Распоряжение Правительства РФ от 15 сентября 2017 г. N 1966-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Минпромторгу России обеспечить:
в 3-месячный срок разработку с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Правительства Калининградской области проекта плана мероприятий по реализации Стратегии и представление его в Правительство Российской Федерации;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Калининградской области реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией;
мониторинг и контроль реализации положений, предусмотренных Стратегией.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2017 г. N 1966-р
Стратегия
развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 года
См. План мероприятий по реализации Стратегии, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. N 185-р
I. Общие положения
Стратегия развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Стратегия представляет собой отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в янтарной отрасли.
Стратегия разработана с учетом положений прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года и изменившихся макроэкономических и отраслевых показателей.
Прогнозные показатели Стратегии определены на основе индикаторов государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 311 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", и Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 2 августа 2012 г. N 583 "О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу".
Стратегия нацелена на достижение показателей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", а также на решение задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
В Стратегии учтены решения Правительства Российской Федерации, направленные на обеспечение социальной стабильности и устойчивое развитие экономики, а также положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Стратегия является документом, определяющим государственную политику в сфере развития янтарной отрасли, а также основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации документов стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные на развитие янтарной отрасли.
II. Оценка современного состояния, проблемы и возможности развития янтарной отрасли
Янтарь является полезным ископаемым органического происхождения и представляет собой окаменелую смолу ископаемых хвойных деревьев. Будучи поделочным материалом, янтарь находит широкое применение в ювелирной промышленности и в производстве бижутерии (здесь и далее термин "поделочный материал" используется в значении "необработанный минерал или органическая субстанция, обладающие такими свойствами, как красота, редкость, долговечность и ценность, и, как правило, подвергаемые таким видам обработки, как шлифование и полирование").
Основными продуктами переработки янтаря являются янтарные полуфабрикаты (кабошоны, заготовки и др.), золотые и серебряные ювелирные изделия со вставками из янтаря, янтарная бижутерия, изделия бытового и декоративного назначения, предметы интерьера, изготавливаемые из янтаря полностью или частично, а также янтарная канифоль, янтарное масло, янтарная кислота и ее производные.
По состоянию на 2016 год каких-либо межгосударственных или национальных стандартов, классифицирующих янтарь как особую разновидность поделочных материалов, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, на территории Российской Федерации введено в действие не было.
В настоящее время янтарь учитывается Общероссийским классификатором полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ) ОК 032-2002 под кодом 145029295. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) включает позицию 32.12.11.140 "Янтарь обработанный".
Янтарная отрасль представляет собой совокупность предприятий, осуществляющих деятельность по добыче янтаря и производству продуктов его переработки. Деятельность предприятий янтарной отрасли в основном включается в группировки видов экономической деятельности 08.99.31 "Добыча драгоценных и полудрагоценных камней, кроме алмазов", 32.12.5 "Производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней", 32.12.7 "Обработка янтаря и производство изделий из янтаря", 32.13 "Производство бижутерии и подобных товаров" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
В соответствии с единой Таможенной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) янтарь агломерированный, гагат (черный янтарь) учитываются в подсубпозиции 2530 90 000 1.
Вместе с тем классификаторы, применяемые в международной практике в торговле поделочными материалами, относят янтарь наряду с другими природными материалами, как например, жемчуг или кораллы, к органическим поделочным материалам, органическим субстанциям, поделочным камням (самоцветам) органического происхождения.
Советская минералогическая школа (Е.Я. Киевленко, А.Е. Ферсман и другие) рассматривала янтарь в качестве ювелирно-поделочного камня I порядка (наряду с лазуритом, жадеитом, нефритом, малахитом, горным хрусталем) или поделочного материала (цветного камня) II порядка (наряду с лепидолитом, фукситовым сланцем, серпентином, агальматолитом и другими минералами и группами минералов).
Используемая в российской практике классификация естественных ювелирных и поделочных материалов в соответствии с ведущими технологиями обработки, известная как технологическая классификация А.И. Цюрупы, или классификация ВНИИЮвелирпрома, относит янтарь к ювелирно-поделочным камням мягкой и средней твердости, поддающимся термообработке.
Процесс трансформации смолы в янтарь на сегодняшний день изучен не полностью. По информации отраслевого издания Gems. Their Sources, Descriptions and Identification издательства Elsevier (Нидерланды), основной составляющей данного процесса является полимеризация смолы растений под действием высокой температуры и давления в бескислородных (анаэробных) условиях. Образованный в результате данного превращения твердый природный материал копал после испарения оставшихся летучих веществ становится янтарем.
Продолжительность времени трансформации растительных смол в копал, а затем в янтарь зависит от условий внешней среды и составляет от 2 до 10 миллионов лет.
Имеющиеся на сегодняшний день данные позволяют предположить, что основные мировые месторождения янтаря возникли в результате длительного нахождения растительных смол под слоем морской воды.
С точки зрения химии янтарь является углеводородом - органическим соединением углерода, водорода и кислорода. В то же время состав конкретных образцов янтаря, определяющий их цвет и другие важные свойства, зависит от таких факторов, как вид дерева, из которого была образована смола, условия и длительность нахождения древесной смолы в анаэробных условиях, и различается в зависимости от месторождений.
Так, в балтийском янтаре (в отличие от других разновидностей янтаря) содержится от 3 до 8 массовых процентов сукциновой (янтарной) кислоты. Данный факт позволил выделить балтийский янтарь в отдельную группу ископаемых смол под названием "сукциниты".
Основные геммологические свойства янтаря приведены в приложении N 1.
Янтарь является широко распространенным полезным ископаемым. Основными типами месторождений янтаря являются морские и прибрежно-морские россыпи.
По оценкам, мировой ресурсный потенциал янтаря (включающий подтвержденные запасы и ресурсы) составляет более 1 млн тонн. Значительные запасы и ресурсы янтаря известны в России, Польше, Украине, Литве, Белоруссии и ряде других стран. При этом наиболее крупными запасами высококачественного янтаря, пригодного для использования в производстве ювелирных изделий, обладают Россия (37,5 тыс. тонн), Польша (12 тыс. тонн) и Белоруссия (6,7 тыс. тонн). Высококачественный янтарь добывается в Доминиканской Республике, Китае, Японии и ряде других стран, но сведения об их запасах отсутствуют.
Наиболее важные с точки зрения перспективы промышленного освоения залежи янтаря сосредоточены в Балтийско-Днепропетровской янтароносной провинции, расположенной на территории Калининградской области, а также Литвы, Польши и Украины. Более 98 массовых процентов янтарного сырья, встречаемого в границах указанной геологической провинции, представляет собой сукцинит (балтийский янтарь). Редко встречаются такие разновидности янтаря, как геданит, глессит, беккерит и стантинит.
Глубина залегания янтароносной толщи пород на территории Калининградской области составляет от 5 до 60 метров, Украины - от 2 до 3 метров, Польши - от 100 до 150 метров.
Запасы янтаря в Калининградской области локализованы в относительно компактных месторождениях, в то время как запасы янтарного сырья в Польше и на Украине распределены по площади в несколько тысяч квадратных километров.
Таким образом, Россия имеет естественные конкурентные преимущества на мировом рынке янтаря-сырца. Запасы данной ископаемой смолы в Калининградской области имеют сравнительно малую глубину залегания и хорошо локализованы.
Основные залежи янтарного сырья сосредоточены в Калининградской области, на территории которой расположено около 90 процентов разрабатываемых мировых запасов янтарного сырья. При этом более половины территории, на которой располагаются залежи янтаря, находится на землях лесного фонда.
По состоянию на 1 января 2016 г. в государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации на территории Калининградской области были учтены Приморское и Пальмникенское месторождения, а также месторождение Филино с суммарными балансовыми запасами янтаря категорий А, В и , равными 111,1 тыс. тонн, запасами категории - 54,6 тыс. тонн, суммарными забалансовыми запасами всех категорий - 6,5 тыс. тонн.
Запасы янтаря категорий A, В, на Приморском месторождении составляли 109,5 тыс. тонн и являлись крупнейшими в мире. Запасы янтаря категорий A, В и на Пальмникенском месторождении составляли 1,6 тыс. тонн, на месторождении Филино - 41,8 тонны.
На Приморском и Пальмникенском месторождениях осуществляется вся промышленная добыча янтаря в Российской Федерации. Янтарь на указанных месторождениях добывается открытым (гидравлическим) способом.
Данные месторождения отличаются высокой концентрацией полезного ископаемого: 1 кубометр янтароносной породы содержит в среднем 0,5 килограмма янтаря, а на отдельных участках - до 1,5 килограмма ископаемой смолы.
