Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Алексеева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, было отказано в удовлетворении исковых требований гражданина А.В. Алексеева к региональному управлению жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с признанием права на обеспечение жилым помещением путем получения социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом и предоставляемой гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков.
Как указали суды, А.В. Алексеев не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку данная гарантия предоставляется лицам, утратившим правовую связь с Вооруженными Силами Российской Федерации и подлежащим переселению из закрытых военных городков. Истец не является членом семьи военнослужащего, не состоял и не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Также суды отметили, что факт прекращения А.В. Алексеевым трудовых отношений (работал учителем в средней общеобразовательной школе) не влечет за собой реализацию процедуры по его переселению, требований о выселении из занимаемого служебного помещения к нему предъявлено не было, а специфика правового режима данного закрытого военного городка не препятствует проживанию на его территории граждан, прекративших трудовые отношения с предприятиями и организациями, расположенными в этом городке.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.В. Алексеев оспаривает конституционность подпункта "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 с последующими изменениями и дополнениями), устанавливающего, что правом на получение в рамках подпрограммы социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, обладают граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 19 (часть 1), 27 (часть 1), 40 (часть 1) и 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, - она наделяет граждан, проживающих в служебном жилом помещении, расположенном в закрытом военном городке, и утративших связь с Министерством обороны Российской Федерации, правом на отселение и получение государственного жилищного сертификата только при условии предъявления к ним требования о выселении.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемое положение направлено на реализацию социальных гарантий военнослужащих в жилищной сфере с учетом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определенными ограничениями для проживания граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 1137-О, от 27 июня 2017 года N 1297-О и др.). Соответственно, эта норма сама по себе не нарушает конституционные права заявителя, который, как указали суды, не подлежит переселению из закрытого военного городка.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексеева Аркадия Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 1922-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексеева Аркадия Викторовича на нарушение его конституционных прав подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)