Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 14-83/14-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведена внешняя проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, по результатам которой выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Пунктом 6 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенного учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, установлено, что к представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.
Вместе с тем, в Положении об организации работ по составлению, утверждению и ведению бюджетных смет центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном приказом Росреестра от 21 февраля 2014 г. N П/92, не предусматривается формирование обоснований (расчетов) плановых сметных показателей центрального аппарата Росреестра, что не соответствует вышеуказанным требованиям с учетом положений пункта 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Приказ Росреестра от 21 октября 2014 г. N П/491 "О распределении обязанностей между руководителем Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и заместителями руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", предусматривающий, что руководитель Росреестра утверждает смету расходов на содержание Росреестра в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, не соответствует пункту 3 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, согласно которому составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.
3. В нарушение требований пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, к бюджетным сметам центрального аппарата Росреестра, утвержденным 12 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября и 31 декабря 2015 года, не прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей.
4. При проведении проверки выполнения Росреестром полномочий по ведению бюджетного учета установлено искажение данных бухгалтерского учета о стоимости земельных участков, закрепленных за Росреестром на праве постоянного (бессрочного) пользования, в период с 1 января по 31 марта 2015 года в размере "-" 3 129 057,6 рублей. В частности, в нарушение требований статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в регистрах бухгалтерского учета не были отражены сведения о земельном участке по адресу: Московская обл., Клинский район (под объектами: "Здание дизельэлектростанции Объекта N 5207", "Защитное сооружение Объекта N 5207", "Подъездная дорога Объекта N 5207"), право постоянного (бессрочного) пользования Росреестра на который было зарегистрировано 15 мая 2012 года.
5. Нормативные затраты на оказание (выполнение) единицы государственной услуги (работы) при формировании государственного задания подведомственным учреждениям определялись в 2015 году путем распределения суммы запланированных расходов на планируемый объем оказания (выполнения) государственных услуг (работ), тем самым, без формирования удельной расчетной стоимости предоставления в очередном финансовом году и плановом периоде единицы каждой государственной услуги (работы), что не соответствует пункту 3 Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденных совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 года N 137н/527 (действовавших в 2015 году).
6. Средства федерального бюджета на финансирование в 2015 году мероприятий Росреестра, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - ФАИП) в объеме 873 811,3 тыс. рублей, освоены в 2015 году менее чем на 20 %. При этом большинство мероприятий, запланированных на 2015 год, Росреестром не завершено. Указанные факты свидетельствуют о низком качестве планирования расходов на ФАИП в Росреестре.
7. В нарушение пункта 15 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (в редакции до 16 июня 2015 года) Росреестром не представлены сведения в соответствующий территориальный орган Росимущества для внесения изменений в реестр федерального имущества (не исключены сведения о 2 опытных образцах баллистического гравиметра, отсутствующих у Росреестра).
8. Росреестром не была представлена в Росстат информация о реализации ФАИП за 9 месяцев 2015 года по форме N 1-БЗ "Сведения об использовании бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), включенные в федеральную адресную инвестиционную программу", вследствие чего не были соблюдены требования пункта 2 приказа Росстата от 4 сентября 2014 г. N 548 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством".
9. По результатам выборочной проверки установлены случаи несоблюдения Росреестром требований пункта 17 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, в части сроков принятия решения о постановке гражданских служащих на учет.
10. В нарушение требований пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 413 "Об утверждении форм документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета для представления в Счетную палату Российской Федерации", Росреестром в течение 2015 года в Счетную палату Российской Федерации не представлялась финансовая отчетность по форме приложений N 2 "Сведения о доходах, полученных от сдачи в аренду федерального имущества" и N 3 "Сведения о выявленной задолженности по арендным платежам и мерах по ее востребованию" к указанному постановлению.
11. В нарушение пунктов 6, 32 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, подготовка проектов планов информатизации и направление отчетов об их исполнении осуществлялись с нарушением сроков, установленных Графиком подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 5 июня 2014 г. N 152.
12. В нарушение требований пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, Росреестром допущено финансирование мероприятий по информатизации в отсутствие утвержденного плана информатизации. Так, в 2015 году осуществлена оплата работ (товаров, услуг) по информатизации за счет средств федерального бюджета в соответствии с условиями 40 государственных контрактов на общую сумму 1 513 259,0 тыс. рублей.
