Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 09-160/09-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России), федеральных государственных бюджетных учреждениях "Государственный центр агрохимической службы "Московский", "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Адыгея", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В части реализации полномочий ГРБС (ИБС)
1.1. Федеральной адресной инвестиционной программой Минсельхозу России в 2015 году запланированы к вводу в эксплуатацию 38 объектов капитального строительства, реконструкция 5 из которых не была осуществлена в связи с поздним заключением государственного контракта, нарушением сроков выполнения работ со стороны подрядных организаций, прекращением подрядной организацией работ.
1.2. По объекту "Реконструкция левобережной дамбы канала им. Матросова от развилки до реки Немонин, Славский район, Калининградская область" Федеральной целевой программы развития Калининградской области в связи с поздним внесением Минсельхозом России изменений в соглашение на передачу ФГБУ "Калининградмелиоводхоз" полномочий государственного заказчика государственный контракт на реконструкцию объекта не был заключен, бюджетные ассигнования в сумме 27 234,6 тыс. рублей (23,3% от утвержденного объема), предусмотренные на реализацию программных мероприятий ФЦП, возвращены в федеральный бюджет.
1.3. В нарушение пункта 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 31 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, внутренний финансовый аудит Минсельхозом России с мая 2015 года не осуществлялся. В нарушение пункта 28 вышеназванных Правил структурное подразделение и (или) должностные лица, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, с мая 2015 года в Минсельхозе России не определены.
1.4. Приказ Минсельхоза России от 8 февраля 2008 г. N 35 "Об утверждении порядка организации ведения в Минсельхозе России реестра расходных обязательств" не приведен в соответствие с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
1.5. Сведения для составления кассового плана направлялись в Федеральное казначейство с нарушением сроков, установленных пунктом 4.6 Порядка составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 2013 г. N 117н, на 1 - 3 дня позже установленных сроков (ежемесячно, не позднее четвертого рабочего дня текущего месяца).
1.6. Минсельхозом России не должным образом была организована работа по планированию командировок сотрудников министерства, что привело к неэффективному использованию средств федерального бюджета на общую сумму 121,5 тыс. рублей в связи с возвратом билетов по цене, ниже стоимости их приобретения.
1.7. В нарушение пункта 30 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, до утверждения плана информатизации Минсельхозом России заключены 2 государственных контракта на общую сумму 11 450,0 тыс. рублей (от 7 октября 2015 г. N 698/7-ГК с ЗАО "Ай Ти" на сумму 3 950,0 тыс. рублей и от 13 октября 2015 г. N 700/7-ГК с ФГУП НТЦ "Атлас" на сумму 7 500,0 тыс. рублей).
2. В части реализации государственных программ Российской Федерации
2.1. Минсельхозом России как ответственным исполнителем Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - ГП-25), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, и государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" (далее - ГП-26), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2013 г. N 315-р, в нарушение требований пункта 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (далее - Порядок N 588):
- годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности ГП-25 и ГП-26 направлены в Правительство Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфин России 1 и 3 марта 2016 года соответственно, то есть на 1 и 3 дня позже установленных сроков (до 1 марта года, следующего за отчетным);
- годовые отчеты в электронном виде размещены на портале государственных программ Российской Федерации 25 марта 2016 года, то есть на 24 дня позже установленного срока (до 1 марта года, следующего за отчетным).
2.2. В нарушение пункта 31 Порядка N 588 Минсельхозом России как соисполнителем государственных программ не была направлена ответственным исполнителям информация для подготовки годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ: "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Развитие внешнеэкономической деятельности", "Развитие науки и технологий на 2013 - 2020 годы", "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, а также ФЦП "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015 - 2020 годы)", реализуемой в рамках госпрограммы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", и ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
2.3. В нарушение приказа Росстата от 14 ноября 2014 г. N 661 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за ходом реализации государственных и федеральных целевых программ (подпрограмм)" статистическая отчетность "Сведения о целевых индикаторах и показателях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации" (форма N 1-ГП (индикаторы) по ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" за 2015 год не составлялась и в Минприроды России не направлялась.
