1. Заказчик не вправе требовать от участника закупки расчет цены контракта в составе подаваемой заявки.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на закупку услуг по сопровождению и развитию комплекса программных средств для ведения бюджетного учета и составления отчетности в 2017 году.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 23.01.2017 N ПР01 заявка Заявителя признана несоответствующей положениям Конкурсной документации, поскольку цена контракта по этапу 3.1., указанная в заявке Заявителя превышает начальную (максимальную) цену контракта по этапу 3.1., указанную в извещении о проведении Конкурса и Конкурсной документации.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
В соответствии с пунктом 3.1 Конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта установлена в следующем размере:
"16 500 ООО (шестнадцать миллионов пятьсот тысяч) рублей 00 копеек (указанная цена включает стоимость всего количества оказываемых Услуг, в том числе НДС 18%, а также иные налоги сборы и расходы на оказание Услуг), в том числе:
по Этапу 1 - 427 333,33 рублей; по Этапу 2 - 7 728 333,33 рублей; по Этапу 3 - 8 344 333,34 рублей: в том числе по этапу 3.1 - 2 818 333,34 рублей; по этапам 3.2-3.4 - 1 842 ООО рублей за каждый этап". В заявке Заявителя, представленной на заседании Комиссии представителем Заказчика, указана цена контракта в следующем размере: "по Этапу 1 - 282 299,00 рублей; по Этапу 2 ~ 5 002 550,00 рублей; по Этапу 3 - 5 615 151,00 рублей: в том числе по этапу 3.1 - 4 337 901,00 рублей; по этапам 3.2 - 3.4 - 425 750,00 рублей за каждый этап, итого: 10 900 000,00 рублей".
В разделе "форма в отношении объекта закупки" Конкурсной документации указано:
"Цена государственного контракта составит:
(указанная цена включает стоимость всего количества оказываемых Услуг, в том числе НДС 18%, а также иные налоги, сборы и расходы на оказание Услуг) в том числе:
по Этапу 1 - рублей;
по Этапу 2 - рублей;
по Этапу 3 - рублей:
в т.ч. по этапу 3.1 - рублей;
по этапам 3.2 - 3.4 - рублей за каждый этап.".
При этом положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено требование к участнику закупки в части предоставления в составе заявки расчета (детализации) цены контракта в отношении отдельных этапов оказания услуг.
Вместе с тем, форма для заполнения участниками заявок, установленная в Конкурсной документации, содержит излишние требования к составу заявки участников закупки в части расчета (детализации) цены контракта в отношении отдельных этапов оказания услуг.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации по причине несоответствия неправомерно установленному требованию к содержанию заявки, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "С учетом заявленных требований и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд считает необходимым указать следующее.
Довод заявителя об отсутствии в действиях Заказчика нарушения пункта 4 части 1 статьи 50, части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе судом отклоняется как необоснованный в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 23.01.2017 N ПРО 1 заявка ООО "КВАРТА ВК" признана несоответствующей положениям Конкурсной документации, поскольку цена контракта по этапу 3.1., указанная в заявке ООО "КВАРТА ВК" превышает начальную (максимальную) цену контракта по этапу 3.1., указанную в извещении о проведении Конкурса и Конкурсной документации.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
В соответствии с пунктом 3.1 Конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта установлена в следующем размере: "16 500 000 (шестнадцать миллионов пятьсот тысяч) рублей 00 копеек (указанная цена включает стоимость всего количества оказываемых Услуг, в том числе НДС 18%, а также иные налоги сборы и расходы на оказание Услуг), в том числе: по Этапу 1 - 427 333, 33 рублей; по Этапу 2 - 7 728 333,33 рублей; по Этапу 3-8344 333,34 рублей: в том числе по этапу 3.1 - 2 818 333, 34 рублей; по этапам 3.2-3.4 - 1 842 000 рублей за каждый этап". В заявке ООО "КВАРТА ВК", представленной на заседании Комиссии представителем Заказчика, указана цена контракта в следующем размере: "по Этапу 1 - 282 299, 00 рублей; по Этапу 2 ~ 5 002 550, 00 рублей; по Этапу 3 -5 615 151, 00 рублей: в том числе по этапу 3.1 - 4 337 901, 00 рублей; по этапам 3.2-3.4 - 425 750, 00 рублей за каждый этап, итого: 10 900 000, 00 рублей".