13. В связи с несоблюдением порядка и сроков размещения сведений об информационных системах и компонентах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в автоматизированной информационной системе "Учета" Росреестром не обеспечена реализация пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов", а также пункта 15 Положения о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденного указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
14. В ходе проведения проверки установлено, что территориальными управлениями Росреестра по Приморскому краю, по Республике Адыгея, по Иркутской области направлены средства федерального бюджета на обучение сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий в сумме 693,5 тыс. рублей. Соответствующие договоры заключались в рамках лимитов бюджетных обязательств, доведенных до территориальных управлений по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий", что не соответствует Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, согласно которым оплата договоров на оказание услуг по обучению в сфере информационно-коммуникационных технологий подлежит отражению по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
В соответствии с представленными к проверке документами, 672,3 тыс, рублей, или 97 % указанных средств, направлены на оплату обязательств Управления Росреестра по Приморскому краю по государственному контракту от 5 ноября 2015 г. N 110/08-эа на оказание услуг по обучению специалистов Управления по направлениям: Linux, OracleDatabase, WindowsServer.
15. В части организации и осуществления закупочной деятельности в Росреестре установлено следующее.
15.1 Состав контрактной службы Росреестра, образованной на основании приказа Росреестра от 24 марта 2014 г. N П/129, не соответствует части 6 статьи 38, части 23 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), в соответствии с которыми работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, при этом до 1 января 2017 года допускается включение в состав контрактной службы лиц, имеющих профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Так, 25 из 49 гражданских служащих, входящих в состав Контрактной службы Росреестра, не прошли повышение квалификации ни в сфере закупок, ни в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
15.2 Порядок расчета нормативных затрат на приобретение транспортных средств, установленный в приказе Росреестра от 29 декабря 2014 г. N П/650 "Об утверждении расчетно-нормативных затрат на обеспечение деятельности центрального аппарата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в редакции приказа Росреестра от 27 ноября 2015 г. N П/624), допускает возможность изменения объема расходов, рассчитанного с применением нормативных затрат, по решению руководителя Росреестра, что не соответствует пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения" (далее - постановление N 1084), в соответствии с которым не допускается изменение порядка расчета нормативных затрат на приобретение транспортных средств.
15.3 В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой информация о приемке выполненной работы должна быть направлена заказчиками в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней с даты ее приемки, информация о подписании акта сдачи-приемки работ от 21 мая 2015 г. N 393 по государственному контракту Росреестра от 7 мая 2015 г. N 0024-04-15 (реестровый номер 17706560536 15 000044), утвержденного Росреестром 28 мая 2015 года, направлена в уполномоченный орган (посредством размещения на официальном сайте) 8 июня 2015 года, то есть на 7-ой рабочий день после его утверждения.
16. На основании требований статьи 100 Федерального закона N 44-ФЗ Росреестром осуществляется ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных ему заказчиков. При этом в ходе выборочной проверки закупочной деятельности в территориальных органах и иных подведомственных Росреестру организациях установлены многочисленные нарушения, свидетельствующие о низком качестве осуществления Росреестром ведомственного контроля.
16.1 В ходе проверки установлено, что 56 территориальными управлениями Росреестра не были соблюдены сроки опубликования планов- графиков размещения заказов, установленные пунктом 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20 сентября 2013 года (действовавшим в 2015 году), согласно которому планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. Указанный факт свидетельствует о нарушении требований части 2 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которым заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сета "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
16.2 Приобретение территориальными органами Росреестра в 2015 году 96 легковых автомобилей свидетельствует о несоблюдении Нормативов обеспечения функций федеральных государственных органов, применяемых при расчете нормативных затрат на приобретение служебного легкового автотранспорта, установленных в постановлении N 1084. По проведенной оценке, имеющееся у территориальных органов Росреестра количество транспортных средств, предоставляемых по вызову (без персонального закрепления) на 1282 транспортных средства, или на 68 %, превышает максимально возможное количество автомобилей по вызову, определенное в соответствии с указанными нормативами.
16.3 При осуществлении территориальными органами Росреестра по Тверской области, по Белгородской области, по Московской области, по Санкт-Петербургу, по Тульской области, по Костромской области, по Республике Дагестан, по Республике Калмыкия, по Республике Северная Осетия-Алания в 2015 году закупок 12 легковых автомобилей был превышен действовавший в 2015 году норматив цены приобретения служебного транспортного средства, установленный в постановлении N 1084. Объем средств федерального бюджета, израсходованных с превышением установленного норматива, суммарно составил 5 632,5 тыс. рублей.
16.4 В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ территориальными органами Росреестра, подведомственным Росреестру ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" в описание объекта закупки включались указания на товарный знак, устанавливались требования к техническим и функциональным характеристикам товара, соответствующие только одной модели одного производителя (закупки легковых автомобилей, осуществленные Управлением Росреестра по Тверской области (закупка N 1690106712115000136), Управлением Росреестра по Костромской области (закупка N 0141100008015000065), Управлением Росреестра по Республике Дагестан (закупка N 0103100008815000055), Управлением Росреестра по Республике Калмыкия (закупка N 0305100005315000095), Управлением Росреестра по Республике Северная Осетия-Алания (закупка N 0310100008115000044), ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" (закупки N N 0373100132415000024, 0373100132415000078).
