Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 г. N 73-АПГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Будуева Н.Р. о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. N 2/124 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" на территории Республики Бурятия" (в редакции приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 декабря 2015 г. N 2/139, от 24 марта 2016 г. N 2/16, от 16 декабря 2016 г. N 2/139) по апелляционным жалобам Будуева Н.Р., ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 3 апреля 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административного ответчика Гомбоевой Б.Ж., представителя заинтересованного лица Рожковской Т.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Будуев Н.Р. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. N 2/124 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" на территории Республики Бурятия" (в редакции приказов от 25 декабря 2015 г. N 2/139, от 24 марта 2016 г. N 2/16, от 16 декабря 2016 г. N 2/139).
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 3 апреля 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Будуев Н.Р. и ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - ПАО "ТГК N 14") обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ПАО "ТГК N 14" заявил ходатайство об отказе от апелляционной жалобы в порядке статьи 303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации до вынесения судом апелляционной инстанции определения по существу спора. В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, отказ общества от апелляционной жалобы принят Судебной коллегией, о чем вынесено определение от 5 октября 2017 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71-75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2016 г. N 1098) долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".
Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Из материалов дела следует, что оспариваемым нормативным правовым актом установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО "ТГК N 14" на территории Республики Бурятия, а также долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования с 2016 по 2018 гг.
В отношении общества применен метод индексации в соответствии с его заявлением. На основании пунктов 36, 37 Методических указаний расходы на первый год долгосрочного периода определены методом экономически обоснованных расходов на основании представленных документов о деятельности теплоснабжающей организации.
Приказом РСТ Республики Бурятия от 25 декабря 2015 г. N 2/139 внесены изменения в приказ от 30 ноября 2015 г. N 2/124. Основанием для внесения изменений явилась арифметическая ошибка при расчете тарифов на тепловую энергию (мощность), так как орган регулирования не учел первоначальные показатели расчетного периода регулирования. Данная ошибка обнаружена и исправлена РСТ Республики Бурятия до начала действия тарифов.
Приказом РСТ Республики Бурятия от 24 марта 2016 г. N 2/16 приложение N 1 к приказу от 30 ноября 2015 г. N 2/124 изложено в новой редакции, поскольку приказом Федеральной антимонопольной службы от 3 марта 2016 г. N 211/16 отказано в согласовании решения РСТ Республики Бурятия об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии на 2016 год на уровне ниже утвержденных предельных минимальных уровней тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки.
Тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки, установленные ПАО "ТГК N 14" в целях разделения затрат на производство тепловой и электрической энергии приказом РСТ Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. N 2/119, применены РСТ Республики Бурятия при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО "ТГК N 14". Несогласование Федеральной антимонопольной службой тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки, привело к необходимости корректировки расчетов экономически обоснованных затрат общества по делу об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО "ТГК N 14", поскольку органу регулирования требовалось привести свой нормативный правовой акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного доводы о неправомерности внесенных в оспариваемый нормативный правовой акт изменений подлежат отклонению.
Корректировка тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2017-2018 гг. произведена РСТ Республики Бурятия по предложению ПАО "ТГК-14" от 22 апреля 2016 г. на основе проведенной органом регулирования экспертизы (проиндексированы операционные расходы и скорректированы неподконтрольные расходы). Приказом РСТ Республики Бурятия от 16 декабря 2016 г. N 2/139 в приказ от 30 ноября 2015 г. N 2/124 внесены изменения, приложения 1 и 2 изложены в новой редакции.
Согласно части 3 статьи 11 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность) могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования.
Параметры возможной дифференциации тарифов установлены пунктом 23 Основ ценообразования.
При этом в силу части 4 статьи 11 Закона о теплоснабжении установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили: 1) в случаях, предусмотренных данным Законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок; 2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.
Согласно пункту 134 Методических указаний тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, рассчитываются как сумма средневзвешенной стоимости производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности), а также удельной стоимости оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии.
При комплексном теплоснабжении, когда производство тепловой энергии (мощности), ее передача и сбыт производятся одним юридическим лицом, расчет тарифов на тепловую энергию (мощность) производится в соответствии с главой IX.IV и главами IX.I и IX.II Методических указаний. При расчете одноставочных тарифов используется совокупная необходимая валовая выручка регулируемой организации по производству тепловой энергии (мощности), ее передаче и сбыту; при расчете двухставочных тарифов - совокупная необходимая валовая выручка регулируемой организации, относимая на энергию и на содержание мощности в соответствии с главами IX.I и IX.II Методических указаний (пункт 143 Методических указаний).
Согласно пункту 94 Основ ценообразования единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей. Случаи, когда единые тарифы на тепловую энергию (мощность) не применяются в отношении потребителей, установлены пунктом 95 Основ ценообразования.
Из материалов дела следует, что ПАО "ТГК N 14" представлено на территории Республики Бурятия тремя филиалами, на территории Республики Бурятия производит тепловую энергию на источниках: ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Тимлюйская ТЭЦ, Улан-Удэнский энергетический комплекс (35 муниципальных котельных, расположенных в городе Улан-Удэ); приобретает тепловую энергию от теплоснабжающих организаций: ЗАО "Улан-Удэ Стальмост", ОАО "Улан-Удэнский авиазавод", ООО "ТЭС", НГЧ "Школа-Интернат", НГЧ "Медведчиково", ФГУ ИК-2 УФСИН по Республике Бурятия, ОАО "РЭУ Забайкальский", ООО "Строительные индустрии".
РСТ Республики Бурятия установлен средневзвешенный единый тариф для потребителей ПАО "ТГК N 14", находящихся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории (группе) потребителей. Основания для дифференциации тарифов в зависимости от расположения источников тепловой энергии отсутствовали.
Сравнение величины установленных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО "ТГК N 14", с предельными уровнями тарифов, определенными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 12 ноября 2015 г. N 1086/15, недопустимо, поскольку этим приказом установлены предельные уровни именно в отношении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более. Тарифы указанной категории использовались в расчетах рассматриваемых тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Будуева Н.Р., исследованы судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 3 апреля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Будуева Н.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 г. N 73-АПГ17-3
Текст определения официально опубликован не был