Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 12-101/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение подпункта "д" пункта 1 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995, не были внесены изменения в приказы Роспотребнадзора от 29 января 2014 г. N 61 "Об осуществлении федеральными казенными учреждениями здравоохранения, подведомственными Роспотребнадзору, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета", от 29 января 2014 г. N 62 "Об осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов", от 29 января 2014 г. N 63 "Об осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" в части наделения территориальных органов Роспотребнадзора соответствующими полномочиями администраторов доходов федерального бюджета в связи с возложением на Роспотребнадзор полномочий по государственному надзору за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции.
2. Порядок составления и ведения бюджетной росписи, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 26 декабря 2011 г. N 939, в 2015 году не был приведен в соответствие с приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)" (в редакции приказа Минфина России от 18 ноября 2014 г. N 132н).
3. Доведение лимитов бюджетных обязательств до подведомственных получателей средств федерального бюджета осуществлялось Роспотребнадзором до их утверждения, что противоречит пункту 19 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н.
4. В нарушение пункта 9 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, пункта 3.2 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет территориальных органов и казенных учреждений Роспотребнадзора, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 29 декабря 2014 г. N 1304, при доведении государственного (муниципального) задания до подведомственных казенных учреждений право по утверждению бюджетных смет их руководителям не предоставлялось.
Так, руководителем Роспотребнадзора 31 декабря 2014 года были утверждены государственные задания на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов федеральным казенным учреждениям здравоохранения "Алтайская противочумная станция", "Тувинская противочумная станция", "Северо-Западная противочумная станция". Несмотря на это бюджетные сметы указанных учреждений были утверждены руководителем Роспотребнадзора 2 и 10 февраля 2015 года.
5. В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. N 151 "О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)", в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, необходимо было до 1 июля 2014 года утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ, базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ Роспотребнадзора по виду деятельности "Защита прав потребителей" был направлен на согласование в Минфин России 24 июля 2015 года и размещен на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25 августа 2015 года, то есть с нарушением установленного срока на 13 месяцев.
6. Ведомственный перечень государственных услуг (работ), утвержденный приказом Роспотребнадзора от 14 октября 2013 г. N 743, не соответствует базовому (отраслевому) перечню государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержденному приказом Минздрава России от 30 декабря 2014 г. N 962.
Так, вместо указанных в базовом (отраслевом) перечне государственных услуг (работ) государственных услуг "Первичная медико-санитарная помощь, не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования", "Специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования" в ведомственный перечень и в государственные задания подведомственных Роспотребнадзору федеральных государственных учреждений включена государственная услуга "Специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, консультативная)".
7. Ведомственный перечень государственных работ федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Роспотребнадзора и ведомственный перечень государственных услуг (работ) федеральных бюджетных учреждений науки Роспотребнадзора, утвержденные приказами Роспотребнадзора от 1 декабря 2015 г. N 1255 и от 18 декабря 2015 г. N 1322, в нарушение пункта 4 Правил формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. N 151 "О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)", не содержат информацию о видах деятельности федеральных государственных учреждений, а также не содержат в полном объеме информацию о содержании государственной услуги или работы и условиях (форме) ее оказания.
8. В нарушение пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, государственные задания ФКУЗ "Хабаровская противочумная станция", ФКУЗ "Тувинская противочумная станция", ФКУЗ "Северо-Западная ПЧС", ФКУЗ "Элистинская ПЧС", ФКУЗ "Северо-Кавказская ПЧС", ФКУЗ "Приморская ПЧС", ФКУЗ "Кабардино-Балкарская ПЧС", ФКУЗ "Дагестанская противочумная станция", "Читинская ПЧС", ФКУЗ "Противочумный центр", ФКУЗ "Причерноморская ПЧС", ФКУЗ "Алтайская ПЧС", ФКУЗ "Астраханская ПЧС" Роспотребнадзора содержат государственные работы, не соответствующие ведомственному перечню государственных услуг (работ), утвержденному приказом Роспотребнадзора от 14 октября 2013 г. N 743.
