Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2017 г. N 2-АПГ17-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе администрации Маркушевского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 3 мая 2017 года, которым удовлетворён административный иск Сковородиной Н.А. об оспаривании решения Совета Маркушевского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области от 1 декабря 2016 года N 147 "О приостановлении выплаты доплаты к пенсии лицу, замещавшему должность главы Маркушевского сельского поселения".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Совета Маркушевского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области от 30 апреля 2008 года N 168 утверждено Положение о порядке обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицу, замещавшему должность главы Маркушевского сельского поселения.
1 декабря 2016 года Советом Маркушевского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области принято решение N 147 "О приостановлении выплаты доплаты к пенсии лицу, замещавшему должность главы Маркушевского сельского поселения", которым на срок с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года действие названного выше постановления, а также выплата доплаты к пенсии лицу, ранее замещавшему должность главы Маркушевского сельского поселения, приостановлены с указанием следующего основания: в связи с ограниченностью местного бюджета.
Сковородина Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании решения Совета Маркушевского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области "О приостановлении выплаты доплаты к пенсии лицу, замещавшему должность главы Маркушевского сельского поселения" недействующим со дня принятия данного решения.
В обоснование своего требования административный истец ссылалась на то, что распоряжением администрации Маркушевского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области от 20 июня 2011 года N 15"А" на основании Закона Вологодской области от 26 декабря 2007 года N 1728-ОЗ "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" и постановления Совета Маркушевского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области "О порядке обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицу, замещавшему должность главы Маркушевского сельского поселения" Сковородиной Н.А., замещавшей должность главы администрации Маркушевского сельсовета (с 20 июня 1994 года по 30 декабря 2005 года) и главы Маркушевского сельского поселения (с 1 января 2006 года по 16 октября 2009 года), с 20 июня 2011 года установлена доплата к пенсии в следующем размере: за июль 2011 года - 4 018,65 рублей, а с июля 2011 года - 10 959,96 рублей, которая выплачивалась по 31 декабря 2015 года. С 1 января 2016 года действие названного выше постановления, а также выплата доплаты к пенсии лицу, ранее замещавшему должность главы Маркушевского сельского поселения, приостанавливались с указанием следующего основания: в связи с ограниченностью местного бюджета.
По мнению административного истца, отсутствие денежных средств не является законным и достаточным основанием для приостановления выплаты ей доплаты к пенсии как лицу, замещавшему должность главы Маркушевского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области.
Решением Вологодского областного суда от 2 мая 2017 года административный иск Сковородиной Н.А. удовлетворён: решение Совета Маркушевского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области от 1 декабря 2016 года N 147 "О приостановлении выплаты доплаты к пенсии лицу, замещавшему должность главы Маркушевского сельского поселения" признано недействующим со дня принятия данного решения.
В апелляционной жалобе администрация Маркушевского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Сковородиной Н.А. и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, а также письменное заключение прокурора Генеральной прокуратуры Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что, установив муниципальным правовым актом социальную гарантию в виде доплаты к пенсии лицу, замещавшему муниципальную должность, орган местного самоуправления произвольно отменить либо временно приостановить её предоставление не может.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в силу части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 26 Устава Совета Маркушевского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области в соответствии с Законом Вологодской области "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" для главы данного поселения установлена доплата к пенсии.
Приведённая норма, как и статья 5 указанного закона Вологодской области, устанавливающая случаи приостановления выплаты доплаты к пенсии, реализацию права на дополнительное пенсионное обеспечение в зависимость от ограниченности средств местного бюджета и отсутствия источников дохода местного бюджета не ставят, а также наличие дефицита местного бюджета в качестве основания приостановления осуществления названной доплаты не предусматривают.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в решениях и применимой к правоотношениям, участником которых выступает представительный орган местного самоуправления при формировании и исполнении бюджета муниципального образования, исходя из того, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объём социальных гарантий не должен уменьшаться (постановления от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 июля 2005 года N 246-О и N 303-О).
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно констатировал, что ограниченность бюджета Маркушевского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области и отсутствие доходных источников бюджета этого поселения не может являться основанием для некомпенсируемого в иной форме приостановления действия муниципального правового акта, которым определены порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы поселения, являющейся установленной в соответствии с федеральным и региональным законодательством социальной гарантией.
Самостоятельность местного самоуправления и местного бюджета не является абсолютной, поскольку органы местного самоуправления обязаны принимать муниципальные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Установив противоречие оспариваемого решения имеющему большую силу законодательству, суд первой инстанции закономерно признал его недействующим.
Доводы апелляционной жалобы администрации Маркушевского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают и отмену обжалуемого решения суда не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Вологодского областного суда от 3 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Маркушевского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2017 г. N 2-АПГ17-11
Текст определения официально опубликован не был