Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2017 г. N 80-АПГ17-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ" на решение Ульяновского областного суда от 6 апреля 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ" о признании недействующими пунктов 2.3, 2.5, 2.8, 2.9, 2.10 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, в системы канализации населённых пунктов Ульяновской области, утверждённого приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 2 декабря 2016 года N 111 "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, в системы канализации населённых пунктов Ульяновской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя ООО "НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ" Багина Д.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рыжкова М.И., полагавшего решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ООО "НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ", являясь организацией водопроводно-канализационного хозяйства и осуществляющей деятельность по сбору, транспортировке и передаче сточных вод на очистные сооружения, обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2.3, 2.5, 2.8, 2.9, 2.10 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, в системы канализации населённых пунктов Ульяновской области, утверждённого приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 2 декабря 2016 года N 111 "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, в системы канализации населённых пунктов Ульяновской области".
По мнению заявителя пункты 2.3, 2.5, 2.8, 2.9 Порядка противоречат статьям 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системе канализации населённых пунктов", постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" поскольку не предусматривают корректировку (уменьшение) объёма сточных вод, участвующих в определение платы, на объёмы сточных вод, отведённых лицами, освобождёнными от внесения данной платы; пункт 2.10 Порядка противоречит пункту 119 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", так как устанавливают иной период внесения платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Решением Ульяновского областного суда от 6 апреля 2017 года ООО "НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ" в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ" просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого административным истцом регионального правового регулирования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оно принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований к порядку его принятия, федеральному законодательству в сфере водоснабжения и водоотведения не противоречит, права и законные интересы административного истца не нарушает.
С выводами суда следует согласиться.
Водоотведение - приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; коммерческий учёт сточных вод - определение количества принятых (отведённых) сточных вод с помощью средств измерений или расчётным способом; состав и свойства сточных вод - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах; сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приёма таких вод (пункты 2, 11, 22, 23 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Названный федеральный закон, разграничивая полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления (статьи 4, 5, 6, 6.1), одновременно указывает в качестве целей и принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, снижение негативного воздействия на водные объекты путём повышения качества очистки сточных вод, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоотведение и их абонентов (статья 3).
По договору водоотведения абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. Одним из существенных условий договора водоотведения является порядок учёта принимаемых сточных вод (статья 14).
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов, загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов; организация, осуществляющая водоотведение, разрабатывает и утверждает план снижения сбросов (части 1 и 4 статьи 26).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья 28).
Организации, осуществляющие водоотведение, абоненты, причинившие вред окружающей среде, возмещают его в полном объёме (часть 1 статьи 29).
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Лимиты на сбросы устанавливаются при наличии у таких абонентов утверждённого плана снижения сбросов (части 1 и 2 статьи 27).
К абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и иных микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежит на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объём отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 года N 230.)
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 предусмотрен достаточно широкий перечень абонентов обязанных осуществлять локальную очистку сточных вод, однако данная обязанность направлена на обеспечение требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а не в целях охраны окружающей среды и водных объектов. Утверждение этих Правил не отменяет действия пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69-71 Правил пользовании системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167, и постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов", в силу положений которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не лишены возможности вводить меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации, от 4 сентября 2013 года N 776 объём сточных вод, принятых от абонентов по договору водоотведения, подлежит учёту. Такой учёт осуществляется путём измерения сточных вод приборами учёта (средствами измерения) или расчётным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
При таких данных установленный субъектом Российской Федерации механизм взимания платы с абонентов, сбрасывающих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населённых пунктов, направлен на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, устранения последствий этого воздействия, путём повышения качества очистки сточных вод, не может рассматриваться как экономически необоснованным, к чему фактически сводятся доводы апелляционной жалобы.
Напротив, из текста оспариваемого Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, в системы канализации населённых пунктов Ульяновской области, буквально следует, что расчёт платы за отведение сточных вод в централизованную систему водоотведения производится исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ и фактических показателей общих сточных вод абонента, путём выполнения аналитических измерений состава сточных вод, по аттестованным методикам, в соответствии с федеральным законодательством. При этом предельный размер платы по пункту 2.3 ограничивается величиной тарифа на водоотведение. Для абонентов, не охваченных систематическим контролем за соблюдением нормативов по составу сточных вод, расчёт платы производится по формуле, где К - коэффициент компенсации, равный 0,3; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, рублей/куб.м; Q - объём фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчётный период куб.м. Значение показателя Q произвольным не является, его определение осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учёта воды, сточных вод".
Все это бесспорно свидетельствует об экономической обоснованности оспариваемого правового регулирования.
Что же касается корректировки (уменьшения) показателя Q в связи с освобождением законодателем населения и приравненных к населению потребителей от внесения платы за сброс сточных вод, поскольку такая корректировка не предусмотрена федеральным законодательством о водоотведении, у суда нет оснований для выводов о нарушении прав административного истца таким правовым регулированием.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на отмену решения, все они судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло отражение в судебном постановлении, с которой Судебная коллегия согласна.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ульяновского областного суда от 6 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2017 г. N 80-АПГ17-8
Текст определения официально опубликован не был