1. При рассмотрении жалобы контролирующим органом заявитель должен представить доказательства обоснованности заявленных доводов.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку технических средств службы горючего (контейнерная автозаправочная станция (КАЗС) с дополнительным оборудованием).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе содержится указание на запатентованный товар, правообладателем которого является Заявитель.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Согласно Извещению, а также документации об Аукционе объектом закупки является поставка технических средств службы горючего (контейнерная автозаправочная станция (далее - КАЗС) с дополнительным оборудованием) для нужд Заказчика в 2017 году.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, а также представили сведения, о том, что технические характеристики запатентованного товара N 132399, правообладателем которого является Заявитель, не соответствуют требованиям Приложения N 2 "Наименование и описание объекта закупки" к документации об Аукционе, поскольку закупаемая КАЗС имеет существенные конструктивные отличия от КАЗС, используемых в гражданском секторе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств подтверждающих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
Заявитель, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался следующим.
Министерством обороны Российской Федерации (Далее - Заказчик) проведен электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку технических средств горючего (контейнерная автозаправочная станция (КАЗС) с дополнительным оборудованием) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2017 году (номер извещения 0173100004516002141).
В ФАС России поступила жалоба ЗАО "ТК 122 ЭМЗ" (вх. N 176344М6 от 29.11.2016 г.) на действия Заказчика, при проведении Заказчиком, ОАО "ЭТС", электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку технических средств горючего (контейнерная автозаправочная станция (КАЗС) с дополнительным оборудованием) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2017 году (номер извещения 0173100004516002141).
Поводом для обращения ЗАО "ТК 122 ЭМЗ" в антимонопольный орган послужили, нарушения действиями Заказчика его прав и законных интерес:
1. В Приложении N 2 "Наименование и описание объекта закупки" и документации об Аукционе содержится указание на запатентованный товар, правообладателем которого является Заявитель.
2. Заказчиком не разъяснены надлежащим образом положения документации об Аукционе.
На заседание комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок представители ЗАО "ТК 122 ЭМЗ" не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.
В результате рассмотрения данной жалобы ФАС России приняла решение от 06.12.2016 по делу N К-1933/16, согласно которому жалоба Заявителя признана не обоснованной.
Относительно довода Заявителя, что в Техническом задании документации об Аукционе содержится указание на запатентованные товары, правообладателем которого является Заявитель, суд отмечает следующее, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно Извещению, а также документации об Аукционе объектом закупки является поставка технических средств службы горючего (контейнерная автозаправочная станция (далее - КАЗС) с дополнительным оборудованием) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2017 году.
На заседании в ФАС России представители Заказчика пояснили, а также представили сведения, о том, что технические характеристики запатентованного товара N 132399, правообладателем которого является Заявитель, не соответствуют требованиям Приложения N 2 "Наименование и описание объекта закупки" к документации об Аукционе, поскольку закупаемая КАЗС имеет существенные конструктивные отличия от КАЗС, используемых в гражданском секторе.
Таким образом, довод Заявителя, что в Техническом задании документации об Аукционе содержится указание на запатентованные товар, правообладателем которого является Заявитель не находит своего подтверждения.
Суд также учитывает, что нарушением пп.1 п.1 ст. 33 Закона является такое описании объекта закупки, которое влечет за собой ограничение количества участников закупки. В данном случае предметом жалобы явилось совпадение описания предмета закупки и патента заявителя. Указанное обстоятельство не свидетельствует о нарушении прав заявителя, так как не может создавать ограничения для участия заявителя в торгах. Доказательства невозможности участия иных лиц в указанных торгах не представлены. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2017 г. по делу N А40-43161/2017-145-356)
2. Комиссия заказчика должна отказать в допуске к участию в закупке организации, чья заявка не соответствует требованиям документации о закупке.
Заказчик проводил закрытый аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке помещений для обеспечения деятельности мировых судей.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 84 Закона о контрактной системе закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в случае закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Закона о контрактной системе для участия в закрытом аукционе участник закрытого аукциона подает заявку на участие в закрытом аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией о закрытом аукционе.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 88 Закона о контрактной системе Заявка на участие в закрытом аукционе должна содержать документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в закрытом аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 89 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске к участию в закрытом аукционе участников закупки, подавших такие заявки, о признании их участниками закрытого аукциона или об отказе в допуске участников закупки к участию в закрытом аукционе, а также оформляет протокол рассмотрения таких заявок, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии, в день окончания рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе.
В соответствии с представленным Заказчиком протоколом рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе от 17.01.2017 N 01/3 А участнику закупки отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием заявки на участие в закрытом аукционе, требованиям документации о. закрытом аукционе, а именно: "Обеспечение заявки на участие в закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией".
