Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 ноября 2017 г. N 03-04-06/75025
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц с дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование займом (кредитом) и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, в частности, материальная выгода от экономии на процентах за пользование заёмными (кредитными) средствами, полученными от организаций.
В случаях, когда первоначальные обязательства физического лица - заёмщика но займу в результате заключения мирового соглашения изменяются, но при этом само обязательство возвратить сумму займа сохраняется, в отношении выплачиваемых процентов или в случае прекращения их начисления сохраняется общий порядок определения материальной выгоды и её налогообложения.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 212 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 пункта 1 данной статьи, налоговая база определяется как материальная выгода от экономии на процентах за пользование заёмными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, определяется как превышение суммы процентов исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из новых условий договора, изменённых на основании мирового соглашения. Материальная выгода от экономии на процентах за пользование заёмными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, определяется как превышение суммы процентов за пользование заёмными (кредитными) средствами, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из новых условий договора.
В таком же порядке определяется материальная выгода при получении беспроцентного займа или если проценты по займу перестали начисляться по условиям мирового соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.
В соответствии со статьёй 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
При прощении банком задолженности с должника снимается обязанность по возврату суммы долга и появляется возможность распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, то есть у него возникает экономическая выгода и, соответственно, доход в размере суммы прощённой банком задолженности по кредитному договору.
С учётом вышеизложенного суммы прощённой по мировому соглашению задолженности по договору займа (кредита) подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке с применением налоговой ставки 13 процентов.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.