1. Установление требований к территориальной принадлежности органов, выдавших лицензию участнику закупки, является нарушением Закона о закупках.
ГУП (далее - Заказчик) (далее - Заказчик) проведен аукцион в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по резке и утилизации списанного подвижного состава (проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее - Аукцион).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичное требование установлено в пункте 1.3 Положения о закупке.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 16.11.2016 N 31604240153 на участие в Аукционе участнику ООО "Л" отказано в допуске на участие в Аукционе, в связи с представлением документов в составе заявки на участие в Аукционе не соответствующим требованиям пункта 8.14 Информационной карты, а именно: лицензия на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов выдана Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.
Подпунктом 4.2 пункта 8.14 Информационной карты Документации установлено, что заявка на участие в Аукционе, подготовленная в соответствии с требованиями раздела 3 Документации и в соответствии с формами документов, установленными частью IV Документации должна содержать в том числе: копию лицензии на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, выданной:
- по Москве: Департаментом природопользования и окружающей среды;
- по Московской области: Министерством потребительского рынка и услуг по Московской области.
Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности":
- Заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов;
- Заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, участник ООО "Л" в составе заявки представил лицензию на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов выданную Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, а также в соответствии с которой место осуществления лицензируемого вида деятельности: Ленинградская область, что не соответствует требованиям Документации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что одним из принципов осуществления лицензирования является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Таким образом, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе в допуске участнику ООО "Л" к участию в Аукционе, что нарушает часть 6 статьи 3 Закона о закупках
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 28.07.2017 г. по делу N 223ФЗ-685/16/АК364-17)
2. Отсутствие в документации о закупке порядка оценки заявок, позволяющего отобрать победителя по лучшему предложению об условиях исполнения договора, влечет привлечение к административной ответственности.
ПАО (далее - Заказчик) проведен конкурс на право заключения договора на поставку и монтаж кондиционерного оборудования для нужд Юго-Западного банка (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип предусмотрен пунктом 1.2 Положения о закупке.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 1 приложения 5 Документации предусмотрен порядок оценки по критерию "Соответствие представленного перечня кондиционерного оборудования заявленным техническим характеристикам":
"Числовые показатели участников по критерию 1 выставляются по шкале от 1 до 5. Оценка по данному критерию производится на основании данных Таблицы 1 "Расчет стоимости Продукции" Формы 2 и Формы 3 конкурсной Документации. Для подтверждения предоставляются каталог производителя с Техническими характеристиками оборудования.
1 - представленное оборудование не соответствует более чем на 10% заявленным техническим характеристикам в п. 1.2. Технического задания Приложение N 1 к конкурсной документации;
2 - представленное оборудование не соответствует более чем на 4%, но менее 10% заявленным техническим характеристикам в п. 1.2. Технического задания Приложение N 1 к конкурсной документации;
3 - представленное оборудование не соответствует более чем на 2%, но менее чем на 4% заявленным техническим характеристикам в п. 1.2. Технического задания Приложение N 1 к конкурсной документации;
4 - представленное оборудование не соответствует менее чем на 2%заявленным техническим характеристикам в п. 1.2. Технического задания Приложение N 1 к конкурсной документации;
5 - представленное оборудование соответствует заявленным техническим характеристикам в п. 1.2. Технического задания Приложение N 1 к конкурсной документации полностью".
Из данного порядка оценки не представляется возможным установить, каким образом вычисляется процент заявленных участником закупки технических характеристик, в соответствии с какой формулой начисляются баллы, а также, какие именно технические характеристики будут оцениваться: совокупность показатели технических характеристик по каждой позиции или каждый показатель отдельно.
