Определение Верховного Суда РФ от 21 июля 2017 г. N 307-КГ17-5593
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу от 29.03.2017 Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга (далее - Жилищный комитет) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2016 по делу N А56-85065/2015 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.01.2017 по тому же делу
по иску Жилищного комитета к товариществу собственников жилья "Матвеевское" (далее - ТСЖ "Матвеевское", получатель субсидии) о взыскании 3 790 190 рублей средств субсидии, использованной нецелевым образом,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Строительная культура" (далее - ООО "Строительная культура", подрядчик) и Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Петроградского района Санкт-Петербурга" (далее - Жилищное агентство), установила:
27.06.2014 между Жилищным комитетом и ТСЖ "Матвеевское" заключен договор N 0016-фкр, согласно которому получателю субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляется субсидия в сумме 20 135 733 рублей на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кронверкская, д. 29/37, лит. Б, Г.
Платежным поручением от 02.07.2014 N 1533296 Жилищный комитет перечислил ТСЖ "Матвеевское" денежную сумму в размере 6 040 719 рублей 90 копеек, то есть 30% от согласованного размера субсидии, в целях внесения авансового платежа по договору подряда на осуществление работ и оказание услуг по капитальному ремонту.
Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме были осуществлены ООО "Строительная культура" на основании договора с ТСЖ "Матвеевское" от 13.05.2017 N 1/14-ГАП-Ф. Функция строительного контроля (технического надзора) за порядком и качеством производства работ исполнялись Жилищным агентством согласно договору 13.05.2014 N 1/14-ГАП-Ф-ТН.
По актам о приемке выполненных работ от 25.08.2014 NN 1-3 ТСЖ "Матвеевское" приняты работы по капитальному ремонту в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кронверкская, д. 29/37, лит. Б, Г. Указанные акты подписаны представителями ТСЖ "Матвеевское", ООО "Строительная культура", Жилищного агентства, лицом, уполномоченным от имени собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченным лицом администрации Петроградского района Санкт-Петербурга.
Платежным поручением от 15.10.2014 N 2530962 Жилищный комитет перечислил ООО "Строительная культура" оставшуюся сумму субсидии в размере 14 095 013 рублей 10 копеек.
Жилищным комитетом в рамках реализация полномочий по контролю за использованием средств субсидии, предусмотренных договором с ТСЖ "Матвеевское" N 0016-фкр, проведена проверка, в рамках которой установлено, что денежные средства в сумме 3 790 190 рублей предоставленные получателю субсидии, израсходованы нецелевым образом в связи с завышением стоимости фактически выполненных работ и услуг по капитальному ремонту спорного здания. Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 24.03.2015 N 7.
По результатам проверки в адрес ТСЖ "Матвеевское" выставлено требование от 27.07.2015 N 2-2536/15-0-0 о возвращении суммы субсидии, использованной нецелевым образом, неисполнение которого явилось основанием для обращения Жилищного комитета в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.01.2017 постановление суда апелляционной инстанции отменено, оставлено в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Жилищный комитет просит решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив постановление суда апелляционной инстанции в соответствии со статьями 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 9, 65, 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нашел, что вывод суда о доказанности факта нецелевого использования ТСЖ "Матвеевское" средств предоставленной субсидии не подтверждается материалами, имеющимися в деле.
Суд установил, что проверка в отношении получателя субсидии и требование о ее частичном возврате реализованы Жилищным комитетом в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктами 1-3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 11-17 Порядка предоставления в 2014 году субсидий на финансирование оказания услуг и(или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2014 N 120, а также договором от 27.06.2014 N 0016-фкр.
Между тем при отсутствии надлежащего подтверждения факта использования субсидии с нарушением условий ее предоставления основания для взыскания в пользу Жилищного комитета истребуемой им денежной суммы отсутствуют.
Согласно имеющемуся в деле акту от 24.03.2015 N 7 проверки выполнения условий предоставления в 2014 году из бюджета Санкт-Петербурга субсидий на финансирование оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах получателем субсидий - ТСЖ "Матвеевское", составленному комиссией Жилищного комитета, а также согласно заключению по результатам рассмотрения возражений на акт проверки N 7, нарушения при производстве и оценке стоимости работ по капитальному ремонту в спорном здании установлены, преимущественно, на основе документарных сведений, в том числе актов скрытых работ, нормативов расхода строительных и отделочных материалов и т.п.
Вместе с тем, в материалы дела представлен договор N 1/14-ГАП-Ф-ТН на оказание услуг по осуществлению функций строительного контроля (технического надзора), заключенный между ТСЖ "Матвеевское" и Жилищным агентством, из которого следует, что на агентство возложены полномочия по контролю за соблюдением подрядчиком - ООО "Строительная культура" требований технической документации, действующих нормативных правовых актов и сметной документации. В рамках контрольных мероприятий было осуществлено 28 посещений объекта работ со стороны уполномоченного лица Жилищного агентства.
Акты о приемке выполненных работ от 25.08.2014 NN 1-3 подписаны с участием представителя Жилищного агентства, в них, помимо прочего, определена стоимость произведенных работ. Окончательные расчеты по выплате субсидии непосредственно в адрес подрядчика производились Жилищным комитетом с учетом указанных актов.
В материалах дела также имеются акты от 15.07.2014, 06.08.2014, 25.08.2014, составленные по результатам осмотра спорного здания в связи с производством реставрационных работ в процессе капитального ремонта, подписанные с участием представителя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга. Содержание названных актов не указывает на наличие нарушений, повлекших за собой завышение стоимости произведенных работ.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом Арбитражного суда Северо-Западного округа, что доказательством, бесспорно свидетельствующим о фактическом объеме и стоимости работ по капитальному ремонту спорного здания, могли явиться результаты судебной экспертизы. В судебном разбирательстве по настоящему делу со стороны Жилищного комитета не приведено полных, относимых и допустимых доказательств факта нецелевого использования ТСЖ "Матвеевское" полученных им субсидий. Судом апелляционной инстанции в нарушение статей 9, 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без необходимых оснований удовлетворены требования Жилищного комитета, в связи с чем вынесенное им постановление обоснованно отменено судом кассационной инстанции.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать в передаче кассационной жалобы Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 21 июля 2017 г. N 307-КГ17-5593 по делу N А56-85065/2015
Текст определения официально опубликован не был