основным средствам за 2013 год, с учетом наступления износа по отдельным объектам основных средств.
С учётом того, что Заявителем закупка автомобиля и техники свыше 100 тыс. руб. проводилась в отсутствие проведения закупочных процедур, а также без надлежащего обоснования необходимости приобретения и отнесения данных основных средств на регулируемый вид деятельности, АО "Очистные сооружения" отказано в удовлетворении требований по данной подстатье.
3.6) По подстатье "Горюче-смазочные материалы" статьи "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2015 год".
Согласно пункту 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение.
Расходы по подстатье "Горюче-смазочные материалы" (далее - ГСМ) фактически сложились в АО "Очистные сооружения" в 2015 году в размере 1 390,78 тыс. руб., что на 69,03 тыс. руб. превышает учтённые органом регулирования в плановом режиме расходы в необходимой валовой выручке 2015 года.
В поданном на разногласия заявлении регулируемая организация поясняет, что в соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования расходы на ГСМ включаются в состав производственных расходов в виде расходов на приобретение сырья и материалов и их хранение. В соответствии с приказом генерального директора ОАО "ОСК" от 13.01.2015 N 07-ПР на балансе предприятия по состоянию на 01.01.2015 года находится 15 единиц автотранспорта. Списание ГСМ производится на основании норм, утвержденных распоряжением Минтранса Российской Федерации от 14.03.2008 года N АМ-23-р, по фактическому пробегу транспортных средств, зафиксированному в путевых листах, что ежемесячно подтверждается актами списания ГСМ. Расходы отражены в бухгалтерском учете по б/сч 20.01 "Основное производство".
Проанализировав представленные АО "Очистные сооружения" материалы, ФАС России сделан вывод о том, что разногласия связаны с необходимостью приобретения дополнительных средств на горюче-смазочные материалы ввиду закупки и постановки на баланс в 2015 году автомобиля ГАЗ 31105.
С учётом того, что автомобиль ГАЗ 31105 стоимостью 120 000 руб., приобретён и поставлен на баланс в 2015 году в отсутствие конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ФАС России расчёт расходов на ГСМ произведён без учета расходов на вышеуказанное транспортное средство и составил 1 264, 23 тыс. руб., что ниже учтённых органом регулирования на 57,5 тыс. руб., в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований АО "Очистные сооружения" по подстатье "Горюче-смазочные материалы" статьи "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2015 год".
Резюмируя вышеизложенное затраты по статье "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2015 год" частично признаны обоснованными в размере 14,96 тыс. руб., а именно по подстатье "Расходы на оплату работ и услуг, выполненные сторонними организациями" дополнительно учтены средства в размере 83,33 тыс. руб., по подстатье "Электроэнергия" исключены затраты в размере 68,37 тыс. руб.
5) По статье "Налог на прибыль".
Пунктом 65 Основ ценообразования предусмотрено, что неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.
В соответствии с требованиями, указанным в заявлении о разногласиях, АО "ОС" предлагается включить в расчет тарифов на водоотведение налог на прибыль на 2017 год в размере 521,32 тыс. руб., на 2018 год - 538,41 тыс. руб.
Респондентом данные расходы не учтены в необходимой валовой выручке на 2017 и 2018 годы, поскольку указанные расходы не были указаны в тарифной заявке по корректировке тарифов АО "ОС" на 2017 и 2018 годы. В подтверждение данной позиции Департаментом представлены заявки АО "Очистные сооружения" по корректировке тарифов на 2017 и 2018 годы.
На основании вышеуказанного ФАС России не усматривает признаков нарушения органом регулирования требований законодательства Российской Федерации, в связи с чем отказывает в удовлетворении требований по статье "Налог на прибыль".
Резюмируя вышеизложенное, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии, приказываю:
1. Частично удовлетворить требования АО "Очистные сооружения".
2. Признать орган регулирования нарушившим требования законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), а именно пункты 15, 16, 39 и 44 Основ ценообразования.
3. Предписать органу регулирования в срок до 01.07.2017 устранить нарушения, допущенные Респондентом при корректировке тарифов АО "Очистные сооружения" на 2017 год по приказу Департамента от 15.12.2016 N 114/1016-ВК "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 N 93/2015-окк "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение":
- учесть средства, подлежащие дополнительному учёту в необходимой валовой выручке АО "Очистные сооружения", не учтённые Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края в общей сумме в размере 1 278,57 тыс. руб., по следующим статьям затрат: "Недополученные доходы за 2014 год" дополнительно учесть в размере 891,09 тыс. руб.); "Экономически обоснованные расходы за 2015 год" (в части расходов на арендную плату за землю дополнительно учесть в размере 304,15 тыс. руб., в части расходов на оплату работ и услуг, выполненных сторонними организациями дополнительно учесть в размере 83,33 тыс. руб.) в установленном порядке на 2017-2019 гг. с учётом необходимости соблюдения ограничений по размеру индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
- исключить средства из необходимой валовой выручки АО "Очистные сооружения" 2017-2019 гг. в общей сумме 106,82 тыс. руб., по статье "Экономически необоснованные расходы за 2015 год" (в части расходов на электроэнергию в размере 68,37 тыс. руб., в части расходов на аренду имущества в размере 38,45 тыс. руб.).
4. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования (цен) тарифов в сфере водоотведения с 01.07.2017 установить (ввести в действие) тарифы на услуги водоотведения, оказываемые потребителям АО "Очистные сооружения" на 2017-2019 гг., с учётом пункта 3 настоящего решения, и определённого органом регулирования объёма принятых сточных вод.
5. В остальной части отказать в удовлетворении требований АО "Очистные сооружения".
6. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3 и 4 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктами 3 и 4 настоящего решения;
- протоколов заседаний правления органа регулирования, на которых принимались вышеуказанные решения;
- заключений экспертизы по результатам корректировки необходимой валовой выручки АО "Очистные сооружения" 2017-2019 гг. в части оказываемых услуг водоотведения.
7) Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 26 мая 2017 г. N 699/17 "О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между АО "Очистные сооружения" и Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края"
Текст приказа официально опубликован не был