В разделе "форма в отношении объекта закупки" Конкурсной документации указано: "Цена государственного контракта составит:_____(указанная цена включает стоимость всего количества оказываемых Услуг, в том числе НДС 18%, а также иные налоги, сборы и расходы на оказание Услуг) в том числе:
по Этапу 1 - ___ рублей; по Этапу 2 -___ рублей;
по Этапу 3 -___ рублей:
в т.ч. по этапу 3.1 -___ рублей;
по этапам 3.2-3.4 -___ рублей за каждый этап.".
При этом положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено требование к участнику закупки в части предоставления в составе заявки расчета (детализации) цены контракта в отношении отдельных этапов оказания услуг.
Вместе с тем, форма для заполнения участниками заявок, установленная в Конкурсной документации, содержит излишние требования к составу заявки участников закупки в части расчета (детализации) цены контракта в отношении отдельных этапов оказания услуг.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации по причине несоответствия неправомерно установленному требованию к содержанию заявки, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе"
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2017 г. по делу N А40-82233/17-144-793)
2. Порядок оценки заявок, установленный заказчиком в документации о закупке, должен позволять отобрать победителя закупки, предложившего лучшие условия исполнения контракта.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению строительного контроля по объекту.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии "Цена Государственного контракта (цена единицы работ)", "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1), "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2), с соответствующими значениями значимости 60%, 10%, 30%, а также коэффициентами значимостей 0,6; 0,1; 0,3.
В разделе 10 Конкурсной документации предусмотрен Критерий N 1, который содержит показатель: "Соответствие описания оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве услуг" (далее - Показатель N 1), в рамках которого установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе в форме таблицы, содержащая две графы: графа 5 "Документы, подтверждающие квалификацию участника", графа 6 "Формула расчета количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения".
Согласно положениями Конкурсной документации в графе 5 "Документы, подтверждающие квалификацию участника" таблицы указано следующее.
"Развернутое описание предложения о качестве оказываемых услуг в соответствии с описанием объекта закупки, в том числе: описание последовательности и порядка оказания услуг, с детализацией организационно-технических предложений, в том числе описание контролируемых параметров, объемов, систем и методов контроля качества (входной, операционный, приемочный, геодезический и лабораторный) каждого вида строительно-монтажных работ, приведенных в Ведомости объемов работ (Приложение N 2 к Техническому заданию); описания порядка проведения лабораторных испытаний каждого вида строительно-монтажных работ, приведенных в Ведомости объемов (Приложение к Техническому заданию), использование научных подходов, полнота учета технических требований, в соответствии с описанием объекта закупки, применяемые методы и способы оказания услуг, описание применяемой в организации системы контроля качества".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что при оценке заявок Единой комиссии следует руководствоваться положениями графы 6 "Формула расчета количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения" таблицы, в которой установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
"Описание предложения о качестве оказываемых услуг не представлено или описание предложения о качестве оказываемых услуг представлено без учета и (или) не соответствует описанию объекта закупки; либо представлено только скопированное техническое задание - 0 баллов.
Описание предложения о качестве оказываемых услуг представлено в соответствии с описанием объекта закупки, однако технические требования и технология оказания услуг не учтены или организационно-технические предложения и методология оказания услуг не представлены или предоставлены не по каждому виду строительно-монтажных работ, приведенных в Ведомости объемов работ (Приложение N 2 к Техническому заданию); либо описание последовательности и порядка оказания услуг, представлены не по каждому виду строительно-монтажных работ, приведенных в Ведомости объемов работ (Приложение N 2 к Техническому заданию); или не предоставлено детальное описание системы контроля качества, применяемой в организации; или не описан порядок проведения лабораторных испытаний - 10 баллов.