9. В нарушение пунктов 16 и 17 Положения о порядке формирования государственных заданий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, Роспотребнадзором не осуществлялся контроль за выполнением государственных заданий подведомственными федеральными учреждениями и предоставляемой ими отчетности об их выполнении.
9.1. Так, в 2015 году 11 федеральными государственными учреждениями, подведомственными Роспотребнадзору не был полностью выполнен объем работ по проведению санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения профессиональных заболеваний - фактическое исполнение составило 6 369 исследований (91,5% от планового показателя), и по проведению санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний людей, связанных с неблагоприятными факторами среды обитания - фактическое исполнение составило 6 827 расследований (98,4% от планового показателя), при полном расходовании средств субсидий, предоставленных на выполнение государственного задания, в связи с чем установлено неэффективное расходование субсидий в размере 42 955,6 тыс. рублей.
9.2. В ходе сверки данных о выполнении работ, установленных государственными заданиями, согласно ежеквартальной отчетности, представленной учреждениями в Роспотребнадзор в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 13 января 2012 г. N 8, с данными формы "Сведения о выполнении государственного задания" (форма 0503762) бухгалтерских отчетов учреждений, установлено, что по 9 из 11 учреждений (за исключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москва" и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карачаево-Черкессия") имеются расхождения данных об объеме фактически выполненных работ.
10. Форма государственных заданий федеральных бюджетных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Роспотребнадзора, не соответствует форме государственного задания, приведенной в приложении к Положению о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 (отсутствуют уникальный номер работы, категории потребителей работы, информация о виде деятельности федерального государственного учреждения, вид федерального государственного учреждения).
11. В ходе контрольного мероприятия выявлены факты, свидетельствующие о ненадлежащем установлении Роспотребнадзором нормативных затрат на выполнение государственных работ и услуг подведомственным ему учреждениям. Это привело к тому, что одну и ту же услугу или работу схожие учреждения, расположенные в пределах одного федерального округа, выполняют за счет средств, объем которых различается в несколько раз.
Так, например, по состоянию на 31 декабря 2015 года Роспотребнадзором установлены нормативные затраты на выполнение работы "Проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на устранение причин и выявление условий возникновения и распространения профессиональных заболеваний" в следующем размере:
в Центральном федеральном округе по ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" - 0,95 тыс. рублей, по ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" - 3,85 тыс. рублей (различие в четыре раза);
в Северо-Кавказском федеральном округе по ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Республике Карачаево-Черкессия" - 143,2 тыс. рублей, по ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Дагестан" - 212,5 тыс. рублей (различие в 1,5 раза);
в Дальневосточном федеральном округе по ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области" - 91,03 тыс. рублей, по ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае - 10,22 тыс. рублей (различие в 9 раз);
в Северо-Западном федеральном округе по ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области" - 30,2 тыс. рублей, по ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми - 17,8 тыс. рублей (различие в 1,8 раза);
в Сибирском федеральном округе по ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" - 9,63 тыс. рублей, по ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области - 31,1 тыс. рублей (различие в 3,2 раза).
12. В нарушении пункта 7 графика подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 5 июня 2014 г. N 152, и предусматривающего, что итоговые проекты планов информатизации государственных органов представляются в Минкомсвязь России не позднее 14 рабочих дней с даты принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, проект плана информатизации Роспотребнадзора на 2015 год направлялся в Минкомсвязь России письмом от 1 октября 2015 г. N 01/11869-15-23 и был утвержден приказом Роспотребнадзора 13 ноября 2015 г. N 1208 с нарушением установленного срока (в конце текущего финансового года).
В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, в 2015 году Роспотребнадзором в рамках мероприятий по информатизации были заключены и оплачены государственные контракты на сумму 24 090,0 тыс. рублей.