По двум проявлениям янтаря на территории Калининградской области были учтены апробированные прогнозные ресурсы. В частности, по состоянию на 1 января 2016 г. для Шатровского участка прогнозные ресурсы категории составляли 42,7 тыс. тонн, для Дунаевского участка прогнозные ресурсы категории составляли 20,9 тыс. тонн.
Балансовые запасы и прогнозные ресурсы янтаря в Российской Федерации приведены в приложении N 2.
Для 8 объектов, расположенных в Калининградской области (Надеждинское, Могайкинское, Романовское, Пионерское проявления, проявления Покровской и Ладушкинской групп, Майский и Поисковый участки), также были оценены запасы янтаря категории в объеме 161,9 тыс. тонн и прогнозные ресурсы янтаря категории в объеме 15,5 тыс. тонн (не учитываются в государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации).
Указанные проявления янтаря в Калининградской области могут быть в перспективе переведены в категорию месторождений.
В других субъектах Российской Федерации выявлено 23 проявления янтаря (в Ненецком автономном округе - 1, в Красноярском крае - 6, в Томской области - 1, в Сахалинской области - 8, в Камчатском крае - 5, в Чукотском автономном округе - 2).
Прогнозные ресурсы янтаря категории оценены для Янтардахского проявления в Красноярском крае (24 тонны) и Найбинского проявления в Сахалинской области (30 тонн).
В категорию месторождений могут быть переведены Касское, Янтардахское проявления, проявление Кресты в Красноярском крае, Найбинское проявление в Сахалинской области и Малошестаковское проявление в Камчатском крае.
По состоянию на 1 января 2017 г. в России действовало 7 лицензий на пользование янтарьсодержащими недрами, из них:
2 лицензии на разведку и добычу янтаря на Пальмникенском и Приморском месторождениях, выданные акционерному обществу "Калининградский янтарный комбинат" (далее - Калининградский янтарный комбинат);
3 лицензии на геологическое изучение (поиски и оценку) месторождений янтаря в границах Кутузовского, Низовского, Добринского участков в Зеленоградском и Гурьевском районах Калининградской области, выданные обществу с ограниченной ответственностью "Ойлинвест";
2 лицензии на геологическое изучение месторождений янтаря в границах Ковровского и Храбровского участков в Зеленоградском и Гурьевском районах Калининградской области, выданные обществу с ограниченной ответственностью "Гермес".
Добыча янтаря в Российской Федерации осуществляется Калининградским янтарным комбинатом на Приморском и Пальмникенском месторождениях в Калининградской области, причем добыча на Пальмникенском месторождении после 2002 года ведется периодически. Объемы добычи Калининградским янтарным комбинатом в 2009-2016 годах находились в пределах 330 тонн.
На долю переработки приходится основная часть добавленной стоимости в цене готовых изделий из янтаря. Переработка янтаря создает спрос на янтарное сырье, способствует развитию таких сопутствующих производств, как мебельное производство, производство изделий бытового и декоративного назначения, что, в свою очередь, способствует технологическому развитию отрасли в целом.
Общая емкость мирового рынка ювелирной продукции с янтарем и иных продуктов переработки данной ископаемой смолы оценивалась в 2014 году на уровне 1,74 млрд долларов США, причем наибольшим спросом указанные товары пользовались в Индии, Китае, Японии и государствах - членах Европейского союза.
Главными тенденциями развития мирового янтарного рынка, от учета которых зависит конкурентоспособность предприятий по обработке янтаря, в настоящее время являются увеличение доли янтарной продукции, адаптированной под нужды конкретных потребителей, и возникновение новых рыночных сегментов.
По состоянию на 2016 год мировым лидером в сфере переработки и изготовления изделий из янтаря являлась Польша. Так, на долю этой страны приходилось около 70 процентов мирового объема производимых ювелирных изделий с янтарем.
Лидерство Польши на мировом рынке продуктов переработки янтаря связано с исторически сложившейся специализацией польских ювелиров на изготовлении ювелирных изделий и бижутерии с янтарем.
Традиции ювелирного производства, а также эффективная политика государственной поддержки переработки янтаря позволили сформировать в Поморском воеводстве Республики Польша янтарный промышленно-туристический кластер. Так, только в г. Гданьске ежегодно перерабатывается более 100 тонн янтаря, а на долю изделий с янтарем приходится 90 процентов оборота ювелирных фирм данного региона.
На территории Поморского воеводства расположен целый ряд научных, культурных организаций и профессиональных отраслевых объединений, занимающихся янтарной тематикой, в том числе Музей янтаря, Гданьский центр янтаря, Поморская ремесленная палата и др.
По состоянию на 2016 год в янтарной отрасли Польши действовало около 1,5 тыс. частных малых и средних предприятий, обеспечивающих занятость более 7 тыс. человек.
Янтарная переработка была включена в число 15 приоритетных национальных отраслей, получающих поддержку на государственном уровне, и субсидируется в рамках программы "Янтарь - достояние Польши".
Государственная поддержка оказывается янтарной отрасли по таким основным направлениям, как финансовое стимулирование, поддержка экспорта, проведение маркетинговых исследований и поддержка выставочно-ярмарочной деятельности.
Государственная поддержка в сфере внешнеэкономической деятельности позволила польским компаниям значительно нарастить присутствие в таких ключевых с точки зрения сбыта готовой продукции странах, как Китай, и тем самым способствовала укреплению позиций польских предприятий на мировом янтарном рынке.
Значительную роль в развитии янтарной отрасли Польши сыграли национальные и международные саморегулируемые ассоциации предприятий: Гданьская ассоциация ювелиров, Польская торговая янтарная палата, Всемирный совет по янтарю, Международная янтарная ассоциация.
Существенное развитие также получила экспортно ориентированная янтарная отрасль Литвы - основного конкурента Польши на мировом янтарном рынке. По экспертным оценкам, в 2016 году на долю литовских производителей приходилось около 18 процентов мирового рынка ювелирных изделий с янтарем.
Литовская переработка янтаря обеспечивается сырьем, добываемым на территории самой Литовской Республики и импортируемым из России, Украины и Польши.
По оценкам представителей янтарной отрасли, специализирующихся на переработке янтаря, рынок янтарного сырья в Литве в значительной степени наполняется за счет контрабанды янтаря-сырца из Калининградской области и Украины.
Несмотря на высокий уровень развития переработки янтаря в Литве, часть янтаря-сырца российского происхождения реэкспортируется литовскими предприятиями.
Центром янтарного производства в России является Калининградская область. В связи с несовершенством учета в системе государственной статистики деятельности по производству продуктов переработки янтаря не представляется возможным достаточно точно определить такие ключевые параметры подотрасли по переработке янтаря, как занятость, совокупный оборот и добавленная стоимость.
По экспертным оценкам, в 2016 году на территории Калининградской области производство золотых и серебряных ювелирных изделий и бижутерии с янтарем, сувениров, предметов интерьера и полуфабрикатов из янтаря легально осуществляло около 200 предприятий и индивидуальных предпринимателей. В подотрасли по переработке янтаря было занято около 2 тыс. человек (ориентировочно).
По оценкам, полученным на основе данных западной государственной инспекции пробирного надзора о ювелирных изделиях, поступивших на опробование и клеймение, в 2015 году на территории Калининградской области было произведено около 1135 тыс. ювелирных изделий из золота и серебра со вставками из янтаря общей массой около 3,7 тонны (рост по сравнению с 2014 годом на 18 процентов и 15 процентов соответственно).
По итогам анализа современного состояния янтарной отрасли в Российской Федерации были выявлены следующие проблемы, являющиеся причинами отставания России от стран - лидеров мирового янтарного рынка:
неразвитость рыночных механизмов образования цен на янтарное сырье;
дисбаланс спроса и предложения янтарного сырья на внутреннем рынке;
значительные объемы незаконной добычи и контрабанды янтаря;
недостаточно высокие темпы технологического перевооружения, обновления основных фондов организаций по добыче и переработке янтаря;
недостаточно высокий уровень внедрения новых технологий и методов производства на всех производственных уровнях в янтарной отрасли (начиная от щадящих методов добычи и транспортировки сырья, заканчивая производством конечной продукции);
низкая международная конкурентоспособность производителей продуктов переработки янтаря;
удаленность производителей янтарной продукции от основных рынков сбыта;
утрата научного и производственного потенциала в сфере глубокой переработки янтаря;
значительное отставание российских производителей янтарной продукции от зарубежных конкурентов в сфере маркетинга;
недостаточное использование туристического потенциала Калининградской области как мирового центра добычи и переработки янтаря;
несовершенство системы государственного регулирования отрасли, в том числе наличие пробелов в сфере технического регулирования, избыточность таможенных требований при перемещении продуктов переработки янтаря-сырца.
Указанные системные проблемы янтарной отрасли стимулируют сложившуюся практику незаконной перепродажи янтарного сырья на экспорт, сдерживают развитие переработки на территории Российской Федерации и закрепляют за Россией роль источника сырья в цепочках добавленной стоимости в мировой янтарной отрасли.