Описание предложения о качестве оказываемых услуг представлено в соответствии с описанием объекта закупки. По каждому виду строительно-монтажных работ, приведенных в Ведомости объемов работ (Приложение N 2 к Техническому заданию) представлено подробное описание и порядок оказания услуг. Участником полностью учтены требования и технология оказания услуг, приведенных в Ведомости объемов работ (Приложение N 2 к Техническому заданию); проработаны организационно-технические предложения и методология оказания услуг. Представлено детальное описание системы контроля качества, применяемой в организации. Описан порядок проведения лабораторных испытаний - 100 баллов".
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по Показателю N 1, не содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному показателю, в частности, не представляется возможным однозначным образом определить какие именно сведения подлежат оценке Единой комиссией для присвоения максимального количества 100 баллов: "участником полностью учтены требования и технология оказания услуг, приведенных", "представлено подробное описание и порядок оказания услуг", "проработаны организационно-технические предложения и методология оказания услуг", "детальное описание системы контроля качества, применяемой в организации" и др. Также, инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе не позволяет надлежащим образом определить какими положениями таблицы по Критерию N 1 следует руководствоваться при заполнении заявок на участие в Конкурсе.
Кроме того, Конкурсная документация содержит, в том числе следующие разделы:
Раздел 1 "Информационная карта";
Раздел 10 "Порядок и критерии оценки заявок участников закупки, показатели таких критериев и величины их значимостей";
Раздел 11 "Требования к содержанию, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе";
Раздел 12 "Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе".
Согласно Разделу 12 указано, что в предложении участника в отношении объекта закупки (таблица 1 Раздела 11 "Требования к содержанию, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе") указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, если такие требования предъявляются в Разделе 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации (техническое задание). Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки должно соответствовать установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, техническое задание Конкурсной документации содержит, в том числе приложение N 2 "Ведомости объемов работ", в отношении которого участнику закупки в своей заявке на участие в Конкурсе требуется описать объект закупки.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что положениями Конкурсной документации не определен порядок указания сведений, представляемых в качестве предложения в отношении объекта закупки, а также при указании в заявке сведений, представляемых для целей оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", поскольку Единая комиссия присваивает 100 баллов заявкам участников Конкурса в случае предоставления всей информации, указание которых предусмотрено Конкурсной документацией. Согласно требованиям Закона о контрактной системе, заявка не соответствующая требованиям документации о закупке подлежит отклонению и не подлежит оценке конкурсной комиссией.
Также, Комиссией установлено, что Конкурсная документация содержит противоречивые сведения в отношении предмета оценки по Критерию N 2, выразившиеся в следующем.
В разделе 11 установлено порядок оценки заявок по Критерию N 2, в рамках которого оценивается "Количество исполненных муниципальных и (или) государственных контрактов, на осуществление строительного контроля за выполнением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, на сумму не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса за период с 2015 по 2016 гг"
Вместе с тем, в разделе 10 указано, что по Критерию N 2 оценке подлежит "Количество исполненных муниципальных и (или) государственных контрактов, на осуществление строительного контроля за выполнением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту берегоукрепительных (берегозащитных) сооружений рек или выполнением руслорегулирующих (руслоочистительных) работ на реках, на сумму не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса за период с 2015 по 2016 гг.".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе по Критерию N 2 не позволяет определить какие именно сведения подлежат представлению (заполнению) участником закупки в составе своей заявки и подлежат оценке Единой комиссией: сведения указанные в разделе 11 или разделе 10 Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом порядок оценки заявки на участие в Конкурсе, инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают требования пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.05.2017 N ПРО (далее - Протокол рассмотрения заявок) участникам закупки, занявшим первое и второе места соответственно: ООО "Ц" (74,56 баллов), ООО "П" (73 балла) по Критерию N 1 присвоено 30 баллов и 3 балла соответственно.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что отсутствие надлежащего порядка оценки заявок, в том числе по Критерию N 1, повлекло неправомерное присвоение соответствующего количества баллов участникам закупки.
Таким образом, действия Единой комиссии нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В Конкурсной документации установлены критерии "Цена Государственного контракта (цена единицы работ)", "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1), "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2), с соответствующими значениями значимости 60%, 10%, 30%, а также коэффициентами значимостей 0,6; 0,1; 0,3.
