Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 октября 2017 г. N 31-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Чувашской Республики о признании недействующими отдельных положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2016 г. N 602, по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Чувашской Республики на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2017 г. о частичном удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2016 г. N 602, опубликованным на портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" http://www.cap.ru, 30 декабря 2016 г., официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 декабря 2016 г., утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Территориальная программа).
В разделе VII Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования.
Нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой, на 2018 и 2019 годы за счёт средств республиканского бюджета Чувашской Республики составляют:
- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, - 50525,1 рубля на 2018 год, 50525,1 рубля на 2019 год (абзац семнадцатый);
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), - 714,6 рубля на 2018 год, 714,6 рубля на 2019 год (абзац девятнадцатый).
Подушевые нормативы финансирования в Чувашской Республике, предусмотренные Территориальной программой (без учёта расходов федерального бюджета), составляют:
- за счёт бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики (в расчёте на 1 жителя) в 2017 году - 1705,7 рубля, в 2018 году - 1284,7 рубля, в 2019 году - 1284,7 рубля (абзац двадцать первый);
- за счёт средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС за счёт субвенций Федерального фонда ОМС (в расчёте на 1 застрахованное лицо) в 2017 году - 8855,4 рубля, в 2018 году - 10338,6 рубля, в 2019 году - 10876,4 рубля (абзац двадцать второй).
Исполняющий обязанности прокурора Чувашской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением (с учётом уточнённых заявлений) о признании недействующими приведённых норм регионального нормативного правового акта ввиду установления ими нормативов финансовых затрат в меньшем размере, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1403 (далее - Федеральная программа).
По мнению административного истца, Территориальная программа в оспариваемой части нарушает права граждан на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объёме, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено в части признания недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзаца семнадцатого в отношении нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой за счёт средств республиканского бюджета Чувашской Республики, абзацев девятнадцатого и двадцать первого раздела VII Территориальной программы.
В признании недействующим подушевого норматива финансирования за счёт средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС за счёт субвенций федерального фонда ОМС отказано.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Чувашской Республики просит решение суда отменить в части удовлетворения требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором поданы возражения о их необоснованности и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 поименованного закона, далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В соответствии со статьёй 19 названного закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, предоставляемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объёмы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой.
Предписание о необходимости принимать Территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце третьем раздела I (Общие положения) этой программы.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования установлены в разделе VII Федеральной программы.
Суд первой инстанции, проанализировав приведённое в судебном акте регламентирующее спорные отношения федеральное законодательство, сопоставив предписания абзаца семнадцатого в оспариваемой части, абзацев девятнадцатого и двадцать первого раздела VII Территориальной программы с федеральным правовым регулированием, сделал правильное заключение о их противоречии имеющему большую силу законодательству, поскольку нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи занижены.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и аналогичны позиции заинтересованного лица в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 16 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Чувашской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 октября 2017 г. N 31-АПГ17-9
Текст определения официально опубликован не был