16.5 В нарушение части 2 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ при расчете начальной (максимальной) цены контракта на поставку легковых автомобилей, осуществленном Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу (закупка N 0172100005715000076, извещение опубликовано 3 ноября 2015 года), были использованы цены на один товар одного производителя (в расчете начальной (максимальной) цены указаны предложения поставщиков по 4 конкретным автомобилям, "Киа Кворис, Киа Оптима, Киа Сид, Киа Соул"), что не соответствует пункту 3.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, согласно которому при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) должна использоваться информация о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
16.6 В ходе исполнения государственного контракта от 11 февраля 2015 г. N 1 (К) на выполнение работ по проектированию объекта "Строительство централизованного архивохранилища Приволжского федерального округа, с. Столбище, Республика Татарстан" (идентификационный номер закупки 0111100001114000341) Управлением Росреестра по Республике Татарстан допускались:
нарушение требований пункта 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с изменением существенных условий контракта в ходе его исполнения (при заключении дополнительного соглашения, предусматривающего замену способа обеспечения исполнения обязательств по контракту);
нарушение требований части 26 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ ввиду несвоевременного размещения на официальном сайте сведений о заключении пяти дополнительных соглашений к контракту;
нарушение требований части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которым информация о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги контракта должна направляться в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней с даты приемки, ввиду несвоевременного направления в уполномоченный орган сведений о приемке выполненных работ по указанному контракту.
16.7 В ходе исполнения филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области договора от 3 июля 2015 г. N 0335100001215000014-0001198-01 (реестровый номер 17705401340 15 004185) на выполнение проектно-сметных и изыскательских работ, заключенного в рамках предоставленной ФГБУ "ФКП Росреестра" субсидии на осуществление капитальных вложений в проектирование и реконструкцию объекта "Перевод на природный газ котельной филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области по адресу: Калининградская область, ул. Маршала Борзова, д. 58н, корп. 95", допускались:
нарушение требований пункта 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается (изменение срока выполнения работ путем заключения дополнительных соглашений к государственному контракту);
нарушение части 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ, предусматривающей, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. В результате заключения дополнительного соглашения от 16 ноября 2015 года срок действия банковской гарантии совпал со сроком действия договора. При этом заключение дополнительных соглашений к договору привело к неприменению заказчиком мер ответственности по договору в виде взыскания неустойки (штрафа, пени) с подрядчика, составляющей 40 тыс. рублей (оценочно);
принятие банковской гарантии, несоответствующей пункту 2 части 2 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ, в связи с отсутствием в банковской гарантии в полном объеме обязательств принципала, надлежащее исполнение которых должно обеспечиваться банковской гарантией.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии предлагается следующее:
1. Привести Положение об организации работ по составлению, утверждению и ведению бюджетных смет центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденное приказом Росреестра от 21 февраля 2014 г. N П/92, в соответствие с приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н в части требований о подготовке обоснований (расчетов) плановых сметных показателей.
2. Привести приказ Росреестра от 21 октября 2014 г. N П/491 "О распределении обязанностей между руководителем Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и заместителями руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в соответствие с положениями приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, в части обязанности по утверждению сметы на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
3. Привести приказ Росреестра от 29 декабря 2014 г. N П/650 "Об утверждении расчетно-нормативных затрат на обеспечение деятельности центрального аппарата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения" в части требований к расчету нормативных затрат на приобретение транспортных средств.
4. Обеспечить внесение в реестр федерального имущества информации об изменении сведений об объектах федерального имущества в порядке, предусмотренном Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
5. Актуализировать сведения об информационных системах и компонентах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в автоматизированной информационной системе "Учета" в части, относящейся к компетенции Росреестра, в целях обеспечения полноты и достоверности сведений об объектах учета.
6. Разработать план-график реализации мероприятий, направленных на обеспечение соответствия квалификации сотрудников Контрактной службы Росреестра требованиям части 6 статьи 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
7. Провести анализ информации о наличии у территориальных органов Росреестра транспортных средств на предмет соответствия требованиям к обеспеченности транспортными средствами, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения", по результатам которого принять меры по усилению ведомственного контроля за соблюдением нормативов, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8. В рамках осуществления Росреестром ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок разработать план-график проведения мероприятий, направленных на выявление нарушений законодательства в сфере закупок при планировании и осуществлении закупок подведомственными Росреестру заказчиками.
9. Провести проверку по фактам выявленных в Росреестре нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации, по результатам которой привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 мая 2016 г. N 25К (1100).
В соответствии с пунктом 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Росреестра либо лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 14-83/14-02
Текст представления официально опубликован не был