2.4. Минсельхоз России не осуществлял необходимый контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий, предусмотренный пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации". В нарушение условий заключенных соглашений по итогам 2015 года субъектами Российской Федерации допущены нарушения обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидий по 33 видам государственной поддержки.
3. В части предоставления субсидий юридическим лицам
3.1. В нарушение условий, предусмотренных подпунктами "в" и "д" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N 678 "Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе в рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" и пунктом 3.2.1 приказа Минсельхоза России от 21 сентября 2015 г. N 430 "Об утверждении документов, предусмотренных правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе в рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", грант в виде субсидии юридическим лицам в сумме 20 000,0 тыс. рублей предоставлен ООО "Кавикорм инжиниринг" без представления сведений о государственной регистрации права собственности на производственные помещения, использование которых предусматривается при реализации инновационного проекта, либо о договоре аренды таких производственных помещений, а также документов, подтверждающих права на технологическую или конструкторскую документацию.
Таким образом, Минсельхозом России нарушены условия предоставления субсидии ООО "Кавикорм инжиниринг".
3.2. В нарушение пункта 2.1.3 соглашения от 1 декабря 2015 г. N 1819/13-с Минсельхозом России не осуществлялся контроль за соблюдением исполнителем инновационного проекта порядка и условий предоставления гранта, что привело, как показала проверка, к направлению исполнителем средств гранта на цели, не связанные с реализацией инновационного проекта.
ООО "Кавикорм Инжиниринг" из 20 000 тыс. рублей, предусмотренных на реализацию инновационных проектов в АПК, использовано на приобретение имущества организации, признанной банкротом, заработную плату генерального директора общества и другие цели 14 723,3 тыс. рублей, то есть расходование средств гранта имеет признаки использования не по целевому назначению.
3.3. Минсельхоз России на основании выставленных АО "ОЗК" расчетов аванса за счет средств субсидий из федерального бюджета произвел в декабре 2015 года авансирование услуг по хранению зерна интервенционного фонда, страховых взносов и вознаграждения агента в размере 447 506,17 тыс. рублей, в том числе 228 498,75 тыс. рублей в качестве аванса на хранение запасов интервенционного фонда на 1 января 2017 года.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на проведение закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1208 (далее - Правила), Минсельхоз России вправе осуществлять авансовые платежи за счет субсидий в размере, установленном законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что размер аванса ни в Правилах, ни в государственном контракте от 31 декабря 2014 г. N 3132/21 не установлен.
При этом нормативные правовые акты, в соответствии с которыми предоставлялась субсидия АО "ОЗК", не приведены в соответствие с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, Правила не определяют порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Кроме того, в государственном контракте отсутствует согласие АО "ОЗК" на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, являющееся в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязательным условием предоставления субсидии.
3.4. В нарушение пункта 24(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - постановление N 1563) в соглашениях (договорах) о предоставлении субсидий, заключенных Минсельхозом России с федеральными казенными предприятиями, а также с АО "Россельхозбанк" и АО "Росагролизинг", отсутствовало обязательное условие о запрете конвертации в иностранную валюту полученных из федерального бюджета средств.
3.5. С нарушением на 4 месяца срока, установленного пунктом 23 постановления N 1563 (в течение месяца со дня вступления в силу данного постановления - 1 января 2015 года), утвержден приказ Минсельхоза России от 4 июня 2015 г. N 228 "Об утверждении правил предоставления субсидий федеральным казенным предприятиям, отнесенным к ведению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, на финансовое обеспечение затрат, связанных с производством и доставкой в субъекты Российской Федерации лекарственных средств и препаратов для ветеринарного применения для обеспечения проведения противоэпизоотических мероприятий в субъектах Российской Федерации".
