Определение Верховного Суда РФ от 17 августа 2017 г. N 310-КГ17-8594
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.
изучила по материалам истребованного дела кассационную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Грязинскому району на решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.08.2016 по делу N А36-332/2016 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.03.2017 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецавтогруз" (далее - общество "Спецавтогруз") о признании незаконными действий Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Грязинскому району (далее - отдел МВД), выраженных в письме от 11.11.2015 N 18962, по аннулированию регистрационных действий и снятию с учета транспортных средств Шанхай 2012 года выпуска (VIN LZGJRDT60CX015085) и Шанхай 2012 года выпуска (VIN LZGJRDT68CX015089), обязании устранить допущенные нарушения с выдачей соответствующих регистрационных документов и номерных знаков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" (далее - общество "Магадан-Тест", орган по сертификации), установила:
на основании договора купли-продажи от 13.08.2012 N 0145/2012 общество "Спецавтогруз" приобрело в собственность автомобили - грузовые самосвалы - Шанхай 2012 года выпуска (VIN LZGJRDT60CX015085) и Шанхай 2012 года выпуска (VIN LZGJRDT68CX015089), которые 07.09.2012 поставлены на учет в органах ГИБДД с выдачей паспортов транспортных средств 28 УВ 117343 и 28 УВ 117347. В паспорта транспортных средств (далее - ПТС) на основании сертификатов соответствия N C-CN.AB23.A.10569 и C-CN.AB23.A.10573 (выданы обществом "Магадан-Тест") внесены данные о четвертом экологическом классе.
Письмом от 11.11.2015 N 18962, адресованным обществу, отдел МВД сообщил, что в отношении автомобилей, принадлежащих обществу, принято решение о признании недействительными ПТС в соответствии с пунктом 72 Положения о паспортах транспортных средств шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 с изменениями от 17.11.2014 (далее - Положение о ПТС), и прекращении регистрационного учета в соответствии с требованиями пунктов 3, 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила регистрации). Регистрация автомобилей Шанхай 2012 года выпуска (государственный номер Н442ТИ48) и Шанхай 2012 года выпуска (государственный номер Н439ТН48) аннулирована, так как орган по сертификации (общество "Магадан-Тест") признал сертификаты соответствия на данные автомобили прекращенными.
Не согласившись с действиями отдела МВД, общество "Спецавтогруз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Липецкой области решением от 29.08.2016 требования общества удовлетворил, Суд признал действия отдела МВД, не соответствующими положениям Федерального закона "О полиции" и пунктам 3, 51 Правил регистрации, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.04.2011 N 5-П, нарушающими права и законные интересы общества. Суд указал, что незаконная выдача сертификатов соответствия и незаконная регистрация транспортных средств не доказана. Общество является добросовестным приобретателем транспортных средств. На момент приобретения автомобилей в 2012 году транспортные средства прошли таможенное оформление, поставлены на регистрационный учет с выдачей ПТС. Никаких претензий со стороны отдела МВД к представленным документам не предъявлялось.
В конструкцию самосвалов не вносились никакие изменения. Сведения о подделке, скрытии, изменении, уничтожении маркировки, нанесенной на автомобили организацией-изготовителем, подделке документов, регистрационных знаков отсутствуют. Прекращение действия сертификатов соответствия не было обусловлено их незаконной выдачей или иными обстоятельствами, которые указывали бы на то, что экологический класс спорных автомобилей не соответствует заявленному.
Суд первой инстанции при шел к выводу о том, что прекращение действия сертификатов соответствия по причинам, которые не свидетельствуют о незаконности выдачи данных документов и не указывают на их недействительность (с момента выдачи), не может быть положено в основу признания недействительными ПТС, а значит и не может служить основанием для аннулирования государственной регистрации.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 решение суда первой инстанции отменено, действия отдела МВД признаны законными, исходя из пунктов 1, 2, 12 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, в силу которых отдел полномочен аннулировать регистрацию транспортного средства в связи с признанием недействительным ПТС и пункта 72 Положения о ПТС, применимого, по мнению суда апелляционной инстанции, к фактическим обстоятельствам данного спора.
Суд указал, что действия сертификатов соответствия было прекращено сертифицирующим органом во исполнение предписания Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация) об устранении нарушений, выявленных при проверке, свидетельствующих о том, что сертификаты не подтверждали соответствие принадлежащих обществу транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения. Наличие обстоятельств, свидетельствующих о незаконности выдачи сертификатов соответствия, их недействительности с момента выдачи, является основанием для признания недействительными ПТС и основанием для совершения действий по снятию таких транспортных средств с регистрационного учета.
Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 20.03.2017 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе. Суд кассационной инстанции исходил их того, при ввозе автомобилей на территорию Российской Федерации ПТС выдает таможенный орган. Факт выдачи ПТС по результатам таможенного оформления означает, что представленный сертификат соответствия, выданный обществом "Магадан-Тест", подтверждал соблюдение требований, установленных техническим регламентом "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609.
Допуск автомобилей к участию в дорожном движении был произведен с соблюдением действовавших правил; автомобили с 2012 по 2015 год эксплуатировались без претензий к документам, на основании которых была произведена регистрация. Вывод суда апелляционной инстанции о незаконности сертификатов соответствия (то есть их выдаче с нарушением закона) противоречит представленным доказательствам.
По мнению суда кассационной инстанции, издание по результатам проверки обществом "Магадан-Тест" приказа об аннулировании выданных им документов не влечет безусловные самостоятельные юридические последствия для третьих лиц, поскольку для этого необходимо признание недействительными документов, послуживших основанием для выдачи ПТС, в частности и сертификатов соответствия, соответствующими публичными органами - органами регистрационного учета (ГМБДД МВД РФ в конкретных определенных законом случаях) или судом.
Действия отдела МВД основаны исключительно на исполнении указаний вышестоящих органов, а не по результатам проверки обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации.
Кроме того, суд кассационной инстанции сослался на то, что в период совершения действий по аннулированию государственной регистрации транспортных средств вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 877 (далее - технический регламент N 877), согласно которому оценка соответствия введенных в эксплуатацию автомобилей в силу пунктов 72-74 технического регламента N 877 осуществляется в формах технического осмотра и государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения. Доказательств эксплуатации данных транспортных средств с нарушением установленных правил административным органом не представлено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, отдел МВД просит об отмене судебных актов судов первой и кассационной инстанций, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права.
В обоснование своих доводов заявитель указывает следующее.
Суды первой и кассационной инстанций необоснованно сослались на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2011 N 5-П, поскольку основанием для аннулирования регистрационного учета автомобилей явилось не подделка ПТС, а прекращение действия документов, подтверждающих соответствие транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения.
Судами не учтено положение части 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в соответствии с которым допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется путем регистрации и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Не учтены также пункты 9, 70, 72 Положения о ПТС, пункт 3 Правил регистрации, в соответствии с которыми не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами в случае представления документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.
Согласно пункту 51 Правил регистрации при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
В результате проверочных мероприятий Росаккредитации сертификаты соответствия были прекращены самим сертифицирующим органом. В настоящее время документ, подтверждающий соответствие спорных автомобилей требованиям безопасности дорожного движения, отсутствует.
В нарушение Правил регистрации и ГОСТа Р 41.13-2007 транспортные средства общества "Спецавтогруз" не оборудованы антиблокировочными системами (АБС), то есть не отвечают установленным требованиям безопасности дорожного движения.
В ответе представителя изготовителя Shaanxi Automobile Group Co., Ltd. в Российской Федерации ООО "Торговый дом "Шанкси" на запрос Управления ГИБДД УМВД России по Липецкой области сообщается, что все модели автомобилей китайского производства, регистрационный учет которых был аннулирован в Липецкой области в связи с отменой сертификатов, не сертифицированы изготовителем для Российской Федерации (ОТТС (ОТШ) не оформлялось). Указанные транспортные средства были произведены изготовителем в комплектации, не соответствующей требованиям, установленным техническим регламентом N 877, а также действовавшему ранее техническому регламенту "О безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720.
Экологический класс двигателей автомобилей общества "Евро-3". Однако в документах общества указано, что спорные транспортные средства имеют экологический класс 4.
Органы ГИБДД не обязаны проверять сведения о соответствии транспортного средства требованиям технического регламента, а собственник транспортного средства обязан представить документы, подтверждающие безопасность транспортного средства, на основании которых органы регистрационного учета регистрируют транспортное средство.
Органы ГИБДД не имеют права проводить оценку соответствия введенных в эксплуатацию транспортных средств. Данную оценку проводят уполномоченные организации, имеющие на это соответствующую аккредитацию.
Действия отдела МВД по снятию с регистрационного учета спорных транспортных средств по мотивам отсутствия (прекращения действия) сертификатов соответствия являются адекватной мерой государственного реагирования.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, признавая, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, руководствуясь статьями 291.9-291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
кассационную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Грязинскому району с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 17 августа 2017 г. N 310-КГ17-8594 по делу N А36-332/2016
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2018 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 377-ПЭК17
20.03.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-323/17
01.11.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6058/2016
29.08.2016 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-332/16