Единственным легальным поставщиком янтарного сырья российского происхождения на внутренний рынок и главным мировым поставщиком янтаря-сырца является Калининградский янтарный комбинат.
Непрозрачная ценовая политика и монопольное положение Калининградского янтарного комбината, неэффективное с точки зрения стратегического планирования управление производством и ориентация предприятия на экспортные поставки необработанного сырья длительное время сдерживали развитие переработки янтаря в Российской Федерации.
В качестве основных негативных последствий неурегулированности вопросов, связанных с монополией на янтарь-сырец на внутреннем рынке и неоптимальной производственной и сбытовой политикой российского добывающего предприятия, являются:
значительные колебания цен на янтарное сырье;
неоправданное перераспределение доходов в пользу торговых организаций, получающих прибыль от арбитража в результате значительного разрыва между ценами мирового рынка и отпускными ценами Калининградского янтарного комбината;
рост масштабов нелегальной добычи, теневого оборота и незаконного вывоза янтарного сырья;
потери бюджетов всех уровней;
невозможность нормального планирования финансово-хозяйственной деятельности переработчиками янтаря, в основной массе являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства;
уход с рынка ряда переработчиков янтарного сырья, переориентация переработчиков на работу с другими поделочными материалами;
общее сокращение занятости в янтарной отрасли.
В частности, в связи с низкой активностью региональных переработчиков янтаря на сырьевой бирже, обусловленной отсутствием у большинства участников янтарного рынка опыта совершения биржевых сделок, фактически не работал биржевой механизм формирования цен на янтарь-сырец.
Преодолению негативных явлений в российской янтарной отрасли среди прочего препятствовали нелегальная добыча на территории Калининградской области и хищение янтаря с месторождений и других производственных площадок, принадлежащих Калининградскому янтарному комбинату.
По состоянию на 2016 год большая часть продукции российских переработчиков янтаря не соответствовала современным тенденциям и пользовалась низким спросом по сравнению с конкурирующей продукцией иностранного происхождения, фактически отсутствовали отечественная школа дизайна и система профессиональной подготовки в сфере разработки и производства ювелирных изделий с янтарем.
Становление российской школы дизайна ювелирных изделий со вставками из янтаря требует объединения усилий многих переработчиков. Так, примером успешной кооперации может служить сотрудничество в рамках Ассоциации производителей и переработчиков янтаря, члены которой производят оригинальные изделия из янтаря и драгоценных металлов, янтаря и дерева, янтаря и кожи.
В то же время основная масса российских производителей продуктов переработки янтаря относится к подобным проектам настороженно и воспринимает другие предприятия подотрасли в качестве конкурентов, а не потенциальных партнеров.
В начале 2014 года государственное унитарное предприятие "Калининградский янтарный комбинат" было преобразовано в открытое акционерное общество, 100 процентов находящихся в федеральной собственности акций которого было передано в качестве имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".
В 2015 году Калининградским янтарным комбинатом было утверждено разработанное с учетом позиций других российских участников янтарного рынка и органов государственной власти Российской Федерации и Калининградской области положение о торгово-сбытовой политике, установившее правила равного доступа к янтарному сырью для всех участников рынка, а также принято решение об организации биржевых (организованных) торгов янтарным сырьем на площадке акционерного общества "Биржа "Санкт-Петербург".
Таким образом, исключаются ранее имевшие место занижение прейскурантных цен на продукцию Калининградского янтарного комбината по сравнению с ценами мирового рынка, ограничение возможностей российских переработчиков по приобретению янтаря-сырца необходимого качества.
Наряду с разработкой месторождений янтаря в соответствии с условиями государственных лицензий официальными недропользователями на территории Калининградской области получила широкое распространение безлицензионная добыча янтаря.
Использование примитивных технических средств позволяет добывать янтарь с глубины до 15 метров. При незаконной добыче, как правило, собираются только крупные и средние фракции янтаря, используемые в ювелирном производстве.
Статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольную добычу янтаря, а также сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном и (или) переработанном виде предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.
Поскольку величина административных штрафов для граждан, совершающих указанные правонарушения, не превышает 5 тыс. рублей, при существующих ценах на янтарь-сырец деятельность по незаконной добыче янтаря остается экономически выгодной даже при условии уплаты административных штрафов.
Росту масштабов незаконной добычи янтаря среди прочего способствуют нерешенные проблемы занятости населения в отдельных муниципальных образованиях Калининградской области.
Основным направлением борьбы с незаконной добычей янтаря и оборотом самовольно добытого янтаря и продуктов его переработки является ужесточение ответственности, делающей указанные действия экономически невыгодными. По мнению Министерства внутренних дел Российской Федерации, снижению криминогенных факторов в сфере незаконной добычи янтаря-сырца способствовало бы установление административной ответственности за скупку незаконно добытого янтаря-сырца.
При этом репрессивные меры могут быть эффективными только в комплексе с мерами социального характера, обеспечивающими лиц, вовлеченных в противоправную деятельность, легальными возможностями заработка.
Объемы экспорта необработанного и обработанного янтаря в 2009-2016 годах приведены в приложении N 3.
Начиная с 2014 года официальный экспорт необработанного янтаря-сырца из России практически полностью прекращается, в несколько раз возрастает экспорт обработанного янтаря. Именно с этого периода Калининградский янтарный комбинат начал осуществлять 100-процентную продажу янтаря-сырца на внутренний рынок.
В то же время в 2014 году было зафиксировано резкое увеличение вывоза необработанного янтаря российского происхождения из Республики Казахстан за пределы Евразийского экономического союза. Так, по сравнению с предыдущим годом его экспорт вырос в 10 раз - с 10,6 до 108,2 тонны. Данная ситуация сложилась в результате использования участниками внешнеэкономической деятельности пробелов в нормативных документах Евразийского экономического союза, регламентирующих экспорт необработанного янтаря.
В целях исключения нанесения ущерба янтарной отрасли в 2015 году по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при поддержке Федеральной таможенной службы были внесены соответствующие изменения в новую редакцию Положения о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза минерального сырья. Установлено, что при вывозе минерального сырья с территории государства - члена Евразийского экономического союза, не являющегося государством, на территории которого добыто это минеральное сырье, экспортер в качестве документов, удостоверяющих законность добычи минерального сырья, представляет заключение (разрешительный документ) на экспорт необработанного янтаря с таможенной территории Евразийского экономического союза, выданное уполномоченным на выдачу заключений (разрешительных документов) органом государства - члена Евразийского экономического союза, на территории которого добыто это минеральное сырье (в России - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования). Кроме того, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 апреля 2014 г. N 53 внесено изменение в ТН ВЭД ЕАЭС, которым для необработанного янтаря выделена отдельная подсубпозиция 2530 90 000 1.
Первоначальные меры дали определенный положительный результат. В 2015 году экспорт необработанного янтаря за пределы Евразийского экономического союза через Республику Казахстан снизился почти в 2 раза (до 61,2 тонны).
По результатам заседания Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Евразийского экономического союза в марте 2016 г. было рекомендовано обеспечить контроль за правильностью классификации необработанного янтаря в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и проверять наличие в лицензиях на экспорт необработанного янтаря, страной происхождения которого заявлена Российская Федерация, указанных заключений (разрешительных документов), выданных Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Вместе с тем, по информации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в 2015-2016 годах заключения (разрешительные документы) на экспорт необработанного янтаря с таможенной территории Евразийского экономического союза участникам внешнеэкономической деятельности Федеральной службой по надзору в сфере природопользования не выдавались.
Сопоставление данных о добыче, переработке, запасах и экспорте янтаря из различных источников позволяет предположить, что в 2014-2016 годах значительная часть янтаря, добытого в Калининградской области, была вывезена за пределы Российской Федерации с нарушением таможенного законодательства для переработки в других странах. При этом ввиду экспортно-сырьевой ориентации российской янтарной отрасли доля калининградских переработчиков на мировом рынке изделий из янтаря не превышает 5 процентов. В настоящее время дальнейший передел янтарного сырья в основном осуществляется на территории других стран.
Таким образом, необходимо продолжить мероприятия, направленные на увеличение доли переработки янтаря-сырца внутри страны, а также на работу по борьбе с нарушениями таможенного законодательства при его экспорте.
Основными факторами конкурентоспособности предприятий янтарной отрасли в современных условиях являются технологические инновации, разработка новых видов продукции, внедрение в производственные процессы наилучших доступных технологий и методов бережливого производства, а также совершенствование системы управления качеством.
В целом по состоянию на 2016 год янтарная отрасль России характеризовалась низким уровнем инвестиций и, как следствие, низким уровнем обновления основных фондов. Использование изношенных основных фондов и устаревших технологий добычи и доводки янтарного сырья Калининградским янтарным комбинатом приводило к потерям на всех этапах производственной цепочки (в результате порчи янтаря и масштабного хищения).
