Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 2101-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Александровского Сергея Владимировича, Атаяна Карлена Христофоровича и других на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию граждан С.В. Александровского, К.Х. Атаяна и других вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане С.В. Александровский, К.Х. Атаян, Г.А. Божко, В.И. Борисов, С.Б. Булащенко, К.П. Быков, Е.Ф. Вихлянцев, П.В. Ганжа, А.А. Гадуш, О.В. Горбунов, А.В. Горохов, В.В. Горохов, А.П. Дементьев, С.В. Дементьев, Ф.П. Животов, И.В. Жмуренко, В.И. Золотарев, А.А. Ишутин, А.В. Кириллов, Р.А. Кириченко, С.А. Кирпичев, А.Н. Князьков, М.Ф. Коваленко, С.Д. Лебедев, А.В. Лепехин, В.Н. Максимов, А.В. Матвеев, В.Д. Миндигалиев, А.Е. Наранов, П.И. Нежинский, С.М. Плотников, С.В. Поляков, С.П. Пронин, Н.А. Разгильдеев, В.М. Рябов, А.Т. Скорченко, П.А. Тарасов, С.А. Теренов, Н.А. Терехов, Л.Ф. Терехова, Е.Г. Титоренко и С.Г. Шапкин оспаривают конституционность пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", которым (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 455-ФЗ) до 1 января 2018 года приостановлено действие части третьей статьи 5 и части четвертой статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как следует из представленных материалов, суды общей юрисдикции отказали заявителям в удовлетворении требований об индексации ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициентов реальной, а не прогнозируемой инфляции за 2014-2016 годы и взыскании образовавшейся задолженности за период с 1 января 2014 года по 31 января 2016 года, поскольку индексация установленных им выплат за указанный период осуществлялась на основании части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации.
По мнению заявителей, оспариваемая норма не соответствует статьям 39 (части 1 и 2), 42, 53 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку предусматривает приостановление индексации названных выплат исходя из уровня инфляции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Реализуя дискреционные полномочия и учитывая объем финансовых средств, предусмотренный Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на цели социальной защиты граждан, пострадавших от воздействия радиации в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, законодатель принял выраженное в оспариваемой норме решение о приостановлении до 1 января 2016 года (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 года N 371-ФЗ - до 1 января 2017 года, а в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 455-ФЗ - до 1 января 2018 года) действия части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой размеры выплат гражданам, установленные данным Законом (включая ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью), ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом приостановление действия данной нормы не означало прекращение в течение указанного хронологического периода индексации ежемесячных компенсаций в возмещение вреда здоровью, выплачиваемых заявителям. Данная выплата была проиндексирована в 2015 году с применением коэффициента 1,055 согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". С 1 февраля 2016 года была осуществлена индексация на разницу между названным коэффициентом и фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 года N 42 в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ. С 1 февраля 2017 года индексация указанной выплаты была произведена исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2016 год согласно статье 4.2 Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года N 88.
При таких обстоятельствах оспариваемое положение (как само по себе, так и в системе действующего правового регулирования) не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Александровского Сергея Владимировича, Атаяна Карлена Христофоровича и других, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 2101-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Александровского Сергея Владимировича, Атаяна Карлена Христофоровича и других на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе ...
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)