Решение Верховного Суда РФ от 16 июня 2017 г. N АКПИ17-343
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 октября 2017 г. N АПЛ17-325 настоящее решение отменено
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Поляковой К.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Хазиева А.И. о признании недействующим подпункта 6.3.1 пункта 6 изменений, которые вносятся в нормативные правовые акты МВД России, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 832, установил:
подпунктом 6.3.1 пункта 6 изменений, которые вносятся в нормативные правовые акты МВД России (далее - Изменения), утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 832, из Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 366, исключен подпункт 9.1.1. В соответствии с подпунктом 9.1.1 Административного регламента для получения лицензии в целях приобретения спортивного или охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом либо спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом в целях коллекционирования или экспонирования к заявлению прилагались: медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией; копии документов о прохождении соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Копии документов представляются вместе с подлинниками и заверяются подписью сотрудника.
Гражданин Хазиев А.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими данных Изменений, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 25 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", постановлению Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" и нарушают его право на приобретение огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом с целью коллекционирования.
Как указывает административный истец, он не относится к спортсменам высокого класса, но имеет лицензию на коллекционирование гражданского огнестрельного длинноствольного оружия, в том числе с нарезным стволом, огнестрельного оружия ограниченного поражения и спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, однако Центром лицензионно-разрешительной работы Министерства внутренних дел по Республике Татарстан ему отказано в выдаче лицензии на приобретение спортивного короткоствольного оружия с нарезным стволом, для приобретения которого необходимы дополнительные условия. Отказ в выдаче лицензии он обжаловал в судебном порядке, в удовлетворении исковых требований ему отказано. Издание оспариваемого нормативного правового акта привело к правовой неопределенности, противоречивой правоприменительной практике в порядке выдачи лицензий на приобретение оружия в целях коллекционирования.
В судебном заседании административный истец Хазиев А.И. поддержал заявленные требования.
Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Ивашечкина С.В., Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Ефременков О.А., Тернова С.В., Министерства юстиции Российской Федерации Фоменко Ю.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Выслушав объяснения административного истца Хазиева А.И., представителей МВД России Ивашечкиной С.В., Росгвардии Ефременкова О.А., Терновой С.В., Минюста России Фоменко Ю.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Федеральным законом "Об оружии" лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами (статья 9).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" на МВД России были возложены полномочия по организации и осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирования отдельных видов деятельности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" нормативно-правовое регулирование в сфере оборота оружия осуществляет Росгвардия.
Приказом МВД России от 26 апреля 2012 г. N 366 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему. Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) должностных лиц МВД России, его территориальных органов по выдаче гражданину лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему.
Исчерпывающий перечень документов, которые должен представить гражданин для получения лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, приведен в пункте 9 Административного регламента. В частности, подпункт 9.1.4 Административного регламента устанавливает перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению для получения лицензии в целях приобретения спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом.
Приказом МВД России от 10 октября 2013 г. N 832 в Административный регламента внесены изменения, исключен подпункт 9.1.1. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 января 2014 г., регистрационный номер 31043, опубликован в "Российской газете" 29 января 2014 г.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусматривает, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (статья 12).
Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, в пункте 4 определяют, что разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти административные регламенты утверждаются в установленном порядке приказами федерального министра.
Внесение изменений в Административный регламент соответствует требованиям как Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", так и Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг. Согласно Правилам Административный регламент должен иметь раздел, устанавливающий стандарт предоставления государственной услуги, в котором содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем (пункт 14).
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Федеральному закону "Об оружии" и Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814, являются несостоятельными, поскольку названные нормативные правовые акты не регулируют вопросы, касающиеся перечня документов, необходимых для выдачи лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему.
Коллекционированием и экспонированием оружия на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 25 Федерального закона "Об оружии" имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа.
Особый режим оборота оружия, установленный Федеральным законом "Об оружии" предусматривает определенные требования к субъектам, которые вправе приобретать оружие. Так, абзацем десятым статьи 13 данного Федерального закона предусмотрено, что спортивное огнестрельное короткоствольное оружие с нарезным стволом и патроны к нему имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которые являются спортсменами высокого класса и которым выдано удостоверение, подтверждающее спортивное звание по виду спорта, связанному с использованием такого спортивного оружия. Перечень профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень видов спорта, занятие которыми дает право на приобретение спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, устанавливается из видов спорта, включенных в программы Олимпийских игр, и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Внесение изменений в Административный регламент не может рассматриваться как нарушение права гражданина на занятие коллекционированием оружия и не лишает его права на обращение в суд с административным исковым заявлением за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Хазиева А.И. о признании недействующим подпункта 6.3.1 пункта 6 изменений, которые вносятся в нормативные правовые акты МВД России, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 832, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 16 июня 2017 г. N АКПИ17-343
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 октября 2017 г. N АПЛ17-325 настоящее решение отменено
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 11 апреля 2018 г. N 13-ПВ17ПР названное определение отменено, настоящее решение оставлено в силе