В соответствии с платежным поручением от 09.01.2017 (далее - Платежные поручения), представленным Заявителем в составе заявки для участия в закрытом аукционе, денежные средства внесены в качестве: "обеспечения заявки по лоту N 5 (оказ. услуг по уборке помещ. для обеспеч. деят. мировых судей)".
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
В составе заявки представлен документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки - заверенный банком по операции от 09.01.2017, плательщиком по которой является О., в соответствии с которым денежные средства внесены в качестве обеспечения заявки по лоту N 5.
При этом, О. является Генеральным директором ООО "Р".
Учитывая, что в составе заявки представлен документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение, выразившееся в отказе в допуске к участию в закрытом аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 4 статьи 89 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
В составе заявок представлен документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки - заверенный банком чек по операции от 09.01.2017, плательщиком по которой является Ольга Андреевна Голосная, в соответствии с которым денежные средства внесены в качестве обеспечения заявки по лотам N 1, 2, 3, 4, 5.
При этом, Ольга Андреевна Голосная является Генеральным директором ООО "Реотан Сервис".
Учитывая, что в составе заявок представлен документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционах суд приходит к выводу о том, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение, выразившееся в отказе в допуске к участию в закрытых Аукционах N 1, 2, 3, 4, 5.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе ООО "Реотан Сервис" в допуске к участию в Аукционах N 1,2,3,4,5 нарушают часть 4 статьи 89 Закона о контрактной системе. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2017 г. по делу N А40-68196/2017-144-648)
3. В случае, если заявка участника закупки не соответствует инструкции по заполнению заявок и техническому заданию документации, комиссия заказчика должна отказать в допуске к участию в закупке такому участнику.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на закупку товаров для полигонного оборудования.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
- 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.02.2017 N 1708889 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявитель не представил в заявке информацию, соответствующую требованиям документации об Аукционе, а именно по характеристикам товара: "VSWR", "аккумулятор должен поддерживать не менее 2-х часов автономной работы".
Разделом 1.2. документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к описанию товара:
"Значения показателей не должны содержать следующих слов и знаков: "не более", "не менее", "более", "менее". Участником закупки в предложении указывается единственное конкретное значение.
Исключения:
1. Исключения составляют показатели, значения которых не могут изменяться и подлежат указанию участником закупки в своем предложении без изменений в соответствии с требованиями, установленными в Требованиях к товару.
Показателями, значения которых не могут изменяться, являются:
"рабочая температура", "относительная влажность воздуха при 25°С", "время имитации", "пауза между сериями", "аккумулятор ... поддерживать не менее 2-х часов автономной работы".
В своей заявке Заявитель предоставил, в том числе следующую информацию: "VSWR: не более 1.92", "Аккумулятор поддерживает 2 часа автономной работы".
На заседании Комиссии установлено, что Заявитель представил в составе заявки информацию, не соответствующую требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
Заявитель, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе N 1708889 от 20.02.2017 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявитель в составе заявки не представил информацию, соответствующую требованиям документации об Аукционе, а именно по характеристикам товара: "VSWR", "аккумулятор должен поддерживать не менее 2-х часов автономной работы".
Разделом 1.2. документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к описанию товара:
"Значения показателей не должны содержать следующих слов и знаков: "не более", "не менее", "более", "менее". Участником закупки в предложении указывается единственное конкретное значение.
Исключения составляют показатели, значения которых не могут изменяться и подлежат указанию участником закупки в своем предложении без изменений в соответствии с требованиями, установленными в Требованиях к товару.
Показателями, значения которых не могут изменяться, являются: "рабочая температура", "относительная влажность воздуха при 25°С", "время имитации", "пауза между сериями", "аккумулятор ... поддерживать неменее 2-х часов автономной работы".
Следовательно, стоит обратить внимание на то, что согласно положению раздела 1.2
документации об Аукционе Заказчиком установлены исключения для определенных показателей, которые в составе заявки участником изменятся не должны.
Таким образом, положением инструкции документации об Аукционе, содержащиеся в разделе Исключение, предполагают их неизменность при описании показателей товара в составе заявки.
Как следует из материалов настоящего дела, в составе своей заявки Заявитель предоставил, в том числе следующую информацию: "VSWR: не более 1.92", "Аккумулятор поддерживает 2 часа автономной работы".
Таким образом, Заявителем не учтено положение документации об Аукционе, содержащее информацию о неизменяемости конкретных показателей, которые участник закупки должен указать в своем предложении.
Таким образом, действия аукционной комиссии, выраженные в отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, правомерны, данный довод Заявителя судом отклоняется, как необоснованный.