13. Не был достигнут установленный за Роспотребнадзором плановый показатель государственной программы "Развитие здравоохранения" на 2015 год по заболеваемости острым вирусным гепатитом В: фактическое значение показателя составило 1,12 заболевших на 100 тысяч населения и превысило плановое - 0,9 заболевших на 100 тысяч населения.
14. В соответствии с приложением N 2 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденному приказом Роспотребнадзора от 18 июля 2012 г. N 775, федеральное бюджетное учреждении науки "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - ФБУН "ЦНИИ эпидемиологии", учреждение) предоставляет государственную услугу по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений.
Как было установлено, данная государственная услуга по факту учреждением не оказывается, уставом учреждения не предусмотрена, государственное задание на данную услугу не устанавливалось.
Таким образом, имеется противоречие между положениями рассматриваемого Административного регламента и Устава ФБУН "ЦНИИ эпидемиологии".
15. В нарушение Порядка определения нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Роспотребнадзора, государственных услуг (выполнения работ), и нормативных затрат на содержание их имущества, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 13 декабря 2010 г. N 458, нормативные затраты при формировании государственного задания установлены Роспотребнадзором только на три статьи затрат из десяти установленных: по оплате труда и начислениям на оплату труда, коммунальным услугам и на приобретение материальных запасов.
16. В 2015 году Межрегиональному управлению Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополь направлены средства федерального бюджета в размере 18 999,2 тыс. рублей на выполнение государственных функций по проведению проверочных и надзорных мероприятий. При этом, в нарушение пункта 15 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" сведения об указанном Межрегиональном управлении в приложения к административным регламентам, утвержденными приказами Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. N 764, от 27 декабря 2013 г. N 987, от 18 июня 2014 г. N 489, а также приказом Ростехнадзора и Роспотребнадзора от 30 мая 2012 г. N 315/588, не внесены.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека надлежит выполнить следующие требования:
1. Внести изменения в правовые акты Роспотребнадзора по наделению территориальных органов Роспотребнадзора соответствующими полномочиями администраторов доходов федерального бюджета в связи с возложением на Роспотребнадзор полномочий по государственному надзору за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции.
2. Наделить правом по утверждению бюджетных смет руководителей федеральных казенных учреждений здравоохранения "Алтайская противочумная станция", "Тувинская противочумная станция", "Северо-Западная противочумная станция" Роспотребнадзора.
3. Привести ведомственный перечень государственных работ федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Роспотребнадзора и ведомственный перечень государственных услуг (работ) федеральных бюджетных учреждений науки Роспотребнадзора, утвержденные приказами Роспотребнадзора от 1 декабря 2015 г. N 1255 и от 18 декабря 2015 г. N 1322 в соответствие с требованиями пункта 4 Правил формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 151.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "26 февраля 2014 г."
4. Провести анализ утвержденных на 2016 год нормативных затрат и при необходимости провести их корректировку.
5. Обеспечить установление нормативных затрат по всем статьям затрат в соответствии с Порядком определения нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Роспотребнадзора государственных услуг (выполнения работ) и нормативных затрат на содержание их имущества, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 13 декабря 2010 г. N 458.
6. Принять меры по усилению контроля за выполнением государственных заданий подведомственными федеральными учреждениями.
7. Принять меры по приведению ежеквартальной отчетности о выполнении работ, установленных государственными заданиями, представляемой в Роспотребнадзор подведомственными ему учреждениями во исполнение приказа Роспотребнадзора от 13 января 2012 г. N 8, в соответствие с данными формы "Сведения о выполнении государственного задания" (форма 0503762) бухгалтерских отчетов учреждений, подведомственных Роспотребнадзору.
8. Внести изменения в административные регламенты, утвержденные приказами Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. N 764, от 27 декабря 2013 г. N 987, от 18 июня 2014 г. N 489, а также приказом Ростехнадзора и Роспотребнадзора от 30 мая 2012 г. N 315/588 в части дополнения их сведениями о Межрегиональном управлении Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополь.
9. Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в совершении выявленных нарушений.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 мая 2016 г. N 26К (1101).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 рода.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 12-101/12-03
Текст представления официально опубликован не был