В разделе 10 Конкурсной документации предусмотрен Критерий N 1, который содержит показатель: "Соответствие описания оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве услуг" (далее - Показатель N 1), в рамках которого установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе в форме таблицы, содержащая две графы: графа 5 "Документы, подтверждающие квалификацию участника", графа 6 "Формула расчета количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения".
Согласно положениями Конкурсной документации в графе 5 Документы, подтверждающие квалификацию участника" таблицы указано следующее. "Развернутое описание предложения о качестве оказываемых услуг в соответствии с описанием объекта закупки, в том числе: описание последовательности и порядка оказания услуг, с детализацией организационно-технических предложений, в том числе описание контролируемых параметров, объемов, систем и методов контроля качества (входной, операционный, /очный, геодезический и лабораторный) каждого вида строительно-монтажных работ, приведенных в Ведомости объемов работ (Приложение N 2 к Техническому заданию); описания порядка проведения лабораторных испытаний каждого вида строительно-монтажных работ, приведенных в Ведомости объемов (Приложение к Техническому заданию), использование научных подходов, полнота учета технических требований, в соответствии с описанием объекта закупки, применяемые методы и способы оказания услуг, описание применяемой в организации системы контроля качества".
Учитывая изложенное, порядок оценки заявок по Показателю N 1, не содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному показателю, в частности, не представляется возможным однозначным образом определить какие именно сведения подлежат оценке Единой комиссией для присвоения максимального количества 100 баллов: "участником полностью учтены требования и технология оказания услуг, приведенных", "представлено подробное описание и порядок оказания услуг", "проработаны организационно-технические предложения и методология оказания услуг", "детальное описание системы контроля качества, применяемой в организации" и др. Также, инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе не позволяет надлежащим образом определить какими положениями таблицы по Критерию N 1 следует руководствоваться при заполнении заявок на участие в Конкурсе.
Кроме того, Конкурсная документация содержит, в том числе следующие разделы: Раздел 1 "Информационная карта"; Раздел 10 "Порядок и критерии оценки заявок участников закупки, показатели таких критериев и величины их значимостей"; Раздел 11 "Требования к содержанию, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе"; Раздел 12 "Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе".
Согласно Разделу 12 указано, что в предложении участника в отношении объекта закупки (таблица 1 Раздела 11 "Требования к содержанию, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе") указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, если такие требования предъявляются в Разделе 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации (техническое задание). Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки должно соответствовать установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, техническое задание Конкурсной документации содержит, в том числе приложение N 2 "Ведомости объемов работ", в отношении которого участнику закупки в своей заявке на участие в Конкурсе требуется описать объект закупки.
В связи с изложенным, суд соглашается с выводами Комиссия о том, что положениями Конкурсной документации не определен порядок указания сведений, представляемых в качестве предложения в отношении объекта закупки, а также при указании в заявке сведений, представляемых для целей оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", поскольку Единая комиссия присваивает 100 баллов заявкам участников Конкурса в случае предоставления всей информации, указание которых предусмотрено Конкурсной документацией. Согласно требованиям Закона о контрактной системе, заявка не соответствующая требованиям документации о закупке подлежит отклонению и не подлежит оценке конкурсной комиссией."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2017 г. по делу N А40-119345/2017-84-1059)
3. Заказчик не вправе оценивать наличие трудовых ресурсов участника закупки только через сотрудников, числящихся в штате компании.
Заказчик проводил запрос предложений по выбору генерального подрядчика на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту Строительство пляжеудерживающих сооружений.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Запроса предложений.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 11 статьи 83 Закона о контрактной системе все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений. В соответствии с частью 16 статьи 83 Закона о контрактной системе выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: цена контракта (значимость критерия - 60%), квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия - 30%); качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия - 10%).
По критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены следующие показатели: "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Для оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", заказчиком установлена шкала оценки, в соответствии с которой за определенное значение показателя, предложенное участником запроса предложений, присуждается следующее количество баллов:
Наименование |
Количество баллов |
Наличие 1 контракта (договора) |
20 |
Наличие 2-х контрактов (договоров) |
40 |
Наличие 3-х контрактов (договоров) и более |
100 |
При отсутствии или при предоставлении в неполном объеме контракта (договора) |
0 |
Для оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", заказчиком установлена шкала оценки, в соответствии с которой за определенное значение показателя, предложенное участником запроса предложений, присуждается следующее количество баллов:
- наличие в штате организации по основному месту работы лиц, ответственных за организацию строительства: главный инженер, начальник производственно-технического отдела, инженер производственно-технического отдела, инженер-сметчик, начальник участка, производитель работ, мастер участка, геодезист, инженер по снабжению, инженер механик), имеющих квалификацию для выполнения работ - 100 баллов;
- отсутствие в штате организации по основному месту работы лиц, ответственных за организацию строительства: главный инженер, начальник производственно-технического отдела, инженер производственно-технического отдела, инженер-сметчик, начальник участка, производитель работ, мастер участка, геодезист, инженер по снабжению, инженер механик), имеющих квалификацию для выполнения работ - 0 баллов.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок по указанному показателю не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в документации о закупке не установлена пропорциональная зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями.
По критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "качество работ".
В целях оценки заявок по показателю "качество работ" выставляется шкала оценки в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение показателя составляет 100 баллов).
Количество баллов, присуждаемых заявке (предложению) по вышеуказанному показателю, определяется на основании представленной в составе заявки на участие в Запросе предложений информации в соответствии со следующей шкалой оценки:
Наименование показателя (предмет оценки) |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки |
|
Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
|
|
|
Предложения о качественных характеристиках объекта закупки с описанием видов работ, которые содержатся в указанных в техническом задании проектной и сметной документациях, отсутствуют |
0 |
0 |
|
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта закупки с описанием не всех видов работ, которые содержатся в указанных в техническом задании проектной и сметной документациях |
30 |
30 |
|
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта закупки с описанием всех видов работ, которые содержатся в указанных в техническом задании проектной и сметной документациях, но без указания технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемых оборудование и машин или необходимых трудовых ресурсов по одному или более виду работ, которые содержатся в указанных в техническом задании проектной и сметной документациях |
60 |
60 |
|
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта закупки с описанием всех видов работ, которые содержатся в указанных в техническом задании проектной и сметной документациях, с указанием по каждому виду работ: технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемых оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов |
100 |
100 |
Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по закупкам по показателю.
Комиссия приходит к выводу о том, что в указанном порядке оценки по показателю "качество работ" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не установлен исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Единой комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному нестоимостному критерию (не определен исчерпывающий перечень работ, полнота описания которых подлежит оценке).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации о проведении Запроса предложений надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм федерального закона и Правил оценки заявок, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Таким образом, судами установлено, что в указанном порядке оценки по показателю "качество работ" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не установлен исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Единой комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному нестоимостному критерию (не определен исчерпывающий перечень работ, полнота описания которых подлежит оценке).
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия заказчика, уполномоченного органа, не установивших в документации о проведении запроса предложений надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, следовательно, оспариваемое решение ФАС России от 26.07.2016 по делу N К-1186/16 является законным, обоснованным."
(см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.09.2017 г. по делу N А40-216105/16)
4. В документации о закупке заказчик должен установить надлежащую инструкцию по заполнению заявки.
Заказчик проводил аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по организации строительства объекта.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно разделу XII "Рекомендации по заполнению заявки" документации об Аукционе установлено следующее требование к заполнению таблицы о конкретных показателях товаров: "Таблица заполняется на основании Раздела XIV "Техническое задание" аукционной документации и приложений к нему. (В таблицу включаются не только товары из таблицы Заказчика "Технические характеристики и показатели основных товаров", но и другие товары, указанные в спецификациях, чертежах, пояснениях к ним).
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет однозначно определить, какие сведения необходимо представить участникам закупки в составе заявок.