Значительное отставание от ведущих зарубежных стран сложилось также и в сегменте переработки янтарного сырья.
Оборудование, применяемое российскими производителями продуктов переработки янтаря, не соответствовало современному уровню развития техники и уступало техническим решениям, используемым польскими, литовскими и китайскими переработчиками.
Использование ручного труда в ряде производственных операций приводило к низкому выходу конечной продукции и порче янтарного сырья. В подотрасли практически не применялись станки с числовым программным управлением, комплексные автоматизированные линии для обработки янтаря и драгоценных металлов.
Российскими переработчиками янтаря практически не использовалась такая ключевая информационная технология, как трехмерное моделирование, что также негативно сказывалось на их международной конкурентоспособности.
Основными причинами отставания Российской Федерации от ведущих зарубежных стран по уровню технологического развития янтарной отрасли являются:
низкий уровень инвестиций в добычу и переработку янтаря;
недостаточное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
отсутствие у российских переработчиков стимулов увеличивать производственную эффективность;
ориентация на экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью;
дефицит высококвалифицированных инженерных и научных кадров;
низкий уровень внутриотраслевой кооперации;
удаленность научных исследований в сфере производства и использования продуктов переработки янтаря от потребностей участников янтарного рынка;
неразвитость механизма государственно-частного партнерства в янтарной отрасли.
Росту конкурентоспособности российской янтарной отрасли длительное время препятствовало фактическое отсутствие специализированных учреждений профессионального образования.
В связи с этим Правительством Калининградской области была организована подготовка специалистов по обработке янтаря на базе государственного бюджетного учреждения Калининградской области профессиональной образовательной организации "Художественно-промышленный техникум".
В целях совершенствования материальной базы этой образовательной площадки необходимо провести реконструкцию здания указанного учреждения.
Предполагается, что в будущем в систему профессиональной подготовки кадров для янтарной отрасли также войдут многопрофильные центры прикладных квалификаций, создаваемые в рамках государственно-частного партнерства.
Эффективное государственное регулирование является важным фактором повышения конкурентоспособности национальной отрасли, поскольку понятность и стабильность регулятивной среды, а также предсказуемость ее изменений снижают трансакционные издержки рыночных субъектов.
По состоянию на 2016 год отсутствовали эффективные механизмы сбора официальной статистической информации о состоянии янтарной отрасли, действовал целый ряд избыточных норм в сфере оборота и вывоза продуктов переработки янтаря, в том числе ювелирных изделий с янтарем и янтарной бижутерии, препятствующих реализации указанных товаров за границами Калининградской области и превращению региона в мировой центр янтарного производства.
Так, отсутствие в общероссийских классификаторах видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) и ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) отдельного кода для деятельности по производству продуктов переработки янтаря не позволяло оперативно формировать достоверную информацию о таких важных параметрах янтарной отрасли, как число хозяйствующих субъектов, занятость и создание добавленной стоимости.
Кроме того, классификация изделий из янтаря в сочетании с деревом, металлами и другими материалами в одних и тех же группировках с изделиями, не содержащими янтаря, в соответствии с общероссийскими классификаторами продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) и ОК 034-2014 (КПЕС 2008) не позволяла вести статистический учет производства ряда востребованных на рынке и выпускаемых в относительно больших количествах изделий с янтарем.
В результате уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации фактически были лишены возможности принимать упреждающие меры государственного регулирования отношений в сфере добычи, переработки янтаря, оборота янтаря и продуктов его переработки, направленные на защиту интересов и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, а также соблюдение законных экономических интересов российских хозяйствующих субъектов.
Развитию янтарной отрасли также препятствовал механизм таможенного оформления янтарьсодержащей продукции, связанный с действием на территории Калининградской области правового режима Особой экономической зоны.
Так, вывоз продуктов переработки янтаря, в том числе изготовленных в сочетании с другими поделочными материалами, с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза требует подтверждения статуса таких товаров как товаров Евразийского экономического союза.
Урегулирование вопроса возможно путем законодательного закрепления норм, определяющих возможность перемещения отдельных категорий товаров (изделий, полностью произведенных из янтаря, а также изделий из драгоценных металлов, которые не могут быть помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны) без представления документов, подтверждающих статус таких товаров как товаров Евразийского экономического союза.
Бережное отношение к явлениям материальной и нематериальной культуры, связанным с добычей, обработкой янтаря и его использованием, может быть основой стратегии продвижения продукции янтаря, ориентированной на туристический спрос.
"Янтарный туризм" наиболее успешно развивается в Польше и Литве, активно использующих культурное измерение в целях продвижения продуктов переработки янтаря.
Как показывает практика этих стран, в целях привлечения туристов могут быть использованы традиции, сформировавшиеся в последние 10-20 лет.
В 12 городах Польши, в том числе в Гданьске, Варшаве, Кракове, Мальборке, Катовице и Ченстохове находятся государственные и частные музеи и коллекции, в которых собраны уникальные образцы натурального янтаря, исторические предметы и произведения современных художников с янтарем.
Ряд исторических городов Польши включен в трансграничный маршрут Янтарного пути. В приморском поселке Янтар проходит ежегодный чемпионат мира по ловле янтаря.
Литовская Республика использует янтарь как притягательный туристский бренд, именуя его "литовское золото". Янтарная тематика активно используется для создания культурных и туристических объектов: художественных галерей и других музеев, туристических маршрутов. Развивается также событийный туризм.
Гостям Литвы предлагается несколько одно- и многодневных вариантов обзорного маршрута по стране под общим названием "Балтийский янтарный путь: наследие, туризм и ремесло".
С 2004 года в г. Вильнюсе ежегодно проводится международная выставка Amber Trip, являющаяся крупнейшей специализированной выставкой ювелирных изделий в странах Балтии.
При этом Российская Федерация значительно отстает от стран-лидеров в сфере развития янтарного туризма и недостаточно полно использует культурное измерение янтаря для продвижения продуктов его переработки и повышения туристической привлекательности Калининградской области как центра добычи и переработки янтаря.
Калининградская область, обладая крупнейшими промышленными запасами янтаря, а также отдельными объектами культурной и туристической инфраструктуры, является наиболее перспективным субъектом Российской Федерации с точки зрения возможностей развития янтарного туризма. Партнером Калининградской области мог бы стать г. Санкт-Петербург, обладающий такими уникальными объектами, как реконструированный янтарный кабинет короля Пруссии Фридриха I.
По результатам анализа текущего состояния развития "янтарного туризма" в Калининградской области были выявлены следующие основные проблемы:
отсутствие системы продвижения янтаря в качестве исторического и культурного феномена;
отсутствие брендинговой стратегии, направленной на формирование у потребителей янтаря предпочтений в отношении янтарной продукции Калининградской области, которая ассоциировалась бы с культурными явлениями и историей региона;
низкая эффективность продвижения Калининградской области в туристической среде в качестве центра добычи и переработки янтаря, европейского исторического и культурного центра, связанного с янтарем;
низкая привлекательность для иностранных участников специализированных выставочно-ярмарочных предприятий, проводимых в Калининградской области.
III. Цели и индикаторы Стратегии
Целями Стратегии являются:
формирование конкурентоспособной, устойчивой янтарной отрасли, обеспечивающей внутренний и внешний рынки качественной и конкурентоспособной продукцией;
формирование производственных, образовательных, культурных центров, обеспечивающих долгосрочное развитие янтарной отрасли;
увеличение занятости населения.
Для достижения целей Стратегии необходимо решить следующие задачи:
стимулирование создания новых перерабатывающих производств;
развитие конкурентной среды в янтарной отрасли, приведение отношений в сфере сбыта янтаря-сырца и продуктов его переработки в соответствие с нормами антимонопольного законодательства;
стимулирование вывоза из Российской Федерации янтарных полуфабрикатов и конечных продуктов переработки янтаря-сырца;
совершенствование пространственного размещения перерабатывающих предприятий;
содействие формированию устойчивых производственных и коммерческих отношений между предприятиями янтарной отрасли;
стимулирование внедрения современных технологий и оборудования в добывающее и обрабатывающее производства;
стимулирование саморегулирования и самоорганизации янтарной отрасли;
совершенствование государственного регулирования янтарной отрасли, в том числе в сфере стандартизации;
создание имиджа Калининградской области (г. Калининград) как центра художественной обработки и изучения янтаря;
использование туризма для продвижения продуктов переработки янтаря.
Главными приоритетами Стратегии являются:
повышение инвестиционной привлекательности подотрасли по переработке янтарного сырья;
формирование янтарного кластера;
создание комфортных условий для ведения бизнеса в янтарной отрасли;
создание новых объектов туризма.
