Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2017 г. N 2-АПГ17-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе Совета города Белозерск на решение Вологодского областного суда от 2 мая 2017 года, которым удовлетворён административный иск Мамонова Е.Е. об оспаривании решения Совета города Белозерск от 28 декабря 2016 года N 52 "О внесении изменений в Положение о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Город Белозерск".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Совета города Белозерск от 19 сентября 2007 года N 225, вступившим в силу с 1 января 2008 года, утверждено Положение о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Город Белозерск", согласно которому администрация города Белозерск при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год предусматривает средства на выплату ежемесячных доплат.
28 декабря 2016 года Советом города Белозерск принято решение N 52 "О внесении изменений в Положение о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Город Белозерск", вступившее в силу с 1 января 2017 года, которым указанное Положение изложено в новой редакции. В частности, пунктом 4 данного Положения размер пенсии за выслугу лет установлен в размере 200 рублей ежемесячно.
Мамонов Е.Е. обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании решения Совета города Белозерск от 28 декабря 2016 года N 52 недействующим со дня принятия этого решения.
В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что оспариваемое решение в официальных печатных изданиях не опубликовывалось и на официальном сайте муниципального образования "Город Белозерск" в сети "Интернет" и на информационных стендах, находящихся на территории муниципального образования "Город Белозерск", не размещалось. Кроме этого, по мнению административного истца, оспариваемое решение должно было быть подписано главой города Белозерск, а не председателем Совета города Белозерск.
Также Мамонов Е.Е. ссылался на то, что распоряжением главы города Белозерск от 1 декабря 2016 года N 109-1/А ему как лицу, замещавшему должность заместителя главы администрации города Белозерск, исходя из стажа муниципальной службы 20 лет, была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии в размере 12 356,83 рублей в месяц, составляющая суммарно с учётом государственной пенсии 76 процентов среднемесячного денежного содержания. Однако на основании оспариваемого решения с 1 января 2017 года ему установлена пенсия за выслугу лет в размере 200 рублей ежемесячно. Такое существенное уменьшение социальной выплаты, к тому же в отсутствие какого-либо обоснования, административный истец считал неправомерным.
Решением Вологодского областного суда от 2 мая 2017 года административный иск удовлетворён: решение Совета города Белозерск от 28 декабря 2016 года N 52 "О внесении изменений в Положение о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Город Белозерск" признано недействующим со дня принятия указанного решения.
В апелляционной жалобе Совет города Белозерск просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение. Администрация города Белозерск данную апелляционную жалоба поддержала.
Относительно доводов апелляционной жалобы Мамоновым Е.Е. и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, а также письменное заключение прокурора Генеральной прокуратуры Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу Российской Федерации, а также членов их семей в случае потери кормильца обеспечивается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации.
В силу пункта 7 части 1 статьи 11 данного федерального закона пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации является одним из основных прав муниципального служащего. Пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальному служащему гарантируется пунктом 5 части 1 статьи 23 этого же федерального закона.
Частями 1 и 2 статьи 24 указанного федерального закона закреплено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года N 1591-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" Ивановской области на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" следует, что законоположение, содержащееся в части 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 этого же федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путём введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всём тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области, должности государственной гражданской службы Вологодской области, а также должности областных государственных служащих определены Законом Вологодской области от 5 июля 1996 года N 87-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области", согласно частям 1-3 статьи 4 которого размер пенсии за выслугу лет исчисляется путём определения разницы между месячным денежным содержанием лица, замещавшего государственную должность, должность государственной гражданской службы Вологодской области соответственно, начисленным в зависимости от имеющегося стажа, и размером всех пенсий, начисленных в соответствии с федеральным пенсионным законодательством.
При наличии стажа государственной гражданской службы, определённого в соответствии со статьёй 2 этого же закона Вологодской области, пенсия за выслугу лет устанавливается так, чтобы общий размер пенсий, начисленных в соответствии с федеральным пенсионным законодательством, с учётом пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с этим же законом Вологодской области, составлял в процентном соотношении размер месячного денежного содержания лица, замещавшего должность государственной гражданской службы Вологодской области, установленный согласно приложению к этому же закону Вологодскому области. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания лица, замещавшего должность государственной гражданской службы области, за каждый полный год стажа сверх требуемого.
Общая сумма всех пенсий, начисленных в соответствии с федеральным пенсионным законодательством, с учётом пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Вологодской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области", не может превышать 80 процентов месячного денежного содержания, определённого в соответствии со статьей 6 этого же закона Вологодской области, исходя из размеров должностных окладов, установленных согласно законодательству Вологодской области. Размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 4 000 рублей.
Удовлетворяя административный иск Мамонова Е.Е., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что реализация органами местного самоуправления полномочий в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих за счёт средств местных бюджетов произвольной не является.
Совет города Белозерска, установив фиксированный размер пенсии за выслугу лет в размере 200 рублей ежемесячно, фактически предусмотрел правило пенсионного обеспечения лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, отличное от правил пенсионного обеспечения лиц, замещающих государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области, ухудшив, тем самым, положение лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, по сравнению с лицами, замещающими государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области, что противоречит приведённым выше положениям федерального законодательства.
Также Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна с суждением суда первой инстанции о том, что внесение изменений в правовое регулирование по вопросу предоставления социальных льгот предполагает соблюдение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определённость, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Кроме вышеизложенного, суд первой инстанции установил, что в нарушение части 3 статьи 35 Устава муниципального образования город "Белозерск" оспариваемое решение Совета города Белозерск подписано не главой города Белозерск, а председателем Совета города Белозерск. Также данное решение в официальных печатных изданиях не опубликовывалось и на официальном сайте муниципального образования "Город Белозерск" в сети "Интернет" и на информационных стендах, находящихся на территории муниципального образования "Город Белозерск", не размещалось, что письменно подтверждается справкой администрации города Белозерск.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о признания оспариваемого решения Совета города Белозерск недействующим со дня принятия данного решения.
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований не согласиться с решением суда по доводам апелляционной жалобы Совета города Белозерск Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит.
Вопреки мнению, приведённому в апелляционной жалобе, оспариваемое решение Совета города Белозерск обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт.
Другие доводы апелляционной жалобы Совета города Белозерск основаны на неверном толковании приведённых норм материального права, поэтому служить поводом для отмены обжалуемого решения суда не могут.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Вологодского областного суда от 2 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета города Белозерск - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2017 г. N 2-АПГ17-12
Текст определения официально опубликован не был