Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд в первую очередь связано с надлежащем описанием объекта закупки, а в случае, если в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Так, положения статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливают единые правила описания объекта закупки.
К числу таких правил, в том числе относится следующее:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Между тем, необходимо подчеркнуть, что положениями названной статьи предусматривается и ограничения, несоблюдение которых недопустимо. К таким ограничениям, например, можно привести следующие:
- в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя;
- в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев;
- документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта, при соблюдении обязательного условия о сопровождении слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Указанное является лишь частью тех требований, запретов и ограничений, установленные законодателем для целей соблюдения и достижения задач, стоящих перед субъектами контроля и перечисленных в статье 1 Закона о контрактной системе, при осуществлении ими закупок товаров, работ, услуг, в том числе, при описании ими объекта закупки в каждом конкретном случае.
Анализ административной практики показывает, что не редки случае того, что предметом обжалования действий субъектов контроля является не что иное, как соблюдение ими вышеуказанных требований.
Предмет обжалования действий указанных лиц в призме соблюдения требований 33 статьи Закона о контрактной системе, в том числе являются действия субъектов контроля, связанные с установлением, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей, запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничений допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Ниже приведена практика рассмотрения жалоб антимонопольной службой на действия заказчиков, уполномоченных органов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, связанных с соблюдением требований статей 14, 33 Закона о контрактной системе.
1. Комиссия ФАС России довод заявителя о том, что в документации об Аукционе установлен перечень требуемого к установке в рамках выполнения работ по контракту программного обеспечения с указанием на конкретный товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент", что приводит к ограничению количества участников Аукциона, так как в целях более эффективного исполнения контракта исполнителем может быть использовано иное ПО, отличное от указанного в Техническом задании документации об Аукционе, признала не нашедшем своего подтверждения, поскольку базовое ПО, необходимое для выполнения работ, принадлежит Заказчику и передается исполнителю на время проведения работ.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в документации об Аукционе указание на конкретный товарный знак без возможности предоставления эквивалента указанному в документации об Аукционе программному обеспечению.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 11.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 54 155 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 27.07.2017;
5) дата проведения Аукциона - 04.08.2017.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводу жалобы Заявителя, в пункте 5.1.1.2. Технического задания документации об Аукционе установлен перечень требуемого к установке в рамках выполнения работ по контракту программного обеспечения (далее - ПО), с указанием на конкретный товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент", что приводит к ограничению количества участников Аукциона, так как в целях более эффективного исполнения контракта исполнителем может быть использовано иное ПО, отличное от указанного в Техническом задании документации об Аукционе.
Вместе с тем, пунктом 5.1.1.2. Технического задания документации об Аукционе установлено, что исполнитель должен произвести установку всего базового ПО, необходимого для функционирования и обеспечения файлового обмена в ТТП с учетом доступных на момент проведения работ обновлений, в том числе IBM WebSphere MQ и IBM WebSphere MQ Explorer.
- Подготовка пользователей и групп операционной системы с соответствующими правами.
- Установка и первичная настройка ПО IBM WebSphere MQ.
- Установка и первичная настройка ПО IBM Integration Bus.
- Установка и первичная настройка ПО IBM AIX.
- Установка и первичная настройка ПО STREAM.
- Установка и первичная настройка ПО ПЗ "Файловый адаптер".
- Установка и первичная настройка ПО CryptoPro.
- Установка и первичная настройка ПО MQCP.
- Установка и первичная настройка ПО Kasperskiy Antivirus.
- Установка и первичная настройка ПО HP Operations OS Inst Adv.
- Установка и первичная настройка ПО HP DDM Advanced OS Instance.
- Установка и первичная настройка ПО HP Perfomance Agent.
Необходимые дистрибутивы ПО передаются Заказчиком по запросу Исполнителя, включая настройку размещения данных и журнальных файлов менеджера очередей и выполнение необходимых скриптов MQSC.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, базовое ПО необходимое для выполнения работ принадлежит Заказчику и передается исполнителю на время проведения работ. Указанное ПО предоставляется Заказчиком и не является объектом закупки.
Вместе с тем, Заявитель явку своего представителя на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы, не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода. Таким образом, указанный довод своего подтверждения не нашел.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Признать жалобу ИП Ф*** необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
(см. решение Комиссии ФАС России от 01.08.2017 по делу N К-971/17)
2. Комиссия ФАС России, проверяя обоснованность доводов заявителя, признала заказчика, установившего противоречивую информацию об объекте закупки в извещении о проведении Аукциона и в документации об Аукционе и не применившего положения приказа Минэкономразвития России N 155, а также Постановления Правительства N 102, нарушавшим положения Закона о контрактной системе.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе и в Извещении о проведении Аукциона установлена противоречивая информация в отношении объекта закупки.