Таким образом, Заказчиком не надлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса, что не позволяет выявить лучшее предложение участников Конкурса и нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Приложением 5 Документации установлен порядок оценки и сопоставления предложений участников, а также критерии и методика оценки предложений конкурсантов:
N п/п |
Наименование критерия оценки |
Вес критерия (Q) |
Числовые показатели (R) |
1. |
Соответствие представленного перечня кондиционерного оборудования заявленным техническим характеристикам в п. 1.2. Технического задания Приложение N 1 к конкурсной документации |
60% |
Приведены ниже |
2. |
Успешная реализация аналогичных проектов поставок и монтажа кондиционерного оборудования на сумму не менее 10 млн. руб. за 2015г. |
25% |
Приведены ниже |
3. |
Продолжительность (опыт) работы на рынке поставок и монтажа кондиционерного оборудования (с учетом правопреемственности, подтвержденной документально) не менее 3 лет. |
15% |
Приведены ниже |
ИТОГО: |
100% |
|
Согласно пункту 2 приложения 5 Документации Заказчиком оценивается критерии "Успешная реализация аналогичных проектов поставок и монтажа кондиционерного оборудования на сумму не менее 10 млн. руб. за 2015г".
При этом Заказчиком в Документации не установлен термин "аналогичных проектов", что не позволяет участником Конкурса однозначно установить, какие именно проекты необходимо указать в составе заявки для начисления заявке участника Конкурса максимального количества баллов по данному критерию.
Кроме того, числовые показатели участников по критерию 2 "Успешная реализация аналогичных проектов поставок и монтажа кондиционерного оборудования на сумму не менее 10 млн. руб. за 2015г" выставляются по шкале от 1 до 5, а именно:
1 - реализация проектов поставок и монтажа кондиционерного оборудования на сумму более 3 млн. руб. - менее 5 млн. руб;
2 - реализация проектов поставок и монтажа кондиционерного оборудования на сумму более 5 млн. руб. - менее 7 млн. руб.;
3 - реализация проектов поставок и монтажа кондиционерного оборудования на сумму более 7 млн. руб. - менее 9 млн. руб.;
4 - реализация проектов поставок и монтажа кондиционерного оборудования на сумму более 9 млн. руб. - менее 10 млн. руб.;
5 - сумма оборотов, подтвержденная реализованными проектами более 10 млн. руб.
Также по критерию 3 "Продолжительность (опыт) работы на рынке поставок и монтажа кондиционерного оборудования (с учетом правопреемственности, подтвержденной документально) не менее 3 лет" числовые показатели участников выставляются по шкале от 1 до 5:
1 - менее 3 лет.
3 - от 3 до 5 лет;
5 - свыше 5 лет.
При этом в данном порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость между суммой представленных участником реализованных проектов, продолжительностью опыта работ и начисляемым количеством баллов по данным критериям.
Таким образом, Заказчиком в Документации в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, что не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения обязательств по договора.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
В соответствии с пунктом 4.1 Документации участник должен обладать профессиональной компетентностью, финансовыми и трудовыми (кадровыми) ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями.
Из данной формулировки положения Документации не представляется возможным определить какой профессиональной компетентностью, финансовыми и трудовыми (кадровыми) ресурсами, оборудованием и материальными возможностями необходимо обладать участникам, чтобы соответствовать требованиям Документации.
Таким образом, установление вышеуказанных требований нарушает требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пунктам 8.1 - 8.2 Документации "Все вопросы должны направляться в электронном виде по адресу не позднее, чем за 5 (Пять) рабочих дней до даты окончания подачи Конкурсных заявок. Ответы на заданные вопросы будут размещаться Банком (без указания компании, задавшей вопрос) в течение 3 рабочих дней со дня их получения на сайте в разделе "Закупки".
Таким образом, в Документации не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны сведения о месте, условиях и сроках (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Приложением 4 Документации установлено: "место поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с заявкой на поставку продукции", а также "срок поставки продукции определяется по согласованию Сторон и указывается в Спецификации поставки".
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, Документация не содержит конкретного места, а также сроков поставки товара, что не позволяет участникам закупки рассчитать точную стоимость поставки товара.