4. В части реализации полномочий учредителя
4.1. В нарушение пункта 18 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" целевые расходы подведомственных ФГБУ, источником финансового обеспечения которых являлись не использованные на начало 2015 года остатки целевых субсидий прошлых лет, осуществлялись в 2015 году в отсутствие оформленного решения Минсельхоза России, подтверждающего потребность в направлении их на те же цели.
5. В части осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
5.1. Минсельхозом России при осуществлении государственных закупок:
- в нарушение пункта 2 приказа Минсельхоза России от 19 декабря 2014 г. N 516 и пункта 11 Регламента проведения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденного вышеназванным приказом, Департамент управления делами и работники Контрактной службы Минсельхоза России не принимали участия в проведенных в 2015 году проверках в сфере закупок. Указанные проверки проводились с участием представителя отдела финансового контроля Департамента финансов и бюджетной политики Минсельхоза России и работников подведомственных учреждений, привлеченных для участия в этих проверках;
- в нарушение подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" дополнительным соглашением от 18 сентября 2015 г. N 2 в государственный контракт от 7 сентября 2015 г. N 649/13-ГК на оказание услуг по организации и проведению 17 Российской агропромышленной выставки "Золотая осень - 2015", заключенный Минсельхозом России с ООО "РОТЕКС", были включены услуги, не предусмотренные государственным контрактом, а также увеличены объемы изначально предусмотренных в техническом задании услуг на сумму 4 050,0 тыс. рублей без соблюдения условия их пропорционального увеличения;
- Минсельхоз России в рамках государственного контракта от 12 ноября 2015 г. N 767/21-ГК, заключенного с ФГБУ "Центр оценки качества зерна", принял и произвел оплату не надлежащим образом оказанных услуг по мониторингу информации о товарных и потребительских свойствах зерна, включая ее анализ, в сумме 34 945,1 тыс. рублей: результаты услуг были приняты с показателем погрешности в размере 15-20%, не предусмотренным условиями технического задания.
6. В части бюджетного учета и отчетности
6.1. В нарушение части 3 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете":
- не оформлены первичные учетные документы на информационные системы АИС "ВЕТБЛАНК" и АИС "АГРОСТАТ" стоимостью 52,0 тыс. рублей и 31 000,0 тыс. рублей соответственно, в связи с чем по состоянию на 1 января и 31 декабря 2015 года они учитывались на забалансовом счете 30.2 "Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности" вместо постановки их на балансовый счет 102 "Нематериальные активы", что предусмотрено требованиями нормативных правовых актов по бюджетному учету;
- ответственным должностным лицом Департамента управления делами и организационной работы министерства не обеспечена своевременная передача первичных учетных документов в бухгалтерию Минсельхоза России для регистрации 178 подарков, полученных по актам приема-передачи за период с 11 августа 2014 года по 10 февраля 2016 года, вследствие чего они не были отражены в бюджетной отчетности Минсельхоза России.
6.2. В нарушение Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н, в том числе:
- в нарушение пункта 98, предусматривающего учет операций по формированию вложений денежных средств (инвестиций) в объекты финансовых активов на счете бюджетного учета 021500000 "Вложения в финансовые активы", при отражении операций по приобретению акций АО "Россельхозбанк" и АО "Росагролизинг" по вышеназванному счету не были сформированы вложения в финансовые активы, стоимость приобретения акций была сразу отражена 19 октября 2015 года на счете бюджетного учета 020431000 "Акции";
- в нарушение пунктов 12 и 13 в бюджетном учете в отсутствие предусмотренных оснований на финансовый результат в 2015 году списаны финансовые вложения в сумме 24 800,0 тыс. рублей, сформированные по счету 106.32 "Вложения в нематериальные активы - иное движимое имущество учреждения" по состоянию на 1 января 2015 года в сумме расходов по развитию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с исключительными правами, осуществленные Минсельхозом России в рамках государственного контракта от 1 октября 2013 г. N 1755/7, заключенного с ФГБУ "Институт проблем информатики" Российской академии наук;
- в нарушение пункта 80 на счете бюджетного учета 020642000 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций" не отражена дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2016 года в сумме 447 506,17 тыс. рублей, сформировавшаяся по авансовым платежам субсидий из федерального бюджета на проведение закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций, перечисленным АО "ОЗК" в 2015 году. На момент подписания акта проверки дебиторская задолженность АО "ОЗК" была восстановлена в бюджетной отчетности Минсельхоза России на 1 апреля 2016 года в полном объеме.
