Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 10-158/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Федеральном агентстве воздушного транспорта, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" неиспользованные лимиты бюджетных обязательств в общей сумме 59 018,3 тыс. рублей, доведенные в 2015 году получателям средств федерального бюджета на оплату государственных контрактов, подлежавших оплате в 2014 году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2015 года лимитов бюджетных обязательств на исполнение указанных государственных контрактов, отозваны Росавиацией с нарушением сроков на 25 дней.
2. Порядок предоставления из федерального бюджета подведомственным федеральным бюджетным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденный приказом Росавиации от 29 марта 2013 г. N 162, не содержит порядка определения объема субсидии, что противоречит пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 27 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563.
Кроме того, в указанном Порядке одна из целей предоставления субсидий сформулирована как "осуществление иных мероприятий, не связанных с оказанием государственных услуг (выполнение работ), необходимых для обеспечения функционирования учреждений". Данная формулировка не определяет конкретную цель предоставления субсидии, что не позволяет определить порядок расчета бюджетных ассигнований на ее предоставление.
3. Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1242 (далее - Правила предоставления субсидий N 1242), установлено, что Росавиация утверждает перечень субсидируемых маршрутов на основании решения комиссии (создается Росавиацией с участием представителей Минтранса России) в соответствии с представленными заявлениями от авиакомпаний.
Одним из существенных условий, по которому принимается решение о включении маршрута в перечень субсидируемых, является его протяженность (подпункт "в" пункта 8 Правил предоставления субсидий N 1242).
Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий N 1242 авиаперевозчик представляет в Росавиацию заявление о готовности осуществлять воздушную перевозку, в котором одним из параметров маршрута указывается его протяженность.
При этом Правилами предоставления субсидий N 1242 не предусмотрена проверка заявлений авиаперевозчиков в части протяженности маршрутов, что создает условия для включения маршрутов, протяженность которых завышена в перечень субсидируемых, а также коррупционные риски при принятии решения о включении маршрутов в перечень субсидируемых маршрутов.
4. В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Вместе с тем правила предоставления субсидий юридическим лицам, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации: от 27 декабря 2010 г. N 1147, от 20 декабря 2007 г. N 907, от 26 июня 2002 г. N 466, от 30 декабря 2011 г. N 1210, от 17 марта 2015 г. N 237, от 17 декабря 2012 г. N 1321, от 29 декабря 2009 г. N 1095, от 17 декабря 2013 г. N 1168, от 25 января 2013 г. N 37; а также приказами Росавиации от 21 февраля 2011 г. N 80, от 15 февраля 2011 г. N 64, от 15 февраля 2011 г. N 66, от 15 февраля 2011 г. N 65 не содержат положений об обязательной проверке Росавиацией соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
5. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" центральным аппаратом Росавиации осуществлены закупки на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, в объеме 8 570,4 тыс. рублей (или 5,9% совокупного годового объема закупок), что превышает ограничения, установленные данной статьей на 0,9 процента.
Таким образом, Росавиацией принято решение о способе определения поставщика с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
6. В составе незавершенного строительства Росавиации числятся затраты на проектно-сметную документацию, разработанную и утвержденную в 2009 - 2012 годах, в сумме 353 566,1 тыс. рублей, которая до настоящего времени не использована.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству воздушного транспорта необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) внести изменения в Порядок предоставления из федерального бюджета подведомственным федеральным бюджетным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденный приказом Росавиации от 29 марта 2013 г. N 162, в части включения в него порядка определения объема субсидий и конкретизации формулировки цели "осуществление иных мероприятий, не связанных с оказанием государственных услуг (выполнение работ), необходимых для обеспечения функционирования учреждений";
2) разработать и направить в Минтранс России предложения по внесению изменений в Правила предоставления субсидий, утвержденные постановлением Правительства Российской федерации от 25 декабря 2013 г. N 1242, в части установления порядка проверки заявленной авиакомпаниями протяженности маршрутов на этапе принятия решения о включении соответствующего маршрута в перечень субсидируемых маршрутов;
3) разработать и представить в Минтранс России предложения по внесению изменений в правила предоставления субсидий юридическим лицам, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1147, от 20 декабря 2007 г. N 907, от 26 июня 2002 г. N 466, от 30 декабря 2011 г. N 1210, 17 марта 2015 г. N 237, от 17 декабря 2012 г. N 1321, от 29 декабря 2009 г. N 1095, от 17 декабря 2013 г. N 1168, от 25 января 2013 г. N 37, в части включения положений об обязательной проверке Росавиацией и органом государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями;
4) принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, отраженные в пунктах 1 и 5 представления.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 мая 2016 г. N 24К (1099).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального агентства воздушного транспорта необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 10-158/10-03
Текст представления официально опубликован не был