Наряду с такими традиционными продуктами янтарной промышленности, как ювелирные и художественные изделия с янтарем, янтарная бижутерия, предметы обихода из янтаря, большим рыночным потенциалом обладают косметическая продукция, биологически активные пищевые добавки, лакокрасочная продукция и регуляторы роста растений с добавлением или на основе янтарной кислоты и ее производных, янтарной крошки и муки.
Механизмы реализации Стратегии направлены на стимулирование инвестиций в переработку янтаря, развитие инновационной активности в подотрасли, направленной среди прочего на создание новых янтарных продуктов.
В современной экономике одним из наиболее эффективных инструментов опережающего инновационного развития отдельных отраслей промышленности и регионов является создание кластеров, позволяющее в максимальной степени реализовывать потенциальные синергетические эффекты.
В рамках данного подхода переход янтарной отрасли Российской Федерации от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному может быть осуществлен через одновременное развитие добычи и переработки янтаря, а также туризма, основанного на привлекательности для российских и иностранных туристов культурно-исторического измерения производства и потребления продуктов переработки янтаря.
Калининградская область имеет естественные предпосылки для развития янтарного кластера, поскольку на территории региона объединены добыча и переработка янтаря, а также богатая материальная и нематериальная культура, связанная с переработкой и потреблением янтаря.
В этом смысле Калининградская область является единственным в своем роде регионом в мире.
В связи с этим взаимоувязанное развитие добычи и переработки янтаря, а также "янтарного туризма" в рамках промышленно-туристического кластера в Калининградской области является приоритетом Стратегии.
Основной тенденцией развития государственного регулирования предпринимательской деятельности в ведущих зарубежных странах является снижение административной нагрузки на бизнес, упрощение и унификация правил и процедур регулирования, а также стимулирование саморегулирования и самоорганизации хозяйствующих субъектов, в том числе в сфере контроля соблюдения принципов добросовестности и честной деловой практики.
Таким образом, совершенствование государственного регулирования, направленное на повышение комфортности ведения хозяйственной деятельности, является ключевым фактором международной конкурентоспособности российской янтарной отрасли.
Реализация Стратегии позволит снизить административную нагрузку на российских участников янтарного рынка, повысит конкурентоспособность отечественных предприятий, а также снизит экономические стимулы совершения правонарушений в сфере добычи янтаря и оборота янтаря и янтарной продукции.
Основными показателями достижения целей Стратегии являются:
объем добычи янтарного сырья;
доля экспорта янтарного сырья в его добыче;
объем производства продуктов переработки янтаря;
количество занятых в сфере переработки янтаря;
количество функционирующих туристических и культурных объектов, связанных с янтарем (точек притяжения туристов).
Плановые значения целевых показателей реализации Стратегии приведены в приложении N 4.
Потенциально большие возможности по увеличению спроса на янтарную продукцию имеет российский рынок, но необходимо продолжить его дальнейшее формирование.
IV. Механизмы реализации Стратегии, обеспечивающие достижение долгосрочных целей
В горнодобывающем комплексе технологии и оборудование должны обеспечить:
максимальную сохранность сырья при добыче, достигаемую предотвращением механических повреждений и измельчения янтаря, которые в процессе экскавации горной массы, ее транспортировки и первичного обогащения ухудшают его качество и сортность, особенно крупных фракций (щадящие технологии);
более точную идентификацию рудного тела с использованием аппаратного объективного определения содержания янтаря и его фракционной структуры в янтароносных залежах в целях полноты его извлечения, контроля потерь и разубоживания, минимизации перемещения пустой породы, не содержащей ценных компонентов;
повышение полноты извлечения полезных компонентов из янтароносной породы, а также своевременное обнаружение и извлечение янтаря, если он встречается в материалах вскрышных пород;
мобильную передислокацию добывающих комплексов по мере освоения новых залежей и рудных тел лицензионных месторождений, по мере развития карьера (освоения новых залежей и рудных тел) без существенного изменения инфраструктуры;
добычу янтаря с сокращением доли ручного труда и минимизацией "открытых" точек технологических операций, допускающих контакт персонала с товарной продукций, для исключения человеческого фактора, связанного с хищением янтаря;
возможность максимального применения автоматизированных технических средств диспетчеризации, технологического контроля и видеонаблюдения.
В этих целях необходимы разработка и внедрение инновационных модульных дезинтеграционно-извлекательных комплексов с небольшим водопотреблением, замкнутым циклом водооборота и низким электропотреблением при снижении количества персонала для обслуживания и работы установки при повышении производительности до 120 м/час по исходному сырью.
В обогатительно-доводочном комплексе технологии и оборудование должны обеспечить:
более полное извлечение полезных компонентов из янтароносной породы, в том числе с применением оптических (фотометрических), рентгеноскопических и других технологий, визуализирующих процессы сепарации, обогащения и сортировки на основе свойств минерального сырья;
максимальное исключение из процессов сепарации, обогащения и сортировки человеческого фактора с использованием закрытых модульных блоков;
использование щадящих технологий доводки, предусматривающих эффективное удаление лигнита на "мокрых" переделах, без повторной мойки и соответственно дополнительного температурного воздействия для сушки, а также применение сушильных аппаратов, обеспечивающих оптимальное распределение теплоносителя, в целях недопущения локального перегрева янтаря;
оптимальное складирование отвальных продуктов обогатительного передела путем сгущения и полусухого складирования хвостов обогащения;
автоматическую сортировку янтаря мелких фракций по весу, плотности, цветовым и другим характеристикам;
автоматизированное управление процессами складской работы по типу WMS (Warehouse Management System).
Янтарь, извлеченный инновационным модульным дезинтеграционно-извлекательным комплексом, может сразу передаваться на доводочно-сортировочную фабрику, минуя обогатительный узел, что снижает затраты на его обработку. Процесс доводки и сортировки должен происходить в автоматическом режиме с минимальным количеством персонала, с применением пневмотранспорта и инфракрасной сушки. Применение замкнутого цикла водооборота сократит энергопотребление и повысит эффективность производства.
В рамках модернизации горнодобывающего и обогатительно-доводочного комплексов необходимы также объемно-планировочные, архитектурные и конструктивные решения по производственным зданиям и сооружениям.
При переработке янтаря особое внимание должно быть обращено на технологии и оборудование:
обеспечивающие деликатную обработку янтарного сырья, не ухудшающие природных свойств;
облагораживающие сырье природного качества (устраняющие природные дефекты в янтаре);
позволяющие проводить неразрушающий контроль качества янтарного сырья для принятия оптимальных решений по его обработке с обеспечением максимального выхода товарной продукции из сырья;
автоматизирующие типовые, стандартные процессы при производстве заготовок и полуфабрикатов для ювелирного производства (шары, кабошоны, пластины для браслетов и др.), сувенирной и художественной продукции, при утилизации и складировании мелких фракций и отходов сырья для дальнейшего использования.
В части глубокой переработки янтарного сырья развитие производственной базы должно предусматривать следующие технологии и оборудование, обеспечивающие:
механическую переработку мелких фракций янтаря и янтарных отходов (янтарной крошки, остатков сортировки, сколов, срезов, спилов и др.) для получения прессованного янтаря в виде полуфабрикатов и различных изделий из него (бижутерия, декоративно-строительные изделия - плитка, панели, панно, картины, витражи, мозаика, посуда, элементы интерьера, светильники, сувениры и подобные поделки);
химическую переработку мелкого некондиционного янтаря и отходов производства для получения натуральной янтарной кислоты, янтарного масла и янтарной канифоли, которые востребованы в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства и медицины.
Последующая переработка янтаря в целях увеличения гибкости производства требует использования современных станков с числовым программным управлением, внедрения программ и технологий 3D-моделирования, что позволит значительно повысить качество и количество выпускаемой продукции.
В части торговли янтарным сырьем необходимо обеспечить его продажу по рыночным ценам, недискриминационные условия доступа и максимальную транспарентность условий продажи для всех участников янтарного рынка.
Для потребителей внутреннего рынка (индивидуальные предприниматели и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации) могут быть использованы такие каналы продажи, как биржевые торги, регулярные открытые и закрытые аукционы, продажа по договорам. Для развития переработки в янтарном кластере необходимо предусмотреть возможность преимущественной закупки сырья по долгосрочным договорам резидентами кластера.
Для потребителей внешних рынков могут быть использованы такие каналы продажи янтарного сырья, как регулярные открытые аукционы и продажа по договорам. При этом поставки янтарного сырья на экспорт должны осуществляться исходя из интересов переработки янтаря на территории Российской Федерации.
В части реализации янтарной продукции необходимо развивать в первую очередь каналы продвижения на международные рынки в страны, где сосредоточено основное потребление и сформировались значительно более высокие цены на конечную янтарную продукцию.
