Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 12-94/12-04
В соответствии с пунктами 1.1.1, 1.1.1.1, 1.1.1.1.63 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" на объекте Министерства образования и науки Российской Федерации, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. По итогам 2015 года не достигнуты плановые значения 15 показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295, в том числе: не выполнены 19 мероприятий, запланированных к реализации в 2015 году, не реализованы 3 контрольных события, 3 контрольных события наступили позже установленного срока, не в полном объеме реализованы меры государственного правового регулирования, предусмотренные на 2015 год.
2. По итогам 2015 года не достигнуто значение одного показателя государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301 (далее - ГП "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы), "Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения)" (план - 2,3, факт - 1,65), не выполнены 4 контрольных события, предусмотренные планом реализации и 7 контрольных событий детального плана-графика.
3. Из 38 объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, запланированных к вводу в эксплуатацию в 2015 году, введен в эксплуатацию 21 объект строительства (реконструкции) или 55% от плана. При этом 7 из указанных объектов введены в эксплуатацию в 2016 году. Из 47 объектов недвижимого имущества государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), запланированных к вводу в эксплуатацию в 2015 году, введены 37 объектов.
4. В нарушение требований пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - постановление от 27 декабря 2014 г. N 1563) доведение до подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств по виду расходов 400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности" на сумму 12 792 904,0 тыс. рублей осуществлено Минобрнауки России после 1 февраля 2015 г. Нарушения сроков доведения составили более 2-х месяцев.
5. ФГБУ "УМСГ" от лица Минобрнауки России и ООО "Стройреконструкция" заключен государственный контракт N 1 от 13 января 2014 г. на выполнение работ, по строительству общежития государственного учреждения "Управление межвузовского студенческого городка в Санкт-Петербурге", г. Санкт-Петербург". Работы выполнены подрядчиком с нарушением строительных норм и правил.
В настоящее время идут судебные разбирательства (состоялось три судебных заседания (15.02.2016, 14.03.2016, 08.04.2016). В связи с этим выполненные работы не оплачивались.
Министерством принято решение неиспользованные в 2015 году остатки средств федерального бюджета в 2016 году не восстанавливать.
При этом для оснащения вышеуказанного объекта капитального строительства, которое в 2015 году не введено в эксплуатацию и завершение строительства которого не включено в ФАИП 2016 года, в отсутствии потребности, ФГБУ "УМСГ" от лица Минобрнауки России в октябре - декабре 2015 года заключено 16 государственных контрактов, в рамках которых осуществлена поставка оборудования - мебели, бытовой техники, кухонного оборудования, 150 пылесосов, 145 жидкокристаллических телевизоров, 68 стиральных машин, компьютерного и другого оборудования на общую сумму 301 688,1 тыс. рублей, что свидетельствует о неэффективном использовании имущества.
6. Установлены факты нарушения соглашений о предоставлении субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации (далее - Соглашения), заключенных Минобрнауки России с субъектами Российской Федерации (от 13 августа 2015 г. N 10.G13.24.0007 с Республикой Ингушетия, от 7 августа 2015 г. N 10.G24.24.0002 с Республикой Ингушетия, от 7 августа 2015 г. N 10.G13.24.0003 с Карачаево-Черкесской Республикой, от 27 июля 2015 г. N 10.G00.24.0001 с Орловской областью, от 10 августа 2015 г. N 10.G13.24.0004 с Чеченской Республикой) в части не соблюдения графиков перечисления субсидии, предусмотренных Соглашениями, на срок от 1 до 2 месяцев.
7. В нарушение пункта 28 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 при снижении стоимости объектов капитального строительства по результатам размещения заказов, Минобрнауки России не представлялись в Минэкономразвития России уточненные сведения по объемам бюджетных ассигнований федерального бюджета для внесения в ФАИП изменений, связанных с перераспределением высвобождающихся объемов бюджетных ассигнований на другие объекты капитального строительства. В 2015 году экономия по результатам размещения заказов в отношении объектов капитального строительства составила 23 555,36 тыс. рублей.
8. В нарушение статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 20 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, пункта 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 N 49, Минобрнауки России не проведена инвентаризация объектов незавершенного строительства, вложений в объекты недвижимого имущества.
9. В справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" на начало и конец 2015 года отражена информация об общей стоимости бланков строгой отчетности (строка 030), информация об общей стоимости бланков строгой отчетности, находящихся в кассе (031 строка) и информация о выданных под отчет бланках строгой отчетности (строка 032) в справке отсутствует, что не соответствует пункту 3.12 Учетной политики Минобрнауки России.
