Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел проект федерального закона N 616373-5 "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Чилингаровым, В.Н. Пивненко, Ф.С. Тумусовым, Р.В. Кармазиной, О.Ю. Баталиной, членом Совета Федерации Ю.С. Бирюковым, а также В.А. Пехтиным, В.И. Усольцевым, Р.Э. Гольдштейном, П.В. Романовым, И.К. Чернышенко, Э.Я. Янаковым, Ю.А. Песковской, В.А. Язевым, Е.А. Самойловым в период исполнения полномочий депутатов Государственной Думы, А.Б. Пантелеевым в период исполнения полномочий члена Совета Федерации.
Представленный к рассмотрению законопроект был внесен в Государственную Думу 19 октября 2011 года. Целью данного законопроекта является урегулирование и упрощение условий получения компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно для неработающих пенсионеров, являющихся получателями страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности (трудовых пенсий по старости и по инвалидности - в редакции Закона Российской Федерации от 24.07.2009 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях") и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "в редакции Закона Российской Федерации от 24.07.2009 года N 4520-1" следует читать "Закон Российской Федерации от 19.02.1993 года N 4520-1 в редакции от 24.07.2009 года"
Предлагаемые изменения статьи 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" заключаются в следующем:
- закрепление права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту назначения и обратно, независимо от целей выезда (для лечения, организованного отдыха, посещения родственников и т.д.);
- выплата компенсации в случае проезда к месту назначения и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси);
- оплата стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов;
- целевой характер выплаты;
- оплата указанных расходов в виде авансирования денежных средств: не позднее, чем за три рабочих дня до отъезда, исходя из примерной стоимости проезда.
Подобные изменения были актуальны и необходимы в 2011 году, когда законопроект разрабатывался и вносился на рассмотрение Государственной Думой. В настоящее время произошли изменения законодательных и нормативных актов в сфере компенсаций и социальных гарантий при оплате проезда неработающих пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до места отдыха и обратно.
Федеральным законом от 21.07.2014 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19.02.1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", изменившие наименование и текст статьи 34 указанного закона. С 1 января 2015 года слова "трудовых пенсий" в наименовании заменены словами "страховых пенсий", а в тексте слова "трудовых пенсий по старости и по инвалидности" заменены словами "страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности".
Также были внесены ряд изменений в Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 года N 176 (Постановления Правительства РФ от 26.10.2011 N 863, от 25.03.2013 N 257, от 11.12.2014 N 1349, от 04.08.2015 N 790, от 07.03.2016 N 171, от 08.12.2016 N 1321). В ноябре 2011 года Пенсионный фонд России проинформировал "Об упрощении правила компенсации стоимости проезда до места отдыха для пенсионеров-северян".
В соответствии с указанными Правилами неработающий пенсионер может обратиться за компенсацией стоимости проезда в Пенсионный фонд России один раз в два года. При этом компенсация предоставляется в двух видах:
- в виде специальных талонов, которые можно заранее получить и использовать для приобретения билетов. При этом пенсионер должен документально подтвердить свое предстоящее пребывание в месте отдыха. Так как перечень документов, которые пенсионер может предъявить при обращении за компенсацией, расширен, то основанием могут служить не только документы (путевка, курсовка), выданные в месте организованного отдыха, но и любой документ, содержащий сведения о неорганизованном отдыхе, например, гарантийное письмо, приглашение или вызов физического лица.
- в виде возмещения денег за самостоятельно купленные билеты. При этом пенсионеру нет необходимости предъявлять документ, который бы подтверждал период его пребывания в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где были предоставлены услуги по организации отдыха. Пенсионеру достаточно подать заявление с указанием места отдыха и приложить к нему проездные документы. Такой порядок значительно упрощает получение компенсации при организации самостоятельного неорганизованного отдыха.
В связи с упрощением порядка возмещения расходов на проезд пенсионеров-северян возросло количество обратившихся за компенсацией. Например, в Республике Тыва в 2005 году только 7 пенсионеров получили компенсацию за проезд к месту отдыха, а в 2016 году - 1209 пенсионеров, при этом было выплачено 17,6 млн. рублей; в Иркутской области в 2005 году - 88 пенсионеров, в 2016 году - 13668 пенсионеров (179,8 млн. рублей); в Приморском крае в 2010 году - 650 пенсионеров (8,5 млн. рублей), в 2016 году - 1685 пенсионеров (более 24 млн. рублей); в Республике Карелии в 2011 году - 5955 пенсионеров (22 млн. рублей), в 2016 году - 11462 пенсионера (71 млн. рублей). Всего по Российской Федерации правом на компенсацию в 2016 году воспользовались 228764 пенсионера, что на 20% больше, чем в 2013 году (192135 пенсионеров). В то же время сократилось количество исковых требований, предъявляемых пенсионерами при получении ответов из Пенсионного фонда России с отказом в возмещении расходов на проезд к месту отдыха и обратно по причине отсутствия подтверждающих документов об организованном отдыхе. Изменения, вносимые рассматриваемым законопроектом, были направлены в том числе и на решение проблемы, связанной с загруженностью судебных органов и неоправданными судебными расходами Пенсионного фонда России при выплате компенсаций по решению судов.
Вместе с тем остается неопределенность правового регулирования вопросов компенсации расходов, связанных с выездом на отдых пенсионеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Количество решений территориальных органов Пенсионного фонда России об отказе в предоставлении компенсации увеличилось с 20981 в 2013 году до 22228 в 2016 году. Основные неурегулированные вопросы, возникающие при предоставлении компенсации:
- порядок оплаты стоимости проезда в случае нахождения места отдыха на территории иностранного государства, особенно в тех случаях, когда проезд осуществлялся воздушным транспортом без посадки в ближайшем к Государственной границе Российской Федерации аэропорту;
- ограничение по времени (двухгодичный период подачи заявления), то есть возникновение права пенсионера на бесплатный проезд определяется исходя из времени последнего обращения в пенсионный орган с заявлением о компенсации, при этом ни период, ни продолжительность отдыха не учитываются;
- критерии расчета фактических затрат на оплату проезда при использовании такого понятия как "минимальный тариф";
- возможность использования личного транспорта при поездке на отдых.
Необходимость выработать единый подход в вопросах реализации государственных гарантий и компенсаций назрела давно. Без соответствующих изменений в законодательных и нормативных актах невозможно защитить социальные права и законные интересы граждан, что подрывает доверие к закону и действиям государства.
Верно и то, что планирование расходов из федерального бюджета на возмещение затрат по оплате стоимости проезда пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно необходимо соотносить с Бюджетным кодексом РФ, Бюджетным посланием Президента РФ, с показателями прогноза социально-экономического развития России. Расходы федерального бюджета в 2013 году составили 2259,4 млн. рублей, в 2014 году - 3215,1 млн. рублей, в 2015 году - 3343,6 млн. рублей, в 2016 году - 3271,8 млн. рублей, в 2017 году запланировано 3164,5 млн. рублей.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении обращает внимание, что рассматриваемый законопроект не учитывает изменений, внесенных в статью 34 Федеральным законом от 21.07.2014 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии". Также отмечается, что средства на реализацию положений проекта не предусмотрены Федеральным законом от 19.12.2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
На законопроект получено заключение Правительства Российской Федерации, в котором рассматриваемая законодательная инициатива не поддерживается в связи с тем, что реализация законопроекта потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета, которые не были предусмотрены. Кроме того, законопроектом не определяются источники и порядок финансового обеспечения расходных обязательств по его реализации в соответствии с требованиями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока не считает возможным поддержать в предложенной редакции проект федерального закона N 616373-5 "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.