Для этого целесообразно:
использовать возможности стратегических партнеров-инвесторов с ориентацией на их сбытовые сети с дальнейшей интеграцией или созданием собственной сбытовой сети за рубежом;
объединить на добровольной основе экспортные продажи и создать сеть резидентов янтарного кластера и других участников янтарной отрасли России под единым брендом "Калининградский янтарь" в виде торгового дома (центра);
освоить технологии продажи по каналам интернет-коммерции.
Потенциальные возможности по увеличению спроса на янтарную продукцию имеет российской рынок при условии его дальнейшего формирования. Развитие торговли на внутреннем рынке возможно через комиссионную реализацию, в первую очередь в местах платежеспособного спроса, в том числе:
в городах-миллионниках, где, как показывает статистика, имеется наиболее широкая прослойка среднего класса, имеющего возможность приобретать не только предметы первой необходимости, но и ювелирные украшения и предметы искусства;
в курортных городах и регионах, в которых ювелирная продукция и украшения приобретаются в качестве сувениров и памятных подарков;
в международных аэропортах.
В этих же целях необходимо привлекать технологии и каналы интернет-коммерции.
Несовершенство механизма образования цен на янтарь-сырец, проявляющееся среди прочего в значительной разнице между внутрироссийскими ценами и мировыми ценами, в течение длительного времени стимулировало вывоз необработанного янтарного сырья из России.
Реализация Стратегии позволит сформировать прозрачный механизм ценообразования на российском янтарном рынке, отражающий реальное соотношение спроса и предложения, и исключит возможность применения дискриминационного подхода при продаже янтарного сырья.
Приоритетными направлениями совершенствования механизма образования цен на янтарное сырье являются:
устранение ценовых дисбалансов при поставках янтарного сырья на внутренний рынок и на экспорт;
стимулирование реализации янтарного сырья посредством организованных торгов;
совершенствование правил проведения организованных торгов в целях обеспечения недискриминационного доступа к торгам для всех участников янтарного рынка, в том числе в части допуска лиц к участию в организованных торгах, требований к участникам, способам и периодичности идентификации участников;
совершенствование конкурентной среды в сфере переработки янтарного сырья;
создание и развитие гибкой ценовой системы, стимулирующей переработку янтарного сырья на территории России, в том числе янтарного сырья мелких фракций, производство новых видов янтарной продукции;
оказание информационной и консультационной поддержки предприятиям янтарной отрасли по вопросам закупки янтарного сырья;
создание механизма независимого отраслевого контроля соблюдения участниками янтарного рынка принципов добросовестности и честной деловой практики.
Основную долю предприятий янтарной промышленности в России и за рубежом составляют субъекты малого и среднего предпринимательства, из них более 90 процентов являются микропредприятиями.
Вместе с тем инновационная и инвестиционная активность микропредприятий подотрасли по переработке янтаря в России существенно ниже, чем в странах-лидерах.
Поскольку от уровня развития данного сегмента предпринимательства зависит достижение целей и выполнение задач Стратегии, включая рост занятости в янтарной отрасли и повышение глубины переработки янтарного сырья, производственной и инновационной деятельности микропредприятий будет предоставляться государственная поддержка.
В приоритетном порядке государственная поддержка будет предоставляться микропредприятиям, обладающим максимальным потенциалом роста. Такие предприятия и индивидуальные предприниматели будут способствовать ускоренной модернизации янтарной отрасли.
В целях поддержки перспективных микропредприятий будут широко использоваться механизмы акселерационного развития, в первую очередь экспортный и инновационный лифты. Развитию данного сегмента предпринимательства в янтарной отрасли будет способствовать повышение качества бизнес-инфраструктуры.
В целях сокращения налоговой и административной нагрузки на микропредприятия в янтарную отрасль также может быть внедрена патентная система налогообложения.
Дополнительным преимуществом патентной системы налогообложения является создание условий для предотвращения нелегальных операций в сфере обработки и сбыта янтаря.
Приоритетными направлениями поддержки микропредприятий янтарной отрасли являются:
разработка, принятие и реализация программ государственной поддержки;
стимулирование использования современного технологического оборудования с улучшенными технико-экономическими и эксплуатационными характеристиками;
создание комфортных условий ведения предпринимательской деятельности;
повышение доступности финансовых ресурсов;
введение патентной системы налогообложения;
разработка иных налоговых мер стимулирования деятельности микропредприятий;
стимулирование кооперации между микропредприятиями и другими категориями предприятий;
проработка вопроса о предоставлении микропредприятиям янтарной отрасли поддержки в рамках государственных и региональных программ развития народных художественных промыслов;
проработка мер, направленных на продвижение янтарной продукции на внутренний рынок Евразийского экономического союза, в том числе на поддержку комиссионной реализации янтарных изделий;
развитие электронной коммерции;
поддержка маркетинговой деятельности;
содействие развитию бренда "Калининградский янтарь".
Важнейшие культурно-исторические объекты Российской Федерации, связанные с янтарем, расположены в Калининградской области.
На территории региона также проводятся основные мероприятия янтарной отрасли.
Калининградская область принимает участие в проекте "Всемирный путь янтаря".
На территории региона с 2009 года проходят международные соревнования ловцов янтаря, которые собирают не только российских участников, но и представителей Польши, Литвы и Германии. В 2015 году чемпионат по ловле янтаря в Калининградской области принял более 100 участников и около 2 тыс. болельщиков. Ежегодно в Калининградской области проходит специализированная выставка "Янтур", в рамках которой проводится выставка-конкурс "Янтарь Балтики".
В 2016 году Калининградским янтарным комбинатом было организовано мероприятие "Первый экономический форум янтарной отрасли Российской Федерации", направленное на продвижение янтарной отрасли в качестве национального бренда России.
Вместе с тем, несмотря на большое внимание, уделяемое культурно-историческому измерению янтаря в целях продвижения янтарной продукции и привлечения туристов в Калининградскую область, уровень развития туристической инфраструктуры и охват мероприятий по янтарной тематике не позволяют полностью реализовать потенциал Калининградской области в указанной сфере.
В целях позиционирования Калининградской области в качестве одного из ведущих центров ювелирного и камнерезного искусства в Российской Федерации необходимо более целенаправленно продвигать бренд "янтарный край". При этом популяризация янтаря и янтарных изделий должна осуществляться с помощью как уже опробованных, так и новых проектов.
Основными целями развития культурного и туристического потенциала Калининградской области являются:
продвижение Калининградской области в качестве центра ювелирного и камнерезного искусства в России и за рубежом, приобретение Калининградом статуса янтарной столицы Европы;
увеличение роли культурного измерения в подготовке работников янтарной промышленности Калининградской области, привлечение к профессиональной подготовке ведущих специалистов;
создание объектов показа по теме "янтарь", не имеющих мировых аналогов;
создание и популяризация научной концепции истории развития янтарной отрасли в России.
Переход от существующей экспортно-сырьевой модели развития янтарной отрасли к инновационной, а также рост занятости в области переработки янтаря невозможны без повышения конкурентоспособности российских переработчиков на внешних рынках.
Основными направлениями государственной поддержки экспорта продуктов переработки янтаря являются:
организационная поддержка маркетинговых мероприятий производителей ювелирных изделий с вставками из янтаря и янтарной бижутерии, художественных изделий и предметов интерьера из янтаря;
информационно-консультационная поддержка переработчиков янтаря и их отраслевых объединений по вопросам, связанным с выходом на новые рынки, поиском зарубежных партнеров, в том числе по линии торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;
финансовая, гарантийная и страховая поддержка экспорта янтарной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе на региональном уровне;
привлечение в целях поддержки экспорта продуктов переработки янтаря системы торговых домов Российской Федерации за рубежом;
формирование зонтичного бренда "Калининградский янтарь", ориентированного на Китай, Индию и страны с большой китайской диаспорой.
Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы вывоза янтарного сырья и продуктов переработки янтаря из Российской Федерации, а также перемещения таких товаров с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза, необременительность процедур и правил вывоза и перемещения янтарного сырья и продукции из янтаря наряду с их достаточностью для недопущения злоупотреблений являются важными факторами конкурентоспособности продукции янтарной отрасли Российской Федерации.
Анализ указанной сферы выявил необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации по следующим основным направлениям:
проведение детализации единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях повышения эффективности учета и контроля вывоза янтарного сырья, янтарных полуфабрикатов и изделий из янтаря;
оптимизация мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования вывоза янтаря и продуктов его переработки из Российской Федерации, а также ввоза таких товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;
оптимизация таможенных операций при перемещении продуктов переработки янтаря из Калининградской области на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза.
Повышение международной конкурентоспособности отечественной переработки янтаря и достижение уровня стран-лидеров по показателям создания добавленной стоимости возможны при условии реализации синергетического эффекта в янтарной отрасли.
