1. При осуществлении закупочной деятельности заказчики должны соблюдать норму о необходимости привлечения к исполнению государственных контрактов субъектов малого предпринимательства.
Счетной палатой Российской Федерации проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Заказчиком (далее - Заказчик).
Установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно Обращению, а также материалам настоящего дела об административном правонарушении, Заказчик в 2016 году не осуществил закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, установленном Законом о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не осуществившего закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, нарушают положения части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно части 11 статьи 7.30 КоАП, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Материалы переданы в ФАС России для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 16.08.2017 г. по делу N АК373-17)
2. В случае участия в закупке лекарственных средств двух компаний, предлагающих к поставке отечественные препараты, компаниям, предлагающим к поставке иностранные товары, должно быть отказано в допуске к участию в закупке.
Заказчиком проведен электронный аукцион на право заключения контракта на поставку противотуберкулезных лекарственных препаратов (Капреомицин) в рамках подпрограммы "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" областной государственной программы "Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы" (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 09.08.2016 N 016 участник закупки с порядковым номером заявки "1", с которым заключен государственный контракт, соответствует требованиям, предусмотренным документацией об Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N 1289 при осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является поставка противотуберкулезных лекарственных препаратов (Капреомицин).
Пунктом 13 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее требование к содержанию, составу второй части заявки на участие в Аукционе: "документы, подтверждающие соответствие участника аукциона в электронной форме и (или) предлагаемых им товара, условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или копии этих документов (сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными в указанных Правилах)".
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, первая часть заявки участника Аукциона с порядковым номером заявки "1", признанного победителем Аукциона, содержит предложение о поставке лекарственного препарата, имеющего международное непатентованное наименование - "Капреомицин" с торговыми наименованиями: "Капреостат", страной происхождения является Индия; "Капреомицин-Деко", страной происхождения является Россия.
В соответствии с регистрационным удостоверением N ЛП-002107 лекарственного препарата "Капреомицин-ДЕКО", предложенного участником с порядковым номером заявки "1", признанного победителем Аукциона, страной происхождения является Россия (ООО "К"), при этом в соответствии с регистрационным удостоверением N ЛП-0009 лекарственного препарата "Капреомицин", страной происхождения является Индия.
В соответствии с регистрационным удостоверением для медицинского применения N ЛП-000215 лекарственного препарата "Капреомицин", предложенного участником с порядковым номером заявки "3", страной происхождения является Россия (ОАО "С").
В соответствии с регистрационным удостоверением для медицинского применения N ЛП-000100 лекарственного препарата "Капреомицин", предложенного участником с порядковым номером заявки "4", страной происхождения является Россия (ОАО "К").
На основании изложенного, на участие в определении поставщика подано 2 заявки, которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки, документации об Аукционе, постановления Правительства N 1289. Заявка участника закупки с номером "1", содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, в том числе, происходящего из иностранного государства (Индия), не соответствует требованиям постановления Правительства N 1289, извещения о проведении закупки, пункта 13 информационной карты документации об Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о соответствии заявки участника закупки с номером "1", признанного победителем Аукциона, требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 7.30 КоАП, за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении члена комиссии Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.06.2017 г. по делу N ВП-472/16/АК329-17)
3. Порядок оценки заявок участников закупки должен позволять выявить лучшее предложение по критериям оценки.
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации российского участия в биеннале дизайна" (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Конкурсной документации надлежащим образом не установлен порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В приложении N 1 к Информационной карте Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки:
Оценка заявок осуществляется комиссией по следующим критериям:
1. Цена контракта - значимость критерия 60% (далее - Критерий N 1).
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики услуг - значимость критерия 25% (далее - Критерий N 2).
3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 15% (далее - Критерий N 3).
Для оценки заявок по показателю "Качество услуг" каждой заявке на участие в конкурсе выставляется значение до 100 баллов.
В целях оценки устанавливается следующая зависимость (шкала оценки) между представленными предложениями участника конкурса о наличии концепции участия Российской Федерации в Биеннале и количеством присваиваемых баллов:
Предложения участника конкурса по методологии оказания услуг |
Q |
Не представлены предложения по концепции участия Российской Федерации в Биеннале |
0 баллов |
Наличие предложений по концепции участия Российской Федерации в Биеннале |
50 баллов |
Наличие предложений по концепции участия Российской Федерации в Биеннале, предложений по фирменному стилю проекта Биеннале, предложений по проекту участия в деловой программе Биеннале, предложений по проекту плана рекламно-информационной кампании участия Российской Федерации в Биеннале |
100 баллов |
Вместе с тем, в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики услуг", поскольку не раскрыто содержание критерия: "предложений по концепции участия Российской Федерации в Биеннале, предложений по фирменному стилю проекта Биеннале, предложений по проекту участия в деловой программе Биеннале, предложений по проекту плана рекламно-информационной кампании участия Российской Федерации в Биеннале", позволяющее определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участникам закупки в своих заявках для оценки по указанному показателю.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение Конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 30.06.2017 г. по делу N Е-534/16/АК340-17)
4. В документации о проведении конкурса заказчик должен раскрыть содержание всех критериев оценки заявок.