Кроме того, согласно инструкции по заполнению заявок установлено следующее: "Значения установленные через знак "-" означают необходимость предоставления диапазона значений, которые включают, в том числе, и крайние значения. "В диапазоне значений" - означает конкретные значения диапазона значений.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе по позициям 94, 80, 32, в том числе установлены следующие требования к товарам: "Бетоны тяжелые" - В10, наибольшая крупность заполнителя в диапазоне значений 20-40 мм; "Компрессор с рефрижераторным осушителем" - Производительность: в диапазоне значений 1,51 - 2,25 м3/мин; "Щит распределительный" - Толщина металла: в диапазоне значений 0,8 - 1,0 мм".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в Техническом задании документации об Аукционе, установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позициям 95, 96 "Щебень из осадочных пород": "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не более 15% по массе; содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе: 2; содержание глины в комках, не более 0,25% по массе; содержание зерен слабых пород, не более 10% по массе" и другие. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, а также установивших требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Правила описания объекта закупки заказчиком определены в статье 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
В этой связи условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Учитывая вышеизложенное, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя). "
Учитывая изложенное, заявителю отказали в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.09.2017 г. по делу N А40-44288/2017-2-336)
5. Размер обеспечения исполнения контракта при применении антидемпинговых мер должен превышать в полтора раза размер обеспечения, указанного в Конкурсной документации, и составлять 15% от НМЦК.
Заказчик проводил конкурс с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на поставку молочной продукции (готовая к употреблению кисломолочная смесь) для льготных категорий населения.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В разделе 9 проекта контракта Конкурсной документации установлено следующее:
"ВАРИАНТ 1
9.1. Обеспечение исполнения контракта не предоставляется в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 96 или с частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
ВАРИАНТ 2:
9.2. В случае, если Поставщик внес обеспечение Контракта на сумму:
ВАРИАНТ 1:
94996606 (девяносто четыре миллиона девятьсот девяносто шесть тысяч шестьсот шесть) рублей 15 (пятнадцать) копеек, в форме безотзывной банковской гарантии/путем внесения денежных средств, что составляет 10% от начальной (максимальной) цена Контракта, предусмотренной документацией о закупке". ВАРИАНТ 2:
94996606 (девяносто четыре миллиона девятьсот девяносто шесть тысяч шестьсот шесть) рублей 15 (пятнадцать) копеек, в форме безотзывной банковской гарантии/путем внесения денежных средств, что составляет 10% от начальной (максимальной) цена Контракта, предусмотренной документацией о закупке". (Данный вариант используется только в случае применения антидемпинговых мер в соответствии с требованием части 1 или 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, при условии предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке, по результатам проведения которой заключается настоящий Контракт, во исполнение требований вышеуказанной статьи закона".
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных 56 статьей Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно проекту контракта, являющемуся неотъемлемой частью Конкурсной документации, размер обеспечения исполнения контракта и размер обеспечения исполнения контракта при применении антидемпинговых мер совпадают и составляют по 10% от НМЦК, в размере 94996606,15 рублей.
Вместе с тем, в соответствии с положениями части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта при применении антидемпинговых мер должен превышать в полуторном размере размера обеспечения, указанного в Конкурсной документации и должен составлять 15% от НМЦК.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащим образом размер обеспечения исполнения контракта при применении антидемпинговых мер, нарушает часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, Таким образом, размер обеспечения исполнения контракта при применении антидемпинговых мер должен превышать в полуторном размере размер обеспечения, указанного в Конкурсной документации, и должен составлять 15% от НМЦК.
В связи с этим ФАС России вопреки доводам заявителя пришла к обоснованному выводу о том, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащим образом размер обеспечения исполнения контракта при применении антидемпинговых мер, имеется нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2017 г. по делу N А40-14616/17-17-130)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Так, отмечено, что заказчик не вправе требовать от участника закупки расчет цены контракта в составе подаваемой заявки.
Порядок оценки заявок, установленный заказчиком в документации о закупке, должен позволять отобрать победителя, предложившего лучшие условия исполнения контракта.
Заказчик не вправе оценивать наличие трудовых ресурсов участника закупки только через сотрудников, числящихся в штате компании.
Разъяснен порядок установления размера обеспечения исполнения контракта при применении антидемпинговых мер. Он должен превышать в 1,5 раза размер обеспечения, указанного в конкурсной документации, и составлять 15% от начальной (максимальной) цены контракта.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.