Таким образом, в Документации не установлен место, сроки поставки, что нарушает пункт 4 части 9, пункт 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2017 г. по делу N 223ФЗ-554/16/АК301-17)
3. Комиссия заказчика не вправе отказывать в допуске организации к участию в закупке только по основаниям, не предусмотренным документацией о закупке.
ПАО (далее - Заказчик) проведен конкурс на право заключения договора на поставку и монтаж кондиционерного оборудования для нужд Юго-Западного банка (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с протоколом N 59 от 13.09.2016 (далее - Протокол) заявке ООО "Е" было отказано в допуске к участию в Конкурсе, в связи с несоответствием участника требованиям Документации.
Согласно пункту 1 приложения N 5 Документации предусмотрено, что в качестве подтверждения критерия "Соответствие представленного перечня кондиционерного оборудования заявленным техническим характеристикам" предоставляется каталог производителя с техническими характеристиками оборудования.
Вместе с тем, Приложением 2 "Группа 4 "Предложения об условиях договора. Состав представляемых документов" Документации предусмотрено, что участник закупки может в составе заявки представить каталоги закупаемой продукции.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 5 Документации основанием для отклонения заявки является несоответствие участника требованиям Документации.
Установление требования о представление в составе заявки каталогов производителей с техническими характеристиками оборудования, ограничивает количество участников закупки, так как данное требование зависит от волеизъявления третьего лица - производителя и представляется исполнителем при поставке товара.
Пунктом 1.6 "Технического задания" Документации установлено требование: "Труба медная должна соответствовать стандарту качества для бесшовных труб для кондиционеров и холодильных установок ASTM B 280 (содержание меди не менее 99,9%,)".
Также пунктом 1.9 "Технического задания" Документации установлено требование: "При фактической длине технологической трассы более 5м стоимость дополнительного расходного материала производить из следующих расценок 1 погонного метра: для оборудования мощностью до 7 кВт 600 руб. с учетом НДС; для оборудования мощностью от 7 кВт до 10 кВт 830 руб. с учетом НДС; для оборудования мощностью более 10 кВт 1038 руб. с учетом НДС".
Вместе с тем, Документацией не предусмотрено требований о представлении в составе заявки подтверждения об использовании медной трубы соответствующей стандарту качества бесшовных труб для кондиционеров и выполнения дополнительного монтажа по ценам Документации.
Приложением N 1 "Техническое задание" Документации установлены технические характеристики оборудования предусмотренного к поставке.
При этом приложение N 1 "Техническое задание" Документации не содержит указание на конкретную марку кондиционеров, а также положениями Документации не предусмотрено декларирование в составе заявки участников марки предусмотренного к поставке оборудования.
Таким образом, Заказчиком неправомерно отказано в допуске к участию в закупке ООО "Е" , что нарушает часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.08.2017 г. по делу N 223ФЗ-554/16/АК375-17)
4. В порядке оценки заявок, утвержденном заказчиком, должно быть раскрыто содержание всех критериев оценки заявок.
АО (далее - Заказчик) проведен открытый одноэтапный запрос предложений на право заключения договора на поставку авиационного топлива ТС-1 (далее - Запрос предложений).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Частью 3 статьи 28 Положения о закупке предусмотрено, что оценка и сопоставление заявок на участие в Запросе предложений осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены закупочной документацией с учетом положений статьи 10 настоящего Положения.
Согласно пункту 22 "Информационной карты" Документации критериями оценки заявок являются: цена - 80%; опыт работы с авиационными предприятиями за последние 3 года, на сумму контракта не менее данного лота - 20%.