Заказчиком проведены открытые конкурсы на оказание услуг по технической поддержке (сопровождение) Системы исполнения услуг и АИС ГРР (далее - Конкурсы).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки этих заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-бальная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В конкурсной документации установлены критерии "Цена контракта", "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно Конкурсной документации в рамках критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлен показатель "Предложение участника конкурса о качестве оказания услуг по составу услуг" (далее - Показатель N 1) в соответствии с которым:
"Предложения участника конкурса о качестве оказания услуг по составу услуг согласно части 2 конкурсной документации.
Участник открытого конкурса предоставляет Предложение в отношении объекта закупки (описание качественных характеристик объекта закупки) (по форме 5б - приложение N 1б раздел 3 конкурсной документации).
Степень полноты представленных сведений должна быть достаточной для принятия решения о соответствии Предложения в отношении объекта закупки требованиям заказчика.
Оценка производится в следующем порядке:
1. Предоставление предложения в отношении объекта закупки, соответствующего требованиям Технического задания, содержащее, в том числе сведения о том, как именно участник конкурса планирует выполнять требование (технологии оказания услуг, в какой последовательности, какие содержательные результаты будут получены), приложенное в виде комментариев к соответствующим разделам технического задания с детальным обоснованием предложений.
Балльная оценка - 85 баллов;
2. Предоставление предложения в отношении объекта закупки, соответствующего требованиям Технического задания.
Балльная оценка - 50 баллов;
3. Непредставление (частичное предоставление, представление информации с нарушением установленных требований) данных и информации (по форме 5б - приложение N 1б а раздел III конкурсной документации).
Балльная оценка - 0 баллов.
Предоставление дополнительных баллов:
4. Предоставление предложений по дополнительным результатам услуги (1 предложение - 2 балла, но не более 10 баллов в сумме).
Максимальная балльная оценка - 10 баллов;
5. Предоставление предложений по подготовке и передаче Заказчику дополнительных отчетных документов (в том числе технической и иной документации, презентационных материалов и т.п.), представляемых Исполнителем по контракту (1 предложение - 1 балл, но не более 5 баллов в сумме).
Максимальная балльная оценка - 5 баллов".
При этом Форма 5б Приложение N 16 "Предложение участника Конкурса в отношении объекта закупки (описание качественных характеристик объекта закупки)" Конкурсной документации содержит следующие положения:
"Непредставление (частичное предоставление, представление информации с нарушением требований Конкурсной документации) данных и информации по Форме 5б (Приложение N 1б к заявке) не является основанием для отклонения заявки. На основании данных, представленных в данном приложении, будет произведена оценка заявки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", предусмотренному п. 3 4.1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ".
На основании изложенного, установленный Заказчиком порядок оценки по Показателю N 1 критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" не соответствует части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, а именно: заявке, не содержащей предложение участника закупки о качестве услуг, не может быть присвоено 0 баллов, так как в соответствии с требованиями, установленными в Конкурсной документации, такая заявка не соответствует требованиям Конкурсной документации, и в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации. Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсных документациях надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 30.06.2017 г. по делу N АК366-17)
5. В случае использования в документации о закупке конкретных торговых наименований заказчик должен указать на возможность участника предложить эквивалентный товар.
Заказчиком проведен электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "18-ти этажное общежитие для студентов" (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 2.3.2 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2.3.1 документации об Аукционе, также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе.
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не содержит положений, позволяющих определить в отношении каких сведений о товаре участнику Аукционе необходимо предоставлять информацию в составе заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 5 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" части III технического задания документации об Аукционе предусмотрено конструктивное решение наружных стен выше отм. 0.00 - ненесущие с опиранием на междуэтажные перекрытия, кладка из пенобетонных блоков плотностью Д600 толщиной 300 мм с утеплением "ВЕНТИ-БАТТС ОПТИМА" толщиной 170 мм с устройством вентируемого фасада из фасадных металлических кассет по металлическим направляющим.
Вместе с тем, документация об Аукционе не содержит параметров эквивалентности.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Вместе с тем, 1.16 документации об Аукционе порядок представления документации, разъяснения положений документации и внесения в нее изменений без указания дат начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Кроме того, положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 24 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, согласно которым вторая часть заявки должна содержать в документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: копия свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, документация об Аукционе не содержит виды работ, на допуск к которым выдается свидетельство СРО, а именно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение Конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 29.06.2017 г. по делу N К-1187/16/АК356-17)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В ходе обобщения административной практики в сфере размещения заказов ФАС России пришла к следующим выводам.
Так, заказчики должны соблюдать норму о необходимости привлечения к исполнению госконтрактов субъектов малого предпринимательства.
В случае участия в закупке лекарственных средств двух компаний, предлагающих к поставке отечественные препараты, компаниям, предлагающим к поставке иностранные товары, должно быть отказано в допуске к участию в закупке.
Порядок оценки заявок участников закупки должен позволять выявить лучшее предложения по критериям оценки.
Кроме того, отмечено, что в документации о проведении конкурса заказчик должен раскрыть содержание всех критериев оценки заявок.
В случае использования в документации о закупке конкретных торговых наименований заказчик должен указать на возможность участника предложить эквивалентный товар.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.