Исходя из изложенного заявка ЗАО "58 Центральный завод полигонного и учебного оборудования" не соответствует требованиям Документации об аукционе.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что оспариваемые решение является законным, обоснованным, принятым в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и не нарушают прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания судом указанных ненормативных правовых актов недействительными. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2017 г. по делу N А40-71203/17-33-654)
4. Отсутствие описи одного из нескольких томов заявки является основанием для отказа в допуске организации к участию в закупке.
Заказчик проводил конкурс на выполнение работ по разработке информационно-аналитической системы комплексной автоматизации деятельности.
Для участия в закупке была подана одна заявка, в связи с чем Заявитель обратился за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 55 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия ФАС России рассмотрев обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное ФГУП "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Заявитель) в соответствии с пунктом 7 Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Порядок), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2015 N 189 установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Пунктом 3.3.4 раздела 1 части II Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса".
В. соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в Конкурсе от 17.04.2017 N ПРЕ1 заявка единственного участника АО "И" признана соответствующей требованиям Конкурсной документации, Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что заявка АО "И" состоит из трех томов. Вместе с тем, только первый том заявки АО "И" содержит опись документов, входящих в состав томов, в остальных томах заявки АО "И" опись отсутствует, что не соответствует требованиям пункта 3.3.4 раздела 1 части II Конкурсной документации, части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия конкурсной комиссии Заявителя, неправомерно признавшей заявку АО "И" соответствующей требованиям Конкурсной документации, не соответствуют части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России, приняла решение об отказе в согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Заявка АО "Инфотех Груп" состоит из трех томов, вместе с тем, только первый том заявки АО "Инфотех Груп" содержит опись документов, входящих в состав томов, в остальных томах заявки АО "Инфотех Груп" опись отсутствует, что не соответствует требованиям пункта 3.3.4 раздела 1 части II Конкурсной документации, части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 16.06.2017 N 24-05-08/37735: "Учитывая изложенное, в случае подачи заявки в письменной форме на участие в открытом конкурсе: а) в форме единого пакета документов такая заявка должна содержать опись (также вшитую в такую заявку) входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписана участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса; б) состоящей из нескольких томов (частей), такая заявка должна содержать опись (вшитую в каждый том (часть) заявки) входящих в состав каждого тома (части) документов, каждый том (часть) должен быть скреплен печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписан участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса".
Учитывая вышеизложенное, действия конкурсной комиссии Заявителя, неправомерно признавшей заявку АО "Инфотех Груп" соответствующей требованиям Конкурсной документации, не соответствуют части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 Порядка согласования в случае выявления при рассмотрении обращения нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок решение комиссии должно содержать выводы о необходимости передачи материалов обращения для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, Комиссия ФАС России фиксирует фактические нарушения и указывает на наличие признаков состава административного правонарушения в действиях Заказчика, то есть правовых оснований для нефиксации данных нарушений в действиях субъектов контроля у контрольного органа в сфере закупок не имеется."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2017 г. по делу N А40-91042/2017-2-698)
5. При закупке лекарственных препаратов комиссия заказчика должна отказать в допуске к участию в закупке организации, предложившей иностранный препарат, в случае если двумя другими участниками были предложены отечественные препараты.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата Теризидон, капсулы 250 мг в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 N 1512 "Об утверждении Положения об организации обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов В и С, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, Положения об организации обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения".
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии, Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно части 3 стать 69 Закона о контрактной системе Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленные в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Согласно части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона. В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.
Согласно части 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые часть заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 02.05.2017 N 01951 заявка участника закупки с порядковым номером "8" АО "Р" (Заявитель) и номером по ранжированию "1" признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе по следующему основанию: "Заявка участника Аукциона содержит предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (наименование страны происхождения товара - Индия) при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 02.05.2017 N 01951 заявки участников закупки с порядковыми номерами:
- N "11" АО "О" и номером по ранжированию "2",
- N "10" ООО "Ф" и номером по ранжированию "3",
- N "9" АО "Р" и номером по ранжированию "4",
- N "2" ООО "С" и номером по ранжированию "5",
- N "3" ООО "Ц" и номером по ранжированию "6",
- N "5" ООО "М" и номером по ранжированию "7",
- N "7" "Я" и номером по ранжированию "8",
- N "4" ЗАО "К" и номером по ранжированию "9",
- N "12" ООО "И" и номером по ранжированию "10",
- N "13" ООО "Э" и номером по ранжированию "11" признаны не соответствующими требованиям документации об Аукционе по аналогичному основанию.
