Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.И. Князева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И. Князев, которому в связи с военной службой назначена пенсия за выслугу лет в 1988 году, ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации следующие положения нормативных правовых актов:
абзаца второго подпункта "а" пункта 60 Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 года N 986), устанавливавшего, что лицам офицерского состава, переведенным после 25 апреля 1967 года по состоянию здоровья или возрасту непосредственно с летной работы, подводных лодок и минных тральщиков на должности с меньшим окладом денежного содержания, которые на день перевода имели выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в последующем, при увольнении с действительной военной службы, пенсии могут исчисляться из оклада денежного содержания по должности, занимаемой до указанного перевода, и оклада по воинскому званию на день увольнения;
подпункта "а" пункта 61 названного Положения, согласно которому пенсии, назначаемые военнослужащим в соответствии с пунктом 5 данного Положения, исчислялись лицам офицерского состава - из оклада денежного содержания, выплачиваемого по последней штатной должности (с прибавкой взамен продовольственного пайка), а уволенным с действительной военной службы после 1 июля 1969 года - из указанного должностного оклада и оклада по специальному званию, соответствующему их воинскому званию на день увольнения (с применением, при наличии оснований, абзаца второго подпункта "а" пункта 60 данного Положения);
абзаца второго пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4469-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", закрепляющего, что право на получение пенсий, назначенных до 1 февраля 1993 года в соответствии с Законом СССР от 28 апреля 1990 года "О пенсионном обеспечении военнослужащих" и другими ранее действовавшими нормативными актами, не пересматривается.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы нарушают его конституционные права, не позволяя исчислять ему пенсию за выслугу лет исходя из оклада по штатной должности, которую он занимал до перевода на должность с меньшим окладом.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.И. Князевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Согласно пункту 4 статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.
Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 года N 986 утратило силу с 1 января 1991 года в связи с принятием постановления Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 года N 1290, которое фактически утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт прекратил свое действие задолго до обращения А.И. Князева в Конституционный Суд Российской Федерации, его жалоба в этой части не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.
Как следует из жалобы, А.И. Князев настаивает на том, чтобы при исчислении ему пенсии за выслугу лет был применен абзац второй пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей". Между тем осуществление контроля за деятельностью правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, в том числе с точки зрения оценки правильности выбора правовых норм, подлежащих применению в конкретном деле, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Кроме того, заявитель не представил материалы, подтверждающие применение судами в конкретном деле с участием А.И. Князева оспариваемых положений нормативных правовых актов.
Разрешение иных поставленных заявителем в жалобе вопросов не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 2 и 4 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Князева Анатолия Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, а также поскольку законоположение, конституционность которого оспаривается, утратило силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 1322-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Князева Анатолия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 60 и 61 Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей и статьи 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)