Наиболее перспективным субъектом Российской Федерации в данном отношении является Калининградская область.
Создание на территории региона янтарного промышленно-туристического кластера потребует объединения усилий предприятий янтарной и туристической отраслей и их ассоциаций, органов государственной власти, образовательных и исследовательских организаций, учреждений культуры и позволит решить следующие основные задачи:
повышение конкурентоспособности предприятий янтарной и туристической отраслей;
улучшение обеспеченности участников кластера инновационной производственной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктурой;
привлечение инвестиций в янтарную отрасль и туристический сектор;
совершенствование системы профессионального образования, в том числе в рамках концепции непрерывного образования;
повышение инвестиционной и инновационной активности микропредприятий;
формирование, развитие и тиражирование эффективных механизмов государственно-частного партнерства;
развитие международной научно-технической и производственной кооперации в сфере переработки янтаря;
повышение художественно-культурной ценности продукции янтарной отрасли.
На реализацию идеи создания на территории Калининградской области янтарного промышленно-туристического кластера будут направлены следующие меры:
разработка концепции кластера;
создание управляющей компании кластера;
разработка программы развития кластера;
создание технологической инфраструктуры кластера, индустриальных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов;
стимулирование различных видов кооперации участников кластера (производственной, научной и др.).
Необходимо обеспечить подотрасль по переработке янтаря квалифицированными работниками.
В целях повышения уровня подготовки работников янтарной отрасли необходимо обеспечить устойчивое взаимодействие системы профессионального образования и производства.
В рамках совершенствования системы профессионального образования будут осуществлены следующие меры:
оценка перспективных кадровых потребностей янтарной отрасли;
выработка участниками янтарной отрасли требований к результатам профессионального обучения;
разработка программ профессионального образования, соответствующих требованиям участников янтарной отрасли;
формирование системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей потребности инновационного развития янтарной отрасли.
По экспертным оценкам, по состоянию на 2016 год нелегальная добыча янтаря составляла от 25 до 50 процентов общего объема добычи янтаря-сырца в России.
Незаконный оборот янтарного сырья и янтарных изделий оказывает негативное воздействие на конкурентоспособность предприятий по добыче и переработке янтаря, действующих в рамках правового поля, снижает инвестиционную привлекательность янтарной отрасли.
Борьба с незаконным оборотом янтаря и продуктов его переработки будет вестись по следующим основным направлениям:
подготовка предложений по ужесточению административной ответственности и (или) введению уголовной ответственности за незаконную добычу и оборот янтаря, продуктов его переработки;
создание системы контроля законности обращения янтаря на внутреннем рынке, например, с использованием механизма лицензирования деятельности по продаже янтарного сырья.
V. Сроки и этапы реализации Стратегии
Стратегия реализуется в 2 этапа.
На первом этапе, который продлится с 2017 по 2019 год, планируется решение задач по сохранению потенциала отрасли и преодолению негативного влияния неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры. Предусматривается осуществление полноценного запуска всех механизмов государственной поддержки, что позволит сохранить промышленные активы, квалифицированный персонал и снизить уровень социальной напряженности. Также планируются увеличение переработки янтарного сырья в России, усиление экспортных возможностей предприятий отрасли, подготовка проведения технологической модернизации отрасли.
На втором этапе, который продлится с 2020 по 2025 год, предполагается достижение Россией уровня стран-лидеров по объемам выпуска продуктов переработки янтаря и создаваемой в янтарной отрасли добавленной стоимости. Основная часть предприятий отрасли перейдет на использование современных технологических решений. На внутреннем рынке янтаря улучшится состояние конкурентной среды. В России будут сформированы культурные, туристические и образовательные центры мирового уровня, связанные с добычей, переработкой и потреблением янтаря.
VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Результаты развития янтарной отрасли определены ее целями и основаны в первую очередь на анализе развития мирового рынка.
В целом объем мирового рынка янтаря, включая оборот янтарного сырья, по состоянию на 2015 год, по оценке аналитического агентства Global Market Research, составил около 2 млрд долларов США, оборот янтарного сырья на нем за последние 10 лет вырос практически в 2 раза.
На мировом рынке янтаря выделяются 3 сегмента - янтарное сырье, изделия из янтаря, янтарная продукция технического назначения.
Рынок янтарного сырья, который оценивается более чем в 550 млн долларов, после спада в 2009 году имеет тенденцию к росту. При этом значительная доля этого рынка приходится на российский янтарь.
Ценообразование в целом на янтарном рынке непрозрачно, поскольку реализация янтарного сырья практически не осуществляется на организованных торгах, все сделки в основном заключаются по прямым контрактам. Значительно искажают ценовую конъюнктуру большие объемы нелегального оборота янтаря-сырца.
Высокий рост цен сформировал спрос на китайском рынке янтарного сырья. С учетом популярности изделий из янтаря в Китае и возрастающих трудностей по поиску сырья для переработки предполагается, что тенденция к сохранению спроса на янтарь имеет долгосрочный характер.
По уровню сырьевой базы и качеству янтаря российский янтарь занимает самые высокие позиции и значительно опережает ближайших зарубежных конкурентов - Польшу и Украину. При этом в части ценовой конкуренции проведенный Калининградским янтарным комбинатом анализ показывает, что в существующей ценовой дифференциации у России имеется значительный экспортный потенциал.
Рынок янтаря-сырца представляет лишь один сегмент мирового янтарного рынка. Большую часть янтарного рынка составляют переработка и производство изделий и продукции из янтаря, где рентабельность в разы выше, чем в сырьевом секторе. Несмотря на наличие в России самой большой и качественной собственной сырьевой базы, российские переработчики практически не присутствуют на мировом рынке янтарных изделий. Более 80 процентов выпуска янтарной продукции приходится на долю Китая, Польши и Литвы.
Рынок ювелирных изделий из янтаря представляет собой неотъемлемую часть глобального ювелирного рынка и развивается в контексте направлений этого рынка. Рынок ювелирных украшений во многом зависит от общей экономической конъюнктуры, которая в последние годы в целом неблагоприятна. Однако годовые темпы роста ювелирного рынка, несмотря на значительное падение в 2011 году, все же сохранили положительную динамику.
Тенденцией развития современного производства по переработке янтаря является использование всех фракций янтарного сырья и его глубокая переработка. Такое развитие мировой янтарной отрасли во многом обусловлено тем, что около 80 процентов общих объемов производства янтарного сырья составляет мелкая (сравнительно дешевая) фракция. В этой связи рост потребления янтаря в перспективе с большой вероятностью будет поддерживаться не только за счет роста ювелирных изделий, но и за счет янтарной продукции технического и бытового назначения.
Потенциальные возможности по увеличению спроса на янтарную продукцию имеет российский рынок, но необходимо продолжить его дальнейшее формирование. В соответствии с прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (по инновационному варианту) за период 2012-2030 годов реальные денежные доходы населения вырастут в 2,2 раза, что будет способствовать росту внутреннего потребления янтаря. При этом по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (по базовому сценарию) реальные располагаемые денежные доходы населения составят в 2017 году - 100,2 процента к уровню предыдущего года, в 2018 году - 100,5 процента и в 2019 году - 100,8 процента.
Росту потребления янтаря будет также способствовать развитие туризма, в первую очередь в Калининградской области. По данным Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, количество туристов, посетивших Калининградскую область, в 2011 году составило 0,45 млн человек. В соответствии с целевыми показателями социально-экономического развития Калининградской области на период до 2020 года планируется, что этот показатель в 2020 году составит 1,1 млн человек по инерционному сценарию, 2,55 млн человек - по активному сценарию и 7 млн человек - по амбициозному сценарию. В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" число принятых иностранных туристов в 2018 году вырастет до 703,5 тыс. человек по сравнению с 66,5 тыс. человек в 2014 году.
Таким образом, развитие янтарной отрасли России будет направлено на повышение уровня добычи янтарного сырья при экспортной направленности поставок янтарной продукции, предполагающей уменьшение доли янтарного сырья и увеличение доли продукции более высоких переделов, и постепенное повышение внутреннего потребления.
При оценке результатов реализации Стратегии по базовому сценарию было принято, что:
темпы роста мирового рынка янтаря будут на уровне 3 процентов;
умеренно увеличатся объемы потребления янтаря в традиционных странах-потребителях (Китай, страны Европейского союза, Соединенные Штаты Америки), причем на долю Китая будет приходиться до половины мирового потребления янтаря;
увеличится производство (предложение) неювелирной продукции из янтаря за счет переработки мелких фракций. При расчетах не учитывались факторы инфляции и роста цен на янтарное сырье и продукцию, так как они предполагают большую неопределенность.
Экономические показатели развития янтарной отрасли в 2017-2025 годах представлены в приложении N 5.
