Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Н.Н. Галана вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было отказано в удовлетворении иска гражданина Н.Н. Галана - участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, инвалида II группы, к администрации муниципального образования об обязании предоставить жилое помещение.
Суд установил, в частности, что истец подписал обязательство об отчуждении принадлежащего ему жилого помещения площадью 16,9 кв. м в случае реализации права на использование государственной социальной выплаты на приобретение жилья на сумму 1 188 264 руб. в целях улучшения жилищных условий, удостоверенной государственным жилищным сертификатом, однако, ссылаясь на то, что данная денежная сумма недостаточна для приобретения квартиры, а отчуждение принадлежащего ему жилого помещения ухудшит его жилищные условия, просил предоставить ему жилое помещение в виде квартиры площадью 33 кв. м либо обязать ответчика не отчуждать принадлежащую ему квартиру.
Сославшись на подпункт "в" пункта 16.1 и пункт 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 с последующими изменениями, суд сделал вывод о том, что в конкретном случае истца, выбравшего указанную форму получения мер социальной поддержки, возможность выдачи сертификата обусловлена его обязательством передать принадлежащее ему жилое помещение местной администрации в течение двух месяцев с даты приобретения жилого помещения посредством реализации сертификата.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.Н. Галан просит признать противоречащим статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации подпункт "в" пункта 16.1 упомянутых Правил, указывая, что обязательство по сдаче имеющегося у него в настоящее время в собственности жилого помещения лишает его права на улучшение жилищных условий.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Так, в силу пункта 16 и подпункта "в" пункта 16.1 указанных Правил при расчете размера социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина применяется норматив общей площади жилого помещения в размере 33 кв. м в случае, если данным гражданином - участником подпрограммы, имеющим в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременении, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
При этом в силу абзацев первого и второго пункта 16.2 данных Правил, если такой гражданин принимает решение не отчуждать принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, право на получение сертификата предоставляется ему только в случае, если принимаемый для расчета размера социальной выплаты размер общей площади жилого помещения (определяемый как разница между упомянутым нормативом общей площади жилого помещения и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания) составляет не менее 18 кв. м.
Таким образом, оспариваемые нормативные положения, принятые в рамках компетенции Правительства Российской Федерации, направлены на оказание социальной поддержки не только гражданам, не имеющим жилья, но и владельцам жилых помещений - при условии выполнения ими установленных требований. Подобное правовое регулирование не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2013 года N 1195-О, от 29 сентября 2015 года N 2153-О и др.).
Установление же фактических обстоятельств конкретного дела, равно как и оценка обоснованности размеров конкретных нормативов общей площади жилого помещения, влекущих за собой обязанность по отчуждению жилых помещений в случае улучшения жилищных условий гражданами - участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галана Николая Назаровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 1345-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галана Николая Назаровича на нарушение его конституционных прав подпунктом "в" пункта 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)