10. В нарушение статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Указаний Центрального банка Российской Федерации от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", в течение 2015 года в регистрах учета зафиксированы выдача под отчет бланков строгой отчетности от лица, с которым заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В связи с тем, что согласно кассовой книги по фондовой кассе за 2015 год выдача под отчет бланков строгой отчетности осуществлено не было, бланки строгой отчетности выданы без оформления первичных учетных документов, что является регистрацией не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.
11. В нарушение статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", приложения N 3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 года N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению", а равно и приложения N 3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 года N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению" Департаментами Минобрнауки России книги учета бланков строгой отчетности ведутся не по форме 0504045, при этом в регистре учета допускается не заполнение обязательных полей.
12. Минобрнауки России заключены соглашения ОАНО ВО "Московский психолого-социальный университет" от 12 февраля 2015 г. N 15.4.18.2967.01, с НОУ ВПО "Современный технический институт" от 20 февраля 2015 г. N 15.4.18.1483.01 о предоставлении из федерального бюджета субсидии в 2015 году с целью финансового обеспечения оказания государственных услуг по реализации основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.
На момент заключения указанных соглашений негосударственные образовательные организации не имели государственной аккредитации, на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и образовательных программ высшего образования, что не соответствует пунктам 2.18 и 24 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам на государственную поддержку развития образования и науки, утвержденных приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 277.
13. В нарушение пунктов 4, 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, раздела III Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 года N 193 (далее - Правила N 193) Министерством не осуществляется внутренний финансовый аудит.
14. В нарушение пункта 9 Правил N 193, не утверждены карты внутреннего финансового контроля.
15. В нарушение пункта 3 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, государственное задание на 2015 год ФГБУ "Управление административными зданиями", ФГБОУ дополнительного профессионального образования "Новомосковский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности" утверждено позже установленного срока на 2 месяца и 7 месяцев соответственно.
16. В нарушение пункта 25 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" перечисление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг ФГАОУ ВО Национальный исследовательский университет "Московский институт электронной техники" в сумме 155 016,7 тыс. рублей и ФГБОУ ВПО "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева" в сумме 43 245,6 тыс. рублей произведено Минобрнауки России с нарушением сроков, установленных соглашением, на 11 дней и 14 дней соответственно.
17. Минобрнауки России при перечислении субсидий на иные цели нарушались сроки перечисления, установленные соглашениями:
от 25 декабря 2014 г. N 15.2.18.5112.01 с ФГАОУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" имелись нарушения утвержденных сроков и размеров перечисления субсидии на стипендиальное обеспечение от 44 до 155 дней;
от 25 декабря 2014 г. N 15.2.18.1584.01 с ФГБОУ ВПО "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова" имелись нарушения утвержденных сроков и размеров перечисления субсидии на стипендиальное обеспечение от 1 до 24 дней.
18. В нарушение пункта 25 постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 Минобрнауки России не соблюдены сроки предоставления субсидий, установленные графиком перечисления субсидии, являющегося приложением к соглашениям:
по ФГБНУ "Экспертно-аналитический центр" нарушение срока перечисления субсидии составило 49 дней; по ФГБНУ "Дирекция научно-технических программ" - от 11 до 52 календарных дней.
19. В нарушение пункта 14 (а) постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" проект распоряжения Правительства Российской Федерации "О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" Минобрнауки России внесен в Правительство Российской Федерации 28 апреля 2015 г., с нарушением установленного срока на 72 дня.
20. В нарушение пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Минобрнауки России с нарушением сроков осуществлен возврат неиспользованных в 2014 году межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отношении которых принято решение о наличии потребности в направлении их в 2015 году на те же цели:
на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, в сумме 973 015,5 тыс. рублей, нарушение срока составило от 15 дней до 45 дней;
на модернизацию региональных систем дошкольного образования нарушение срока от 1 дня до 6 месяцев;
на выплату стипендий Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации, и технологического развития экономики Российской Федерации, нарушение срока более чем на 1 месяц.
21. В ходе проверки установлен факт осуществления работ до заключения государственного контракта.
Так, между Минобрнауки России и Союзом общественных объединений "Международный союз приборостроителей и специалистов по информационным и телекоммуникационным технологиям" (далее МСПиСИТТ) заключен государственный контракт от 16 июня 2015 г. N 16.598.11.0051 на выполнение работ по обеспечению организации и проведению Российско-Китайского высокотехнологического Форума и IV Международного молодежного форума "Основные направления сотрудничества молодых ученых России и Китая в области науки", по которому произведена оплата в полном объеме в сумме 4 473,0 тыс. рублей.
Согласно условиям контракта мероприятия должны быть проведены в период с 16 июня по 16 ноября 2015 г.
При этом Российско-Китайский высокотехнологический Форум и IV Международный молодежный форум "Основные направления сотрудничества молодых ученых России и Китая в области науки" был проведен 9 июня 2015 г.