По итогам реализации Стратегии к 2025 году будут достигнуты следующие основные результаты:
добыча янтарного сырья вырастет по сравнению с 2016 годом в 1,55 раза, до 500 тонн в год;
доля экспорта янтарного сырья в общем объеме его добычи по сравнению с 2016 годом уменьшится с 80 процентов до 15 процентов;
объем производства продуктов переработки янтаря вырастет по сравнению с 2016 годом в 7 раз, с 0,8 до 5,6 млрд рублей (в действующих ценах);
занятость в сфере производства продуктов переработки янтаря вырастет по сравнению с 2016 годом в 3 раза, с 2 до 6 тыс. человек;
количество функционирующих туристических и культурных объектов, связанных с янтарем (точек притяжения туристов), вырастет по сравнению с 2016 годом в 1,5 раза, с 20 до 30 единиц.
Результатами реализации Стратегии также станут существенный рост числа специалистов, проходящих обучение и (или) переобучение для работы в янтарной отрасли, и увеличение объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от организаций по добыче янтаря и производству продуктов его переработки.
VII. Оценка объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии
Достижение целевых индикаторов Стратегии потребует привлечения финансовых ресурсов, которые должны быть инвестированы в реализацию следующих мероприятий:
коренная реконструкция и модернизация горнодобывающего комплекса Калининградского янтарного комбината (предварительный объем инвестиций - 5,3 млрд рублей);
развитие переработки янтарного сырья в продукцию с добавленной стоимостью (предварительный объем инвестиций - 1,6 млрд рублей);
формирование глобальной сети продажи янтарной продукции (предварительный объем инвестиций - 1,6 млрд рублей).
Общий планируемый объем инвестиций, необходимый для достижения целей Стратегии, составляет около 8,5 млрд рублей.
Основным источником финансирования являются собственные и заемные средства организаций.
VIII. Нормативно-правовое обеспечение реализации Стратегии
Координация действий по реализации Стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку и корректировку Стратегии, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Реализация Стратегии на федеральном уровне осуществляется путем формирования мероприятий государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период.
Положения Стратегии могут стать основой для разработки государственных программ субъектов Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Стратегии развития янтарной отрасли
Российской Федерации
на период до 2025 года
Основные геммологические свойства янтаря
Свойства янтаря |
Показатель |
Цвет |
бесцветный, желтый, коричневый, красный или черный, редко зеленый и синий |
Твердость |
от 1 до 3 по шкале Мооса |
Излом |
конхоидальный (раковистый) |
Относительная плотность |
от 1,05 до 1,10 (янтарь плавает на поверхности насыщенного соляного раствора) |
Показатель преломления |
1,54 |
Прозрачность (светопроницаемость) |
от прозрачного до непрозрачного в зависимости от размера, количества и распределения пузырьков газа |
Люминесценция |
различная, но наиболее распространенная - слабая голубовато-белая флуоресценция под воздействием длинно- и коротковолнового ультрафиолетового излучения |
Теплофизические свойства |
янтарь термопластичен (размягчается при температуре 150-200°С) |
Электрические свойства |
янтарь - диэлектрик (электризуется от трения) |
Характерные включения |
пузырьки (иногда двойные), спиралевидные следы, растительные остатки, насекомые, мелкие животные (очень редко), частицы кварцевого песка и другие минералы (редкие красивые включения повышают ценность янтаря) |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Стратегии развития янтарной отрасли
Российской Федерации
на период до 2025 года
Запасы и прогнозные ресурсы
янтаря в Российской Федерации
(тонн)
Субъект Российской Федерации, объект учета |
Запасы по состоянию на 1 января 2016 г. по категориям |
Добыча за 2015 год |
Прогнозные ресурсы по состоянию на 1 января 2016 г. по категориям |
|||
балансовые |
забалансовые |
|||||
А + В + |
||||||
Калининградская область - всего |
111085,8 |
54569,9 |
6537 |
322,3 |
42687,9 |
20877 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Приморское месторождение |
109536,6 |
52110 |
5778 |
277,3 |
- |
- |
Пальмникенское месторождение |
1507,4 |
2423 |
759 |
45 |
- |
- |
месторождение Филино |
41,8 |
36,9 |
- |
- |
- |
- |
Шатровский участок |
- |
- |
- |
- |
42687,9 |
- |
Дунаевский участок |
- |
- |
- |
- |
- |
20877 |
Всего |
111085,8 |
54569,9 |
6 537 |
322,3 |
42687,9 |
20877 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Стратегии развития янтарной отрасли
Российской Федерации
на период до 2025 года
Объемы
экспорта обработанного и необработанного янтаря в 2009-2016 годах
(тонн)
|
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Янтарь необработанный (код ТН ВЭД ЕАЭС 2530 90, 2530 90 000 1) |
690,4 |
395,4 |
507,3 |
131,9 |
196,6 |
1,5 |
1,6 |
3,0 |
Янтарь обработанный (код ТН ВЭД ЕАЭС 9602, 9601 00 000 1) |
1 |
2,3 |
5,0 |
4,4 |
5,3 |
10,2 |
17,1 |
12,5 |
По-видимому, в предыдущей строке допущена опечатка. Имеется в виду "9602 00 000 1"
Добыча янтаря-сырца* |
330 |
341 |
342 |
299,6 |
311,3 |
284,3 |
322,3 |
316 |
______________________________
* Превышение объемов экспорта янтаря необработанного над объемами добычи в 2009-2011 годах связано с реализацией ранее накопившихся запасов янтаря мелких фракций.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к Стратегии развития янтарной отрасли
Российской Федерации
на период до 2025 года
Плановые значения
целевых показателей реализации Стратегии развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 года
Показатель |
Единица измерения |
Базовый год |
Плановый период |
||||||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
Добыча янтарного сырья |
тонн |
322 |
450 |
450 |
450 |
450 |
450 |
500 |
500 |
500 |
500 |
Экспорт янтарного сырья (по экспертной оценке) |
процентов |
80 |
80 |
75 |
70 |
60 |
50 |
40 |
30 |
20 |
15 |
Производство продуктов переработки янтаря |
млн рублей (в действующих ценах) |
800 |
1150 |
1320 |
1460 |
1800 |
2250 |
2950 |
3850 |
5000 |
5600 |
Занятость в сфере переработки янтаря |
человек |
2000 |
2150 |
2300 |
2700 |
3200 |
3700 |
4400 |
5100 |
5600 |
6000 |
Количество функционирующих туристических и культурных объектов, связанных с янтарем (точек притяжения туристов) |
единиц |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
30 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к Стратегии развития янтарной отрасли
Российской Федерации
на период до 2025 года
Экономические показатели
развития янтарной отрасли в 2017-2025 годах
(млн рублей)
Экономические показатели |
2017-2025 годы - всего |
В том числе |
|
первый этап |
второй этап |
||
Выручка |
89020 |
21450 |
67570 |
Чистая прибыль |
21400 |
5450 |
15950 |
Инвестиции |
8500 |
5700 |
2800 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Стратегия развития янтарной отрасли России на период до 2025 г.
Стратегия реализуется в 2 этапа: 2017-2019 и 2020-2025 гг.
На первом планируется решение задач по сохранению потенциала отрасли и преодолению негативного влияния неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры. Предусматривается полноценный запуск всех механизмов господдержки, что позволит сохранить промышленные активы, квалифицированный персонал и снизить уровень социальной напряженности. Также планируются увеличение переработки янтарного сырья в России, усиление экспортных возможностей предприятий отрасли, подготовка технологической модернизации.
На втором предполагается достижение Россией уровня стран-лидеров по объемам выпуска продуктов переработки янтаря и создаваемой в янтарной отрасли добавленной стоимости. Основная часть предприятий отрасли перейдет на использование современных технологических решений. На внутреннем рынке янтаря улучшится состояние конкурентной среды. В России будут сформированы культурные, туристические и образовательные центры мирового уровня, связанные с добычей, переработкой и потреблением янтаря.
Будут достигнуты следующие основные результаты: добыча янтарного сырья вырастет по сравнению с 2016 г. в 1,55 раза, до 500 тонн в год; доля экспорта янтарного сырья в общем объеме его добычи по сравнению с 2016 г. уменьшится с 80% до 15%; объем производства продуктов переработки янтаря вырастет по сравнению с 2016 г. в 7 раз, с 0,8 до 5,6 млрд руб. (в действующих ценах); занятость в сфере производства продуктов переработки янтаря вырастет по сравнению с 2016 г. в 3 раза, с 2 до 6 тыс. человек; количество функционирующих туристических и культурных объектов, связанных с янтарем (точек притяжения туристов), вырастет по сравнению с 2016 г. в 1,5 раза, с 20 до 30 единиц.
Распоряжение Правительства РФ от 15 сентября 2017 г. N 1966-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 сентября 2017 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 39 ст. 5715