Подпунктом "б" пункта 13.3 Документации установлен порядок оценки по критерию "Опыт работы с авиационными предприятиями за последние 3 года, на сумму контракта не менее данного лота": "(участнику начисляется количество баллов равное числу заключенных и исполненных договоров, указанных в заявке участника, аналогичных предмету настоящей закупки, за период 3 (трех) предшествующих дате подачи заявки лет, сумма которых не менее данного предмета договора, с обязательным приложением копий актов приема-передачи товара/товарных накладных) :
Оценка в баллах заявок (предложений) по критерию оценки "Опыт работ с авиационными предприятиями за последние 3 года", рассчитывается следующим образом:
,
где:
- значение по данному критерию оценки, предложенное в i-ой заявке (предложении);
- максимальное предложение из предложений, сделанных участниками закупки, по данному критерию оценки.
13.1. Рейтинг i-ой заявки (предложения) () по j-му критерию оценки данной закупки определяется по формуле:
,
где:
- количество баллов, присвоенных i-ой заявке (предложению) по j-ому критерию в соответствии с порядком, указанным в п. 13.3. настоящего раздела Документации о закупке;
- вес j-го критерия оценки".
При этом, подпунктом "а" пункта 13.3 Документации установлено, что оценка в баллах заявок (предложений) по критериям оценки, значение которых измеряемо количественно в определенных в документации о закупке единицах измерения (к данному виду критерия относятся такие критерии, как "Цена договора", "Опыт работы с авиационными предприятиями за последние 3 года, на сумму контракта не менее данного договора", в случае, если минимальное значение является наиболее выгодным для заказчика, то количество баллов (КБi), присуждаемых по данному критерию i-ой заявке (предложению), определяется по формуле:
,
где:
- значение по данному критерию оценки, предложенное в i-ой заявке (предложении);
- минимальное предложение из предложений, сделанных участниками закупки, по данному критерию оценки".
Вместе с тем, Заказчиком не установлен термин "наиболее выгодным", что не позволяет частникам Запроса предложении предложить минимальные значениями, что бы заявке участника начислили максимальное количество баллов.
Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом порядок, критерии оценки заявок участников Запроса предложений.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 25.07.2017 г. по делу N 223ФЗ-557/16/АК351-17)
5. Отсутствие в документации о закупке исчерпывающего перечня требований к участникам закупки влечет привлечение к административной ответственности.
АО (далее - Заказчик) проведен запрос котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку кровельных и теплоизоляционных материалов на объект строительства (далее - Запрос котировок).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги. Аналогичное требование установлено в подпункте 4 пункта 8 Положения о закупке. Пунктом 4.3 Проекта договора Документации, установлено, что "покупатель в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента заключения договора на основании счета на оплату Поставщика вправе осуществить авансовый платеж в размере до 30% от цены Договора, указанной в п. 3.1 договора".
Таким образом, в пункте 4.3 Проекта договора Документации не установлен конкретный размер аванса, а также выплата аванса зависит от волеизъявления Заказчика, что нарушает пункт 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Пуктом 8 Технического задания Документации установлено, что "поставляемый поставщиком товар должен соответствовать требованиям, установленным спецификацией настоящего Технического задания, и соответствовать требованиям технических нормативов, обязательных стандартов (ГОСТ) и технических условий (ТУ) на данный вид и категорию товара, действующих на территории Российской Федерации". Вместе с тем, из положений Документации не предоставляется возможным определить какие именно "ГОСТ" и какие именно нужны "ТУ" участникам Запроса котировок.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 05.05.2017 г. по делу N 223ФЗ-213/16/АК268-17)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок отдельными видами юрлиц.
Отмечается, что требования к территориальной принадлежности органов, выдавших лицензию участнику закупки, нарушают положения 223-ФЗ.
Административная ответственность грозит за отсутствие в документации о закупке порядка оценки заявок, позволяющего отобрать победителя по лучшему предложению об условиях исполнения договора.
Комиссия заказчика не может отказывать в допуске к участию в закупке только по основаниям, не предусмотренным документацией о закупке.
В порядке оценки заявок, утвержденном заказчиком, должно быть раскрыто содержание всех критериев оценки.
Если в документации о закупке отсутствует исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, это влечет административную ответственность.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.