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлен код ОКПД2 к закупаемым товарам, в связи с чем Заказчиком в документации об Аукционе не установлена ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 102), а также Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155).
3. Заказчиком в документации об Аукционе не установлены требования к закупаемому оборудованию согласно ГОСТ Р 55771-2013 "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 31 903 146,32 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 31.07.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе и в Извещении о проведении Аукциона установлена противоречивая информация в отношении объекта закупки.
Согласно части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно документации об Аукционе, объектом закупки является поставка "Компьютерного томографа для конечностей" и "Мобильной цифровой рентгеновской системы".
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является "выполнение работ по объекту: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Южный федеральный центр спортивной подготовки", г. Сочи, Краснодарский край. Реконструкция объектов спортивной базы в г. Кисловодске. 1-й этап. Верхняя база".
Таким образом, информация об объекте закупки, установленная Заказчиком в документации об Аукционе, не соответствует информации, установленной в извещении о проведении Аукциона.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего противоречивую информацию об объекте закупки в извещении о проведении Аукциона и в документации об Аукционе, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлен код ОКПД2 к закупаемым товарам, в связи с чем Заказчиком в документации об аукционе не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства N 102, а также Приказом N 155.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64, пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, требование о предоставлении в составе заявки подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа N 155, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Приказ N 155 определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе для закупки компьютеров и периферийного оборудования, входящего в общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД 2).
Постановлением N 102 установлен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, в рамках исполнения контракта, участникам закупки необходимо поставить "Компьютерный томограф для конечностей" и "Мобильную цифровую рентгеновскую систему".
Согласно пояснениям представителя Заказчика, указанное оборудование входит в общий код ОКПД2 - 26.60.11.110 "Аппараты, основанные на использовании рентгеновского излучения, применяемые в медицинских целях, включая хирургию, стоматологию, ветеринарию", в связи с чем документация об Аукционе не содержит ограничений, предусмотренных Приказом N 155 и Постановлением Правительства N 102.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что товар "Компьютерный томограф для конечностей" входит в общую группу рентгеновских аппаратов с кодом ОКПД2 - 26.60.11.110, а также относится к подгруппе "Томографы компьютерные" с кодом ОКПД2 26.60.11.111.
Также "Мобильная цифровая рентгеновская система" входит в общую группу рентгеновских аппаратов с кодом ОКПД2 - 26.60.11.110, а также относится к подгруппе "рентгенодиагностические комплексы на базе телеуправляемого стола-штатива; флюорографы; маммографы; рентгеновские аппараты передвижные палатные" с кодом ОКПД2 26.60.11.113.
При этом, коды ОКПД 2 26.60.11.111 и 26.60.11.113 включены в перечень, к которым применимы нормы Постановления N 102, а также нормы Приказа N 155.
Учитывая изложенное, комиссия приходит к выводу о том, что при закупке указанного оборудования подлежат применению положения приказа Минэкономразвития России N 155, а также Постановления Правительства N 102, применение которых не предусмотрено документацией об Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены требования к закупаемому оборудованию согласно ГОСТ Р 55771-2013.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 55771-2013 "ТЗ разрабатывается заказчиком. ТЗ определяет предмет размещения заказа на закупку медицинского оборудования". Пунктом 5.1 ГОСТ Р 55771-2013 приводятся "характеристики (параметры), которые следует включать в ТЗ на государственную закупку", при этом, указанный ГОСТ не содержит ограничений на включение дополнительных характеристик в соответствии с потребностью Заказчика.
Кроме того, указанный ГОСТ является добровольным для применения.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены требования к закупаемому оборудованию согласно ГОСТ Р 55771-2013, в связи с чем довод своего подтверждения не нашел.
4. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
На заседании Комиссии установлено, что 19.07.2017 Заказчику направлен запрос о разъяснении положений документации об Аукционе.
Вместе с тем, согласно информации, содержащейся в ЕИС, а также пояснениям представителя Заказчика, Заказчиком направлен ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе 27.07.2017.
Таким образом, действия Заказчика, не предоставившего разъяснения положений документации об Аукционе в срок, установленный Законом о контрактной системе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
5. Кроме того, решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 26.07.2017 по делу N К-950/17 в действиях Заказчика выявлены нарушения пунктов 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе:
- Заказчиком в пункте 15.4 проекта государственного контракта установлен перечень работ, который не связан с объектом закупки, при этом, представитель Заказчика пояснил, что при составлении документации допущена техническая ошибка.
- Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки о соответствии требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В связи с чем, Заказчику выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
Учитывая, что Комиссией выдано предписание об устранении нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи повторного предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15,пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе и в Извещении о проведении Аукциона противоречивой информации в отношении объекта закупки, а также в части неустановления Заказчиком ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства N 102 и Приказом N 155.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения по делу от 26.07.2017 N К-950/17 Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 01.08.2017 N К-975/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
(см. решение Комиссии ФАС России от 01.08.2017 по делу N К-975/17)
3. ФАС России, удовлетворяя доводы жалобы заявителя о неправомерности установления требований к составу заявки, а также требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров, признала заказчика и уполномоченный орган нарушавшими часть 1 статьи 23, часть 13 статьи 34, пункт 2 части 1, часть 3 статьи 64, часть 6 статьи 66, часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
2. в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционной комиссия, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок - zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 11.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 196 737 980 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.07.2017;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 03.08.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению участниками в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 3.3.4 документации об Аукционе установлено следующее: "Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (при наличии таких требований), а также разделом 2 настоящей документации, Информационной картой Документации об аукционе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 2.1.2 - 2.1.9 настоящей документации".
Пунктом 2.1.9 документации об аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требования о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе излишнее требование к составу заявки участника закупки, а именно предоставление декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно приложению N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены избыточные требования, а также требования к химическому составу материала, используемого при выполнении работ, например, такие как:
"2. Эмаль эпоксидная. Массовая доля нелетучих веществ в полуфабрикате эмали от 59 до 67 %. Стойкость пленки к статическому воздействию 40%-ного раствора гидроокиси калия при температуре °С не менее 2ч. Эластичность пленки при изгибе не более 5мм. Условная вязкость полуфабриката эмали по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре
°C 24-61с.
33. Краски масляные. Массовая доля летучего вещества не более 20%. Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре °С 64-141с. Массовая доля пленкообразующего вещества не менее 20%.
38. Грунтовка глифталевая. Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при °С Не менее 48ч. Массовая доля нелетучих веществ от 54 до 60%. Условная вязкость при
°С по вискозиметру ВЗ-4 45*_80*с. Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия не менее 24 ч. Эластичность пленки при изгибе не более 1 мм" и другие.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результаты испытания таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки в части действий Заказчика на заседании Комиссии выявлены следующие нарушения.
3. В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вместе с тем, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Изучив проект государственного контракта, Комиссия приходит к выводу, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит идентификационный код закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в проекте государственного контракта идентификационный код закупки, нарушают часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
5. Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
В соответствии с частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол, указанный в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
На заседании Комиссии установлено, что дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 31.07.2017, при этом протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе на момент рассмотрения жалобы Заявителя в ЕИС Заказчиком, Уполномоченным органом не размещен.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не разместивших протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе в регламентированный Законом о контрактной системе срок в ЕИС, нарушают часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
При этом документами, подтверждающими соответствие участников закупки вышеуказанному дополнительному требованию, в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 являются копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 11 Информационной карты документации об Аукционе установлены следующее дополнительные требования к участникам закупки: "В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 07.12.2015) "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2016):
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. (Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. (Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства)".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе к участникам Аукциона ненадлежащим образом установлены дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99, а именно надлежащим образом не установлен перечень документов, необходимых для подтверждения соответствия участников закупки вышеуказанным дополнительным требованиям.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 23, части 13 статьи 34, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, части 6 статьи 66, части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 02.08.2017 N К-990/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Комиссии ФАС России от 02.08.2017 по делу N К-990/17)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведена практика рассмотрения жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов при осуществлении закупок в рамках 44-ФЗ. Речь идет о соблюдении правил описания объекта закупки, а также требований, касающихся применения национального режима.
В частности, рассмотрена ситуация, когда в документации об аукционе был установлен перечень требуемого к установке программного обеспечения. При этом был приведен конкретный товарный знак без указания на эквивалент. Как пояснил заказчик, базовое ПО принадлежит ему и передается исполнителю на время проведения работ. Указанное ПО предоставляется заказчиком и не является объектом закупки. Жалоба была признана необоснованной.
В другой рассмотренной ситуации заказчик установил противоречивую информацию об объекте закупки в извещении и в документации об аукционе. Кроме того, он не применял ограничения допуска отдельных видов иностранных медизделий для целей осуществления закупок. Также не были учтены условия допуска к закупкам иностранных товаров. Такие действия заказчика нарушают требования 44-ФЗ.
Разъяснено также, что нельзя требовать от участников закупки в составе своих заявок описывать конкретные показатели результатов испытаний и компонентный состав товаров.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.