7. В сфере управления и распоряжения государственной собственностью
В ходе проверки выявлены недостатки в реализации Минсельхозом России полномочий по контролю за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
7.1. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подведомственными учреждениями не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 30 024 объекта недвижимости общей площадью 505 341 781,3 тыс. кв. м.
При этом на 29 709 объектов недвижимости площадью 505 474 800,8 тыс. кв. м отсутствует государственная регистрация права собственности Российской Федерации.
7.2. В нарушение пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подведомственными учреждениями не обеспечена государственная регистрация прав собственности Российской Федерации на 3 880 земельных участков площадью 1 524 745,2 тыс. кв. м.
7.3. В нарушение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", пункта 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного данным постановлением, из 14 258 объектов недвижимого имущества, на которые оформлено право собственности Российской Федерации, в реестре федерального имущества не учтены 485 объектов общей площадью 3 438,7 тыс. кв. м; из 13 943 объектов капитального строительства, на которые оформлено право оперативного управления, не учтены 552 объекта общей площадью 507,8 тыс. кв. м; из 7 095 земельных участков, на которые оформлено право собственности Российской Федерации, не учтены 1 279 участков общей площадью 923 558,2 тыс. кв. м.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г, N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству сельского хозяйства Российской Федерации необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Провести комплексную оценку результатов освоения бюджетных средств, предоставленных в 2015 году подведомственным учреждениям на капитальное строительство, включая анализ эффективности осуществленных расходов, по результатам которой представить отчет в Счетную палату Российской Федерации.
2. Определить структурное подразделение или уполномоченное должностное лицо по осуществлению внутреннего финансового аудита в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
3. Приказ Минсельхоза России от 8 февраля 2008 г. N 35 "Об утверждении порядка организации ведения в Минсельхозе России реестра расходных обязательств" привести в соответствие с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1208 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на проведение закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции" в целях приведения его в соответствие с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе рассмотреть вопрос об обоснованности осуществления авансовых платежей за счет средств субсидий.
5. Обеспечить постановку на учет автоматизированных информационных систем "ВЕТБЛАНК" и "АГРОСТАТ" и подарков, полученных отдельными категориями лиц в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.
6. Восстановить в бюджетном учете на счете 106.32 "Вложения в нематериальные активы - иное движимое имущество учреждения" систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства на сумму 24 800,0 тыс. рублей и провести инвентаризацию финансовых вложений в объекты нематериальных активов.
7. Провести проверку по фактам нарушений законодательства Российской Федерации, выявленным в ходе контрольного мероприятия, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, предоставлении субсидии на выполнение государственного задания, на иные цели, согласовании крупных сделок, по результатам которой принять меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
8. Принять организационные меры в целях обеспечения подведомственными Минсельхозу России учреждениями государственной регистрации вещных прав на объекты недвижимого имущества и земельные участки.
9. Представить информацию в Минфин России об объемах возврата из региональных бюджетов средств субсидий в федеральный бюджет в соответствии с пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" в связи с недостижением показателей результативности использования субсидий, установленных соответствующими соглашениями.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 мая 2016 г. N 25К (1100)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру сельского хозяйства Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по выполнению настоящего представления в письменной форме с приложением подтверждающих документов до 1 июля текущего года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.