Также, согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 02.05.2017 N 01951 заявка участника закупки с порядковым номером "6" ООО "К" и номером по ранжированию "12" и заявка участника закупки с порядковым номером "14" ООО "П" и номером по ранжированию "13" признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1289) при осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского, при условии, что на участии в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В пункте 1.6.3.1 документации об Аукционе установлено: "Заказчиком при проведении Аукциона устанавливаются ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На заседании Комиссии установлено, что в заявке Заявителя и в заявках участников закупки с порядковыми номерами "11" АО "О", "10" ООО "Ф", "9" АО "Р", "2" ООО "С", "3" ООО "Ц", "5" ООО "М", "7" "Я", "4" ЗАО "К", "12" ООО "И", "13" ООО "Э", представленными представителями Заказчика, предложен препарат, страной происхождения которого является Индия.
Также, в заявке участников закупки с порядковым номером "6" ООО "К" и в заявке участника закупки с порядковым номером "14" ООО "П" предложен препарат "Л" и "Р", страной происхождения которого в соответствии с составе заявки участника регистрационным удостоверением является Россия. На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что после проведения электронного аукциона, Оператор электронной площадки направил Заказчику вторые части всех заявок (13 заявок), в связи с чем. Аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе исполнила требование пункта 1 Постановления Правительства N 1289.
На заседании Комиссии, представитель Оператора электронной площадки пояснил, что согласно пункту 13.5 регламента организации и проведения электронных аукционов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Регламент) заказчик, организатор закупки рассматривает вторые части заявок, а также сведения из реестра аккредитованных участников закупки актуальные на время и день окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, до принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в электронном аукционе требованиям, предусмотренным документацией об электронном аукционе. В случае, если в электронном аукционе принимали участие менее десяти участников аукциона и менее пяти заявок на участие в электронном аукционе соответствуют указанным требованиям, заказчик, организатор закупки рассматривает вторые части заявок, а также сведения из реестра аккредитованных участников закупки, актуальные на время и день окончания подачи заявок, на участие в электронном аукционе, которые были поданы всеми участниками аукциона, принявшими участие в электронном аукционе. Рассмотрение указанных заявок на участие в электронном аукционе начинается с заявки на участие в электронном аукционе, поданной участником аукциона, предложившим наиболее низкую цену контракта (в случае, если проводится аукцион на повышение - наиболее высокую цену контракта), и осуществляется с учетом ранжирования заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 13.8 Регламента в случае, если не выявлены 5 (пять) заявок на участие в электронном аукционе, соответствующих требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, из 10 (десяти) заявок на участие в электронном аукционе, направленных ранее заказчику, организатору закупки по результатам ранжирования, в течение 1 (одного) часа с момента поступления соответствующего уведомления от заказчика, организатора закупки, оператор электронной площадки направляет заказчику, организатору закупки все вторые части заявок на участие в электронном аукционе участников аукциона для выявления пяти заявок на участие в электронном аукционе, соответствующих требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Также представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил графические изображения информации, отражаемой на сайте Оператора электронной площадки, согласно которым Оператор электронной площадки направил Заказчику вторые части заявок на участие в Аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, а именно заявку Заявителя и заявки с порядковыми номерами "11" АО "О", "10" ООО "Ф", "9" АО "Р", "2" ООО "С", "3" ООО "Ц", "5" ООО "М", "7" "Я", "4" ЗАО "К", "12" ООО "И".
Кроме того, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил графические изображения информации отражаемой на сайте Оператора электронной площадки, согласно которым Заказчик осуществил запрос вторых частей заявок, всех участников закупки, принимавших участие в электронном аукционе.
Вместе с тем, представителями Заказчика не представлено доказательств того, что Оператор электронной площадки после проведения электронного аукциона единовременно направил Заказчику вторые части всех заявок (13 заявок).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что согласно представленным доказательствам на заседании Комиссии, Оператор электронной площадки направил Заказчику заявки, которые получили первые десять порядковых номеров, при этом в данных заявках предложен препарат страной происхождения, которого является Индия.
Таким образом, поскольку в первых десяти заявках, которые Оператор электронной площадки направил Заказчику по окончанию электронного аукциона предложен препарат страной происхождения которого является исключительно Индия, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно исполнено требование пункта 1 Постановления Правительства N 1289 и неправомерно принято решение об отказе Заявителю и участникам Аукциона с порядковыми номерами "11", "10", "9", "2", "3", "5", "7", "4", "12", "13" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Один из участников закупки, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, признал решение ФАС России законным и обоснованным.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2017 г. по делу N А40-96391/2017-84-866)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд.
В частности, указано, что при рассмотрении жалобы контролирующим органом заявитель должен представить доказательства обоснованности заявленных доводов.
Комиссия заказчика должна отказать в допуске к участию в торгах организации, чья заявка не соответствует требованиям документации о закупке. Поводом для такого отказа является и несоответствие заявки инструкции по заполнению заявок и техническому заданию документации. Откажут и в случае отсутствия описи одного из нескольких томов заявки.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.