22. Министерством в нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на здание по адресу: г. Москва, Брюсов переулок д. 11, которое числится на балансе.
Следует отметить, что указанное нарушение обнаружено по результатам проверки Счетной палаты Российской Федерации "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год" в Минобрнауки России, однако в течение 2015 года не было принято мер для их устранения.
23. Между Минобрнауки России и обществом с ограниченной ответственностью "ТРИАР" (далее - ООО "ТРИАР") заключен договор от 9 июня 2014 г. N Д-30/167 на аренду помещений в здании, находящихся в оперативном управлении, не являющиеся объектом культурного наследия, заключенный в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ" (далее - договор), для размещения торгового аппарата Срок действия указанного договора до 1 июня 2015 г.
Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В ходе проверки установлено, что договор продолжает свое действие, торговый аппарат размещен в помещении Минобрнауки России. При этом в нарушение пункта 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствует письменное уведомление арендатора о желании продлить договор аренды.
В нарушение пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации Минобрнауки России не осуществило государственную регистрацию договора аренды недвижимого имущества.
Кроме того, в нарушение пункта 1 приказа Федерального агентства по образованию от 23 апреля 2007 г. N 724 "О страховании федерального имущества, переданного в аренду" отсутствует полис страхования недвижимого имущества по договору.
Аналогичная ситуация сложилась и по договору от 9 июня 2014 г. N Д-30/168 на аренду помещений здания находящегося в оперативном управлении, не являющегося объектом культурного наследия, заключенного в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ" заключенного между Минобрнауки России и обществом с ограниченной ответственностью "ТРИАР", для размещения кофейного аппарата, сроком действия договора до 1 июня 2015 года.
Пени за несвоевременную уплату арендных платежей составили в сумме 190,0 тыс. рублей (расчетно).
24. Минобрнауки России в письме от 8 июля 2015 г. N 02-497 за подписью директора департамента стратегии, анализа и прогноза Г.В. Андрущака рекомендовал вузам в рамках мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2012 г. N 2006-р, принять участие в программе профессиональной переподготовки "Лидеры изменений для глобальных университетов" разработанной и реализуемой Московской школой управления "СКОЛКОВО".
На основании указанного письма ведущие университеты (участники проекта государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров) заключают государственные контракты с Московской школой управления "СКОЛКОВО" на обучение своих сотрудников, а Минобрнауки России, согласно указанному письму, проводит конкурсный отбор участников.
Анализ сайта государственных закупок (www.zakupki.gov.ru) и информационной системы "Спарк-Маркетинг" показал, что вузы, участвующие в указанном проекте заключили 22 государственных контракта на обучение сотрудников в Московской школе управления "СКОЛКОВО". Указанные государственные контракты заключены по результатам закупок у единственного поставщика, общая стоимость контрактов составляет 84 789,0 тыс. рублей.
25. НИУ ВШЭ в рамках проекта по государственной поддержке ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров в период с 2013 по 2015 годы выделялась субсидия из федерального бюджета в размере 2 506 400,0 тыс. рублей.
В связи с тем, что Департамент обеспечивает проведение мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, а также что директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России является одновременно ответственным за проведение указанного мероприятия, а также сотрудником НИУВШЭ, то в его действиях усматриваются признаки связанности (аффилированности).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству образования и науки Российской Федерации необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Принять меры по обеспечению достижения значений целевых показателей (индикаторов), утвержденных государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" и государственной программой Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, по итогам 2016 года.
2. Рассмотреть вопрос о причинах нарушения сроков ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства (реконструкции) в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденной Министром экономического развития Российской Федерации 13 декабря 2014 г., с целью принятия необходимых мер для их устранения.
3. Провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства, вложений в объекты недвижимого имущества в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
4. Утвердить Карты внутреннего финансового контроля, в соответствии с Правилами N 193.
5. Обеспечить осуществление внутреннего финансового аудита в соответствии с Правилами N 193.
6. Обеспечить ведение книги учета бланков строгой отчетности по форме 0504045, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 года N 52н;
7. Принять меры по осуществлению государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, для размещения торговых и кофейных аппаратов, обеспечению страхования недвижимого имущества ООО "ТРИАР" - собственником торговых и кофейных аппаратов, а также взысканию с ООО "ТРИАР" пени за несвоевременную уплату арендных платежей.
8. Обеспечить государственную регистрацию права оперативного управления на здание по адресу: г. Москва, Брюсов переулок д. 11.
9. Провести служебное расследование по фактам нарушений, изложенным в представлении, и привлечь к ответственности лиц, допустивших нарушение бюджетного законодательства и других нормативных правовых и распорядительных документов при исполнении федерального бюджета за 2015 год.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 мая 2016 г. N 25К (1100).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру образования и науки Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 12-94/12-04
Текст представления официально опубликован не был