Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.В. Русина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.В. Русин оспаривает конституционность части 11 статьи 46 Закона Самарской области от 18 апреля 2016 года N 56-ГД "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы", согласно которой проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей; количество подлежащих проверке подписей избирателей и порядок проведения случайной выборки (жребия) подписных листов для осуществления указанной проверки устанавливаются решением Избирательной комиссии Самарской области.
В жалобе также оспаривается конституционность постановления Избирательной комиссии Самарской области от 30 июня 2016 года N 220/1701-5 "О приеме и проверке Избирательной комиссией Самарской области, окружными избирательными комиссиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва".
Как следует из представленных материалов, В.В. Русин обратился с административным исковым заявлением о признании недействительным названного постановления Избирательной комиссии Самарской области, поскольку полагал, что оно не соответствует пункту 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статье 27 и части 11 статьи 46 Закона Самарской области "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы", поскольку устанавливает постоянный показатель подлежащих проверке подписей - 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата числа подписей, при расчете которого не учитывается тот факт, что кандидатом представлено подписей больше, чем их минимально необходимое количество для регистрации. Решением Самарского областного суда от 19 декабря 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2017 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано. В передаче надзорной жалобы заявителя на данные судебные постановления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации отказано (определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2017 года).
По мнению В.В. Русина, оспариваемое регулирование не соответствует статье 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку ставит в неравные условия кандидатов-самовыдвиженцев, которые представили подписей больше, чем минимально необходимо для регистрации, по отношению к кандидатам, представившим минимально необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно сохраняющей силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его постановлениях от 17 ноября 1998 года N 26-П и от 11 июня 2002 года N 10-П; определениях от 2 ноября 2000 года N 234-О, от 10 июля 2003 года N 264-О, от 12 апреля 2005 года N 245-О и других решениях, законодатель, устанавливая порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, вправе в интересах избирателей предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей.
К таким условиям относится в том числе требование собрать определенное количество подписей избирателей в поддержку кандидата. Кроме того, вводится процедура проверки собранных подписей, включая основания признания их недействительными.
Предписание о необходимости установления соответствующим законом данной процедуры содержится в пункте 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который также предусматривает, что проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Данный Федеральный закон в пункте 2 статьи 38 также закрепляет в качестве дополнительной гарантии прав кандидатов, избирательных объединений, что количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.
Конкретизируя данные положения, Закон Самарской области "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы" устанавливает, что проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей; количество подлежащих проверке подписей избирателей и порядок проведения случайной выборки (жребия) подписных листов для осуществления указанной проверки устанавливаются решением Избирательной комиссии Самарской области (часть 11 статьи 46). В соответствии с пунктом 3.11 Порядка приема окружными избирательными комиссиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Самарской области от 30 июня 2016 года N 220/1701-5 (приложение N 2 к названному постановлению), количество подлежащих проверке подписей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидатов, составляет 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей и в абсолютных величинах по каждому одномандатному избирательному округу определено в приложении N 3 к данному постановлению; указанное количество подписей является одинаковым для всех кандидатов, представивших подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения по соответствующему одномандатному избирательному округу.
Закон Самарской области "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы" также закрепляет право кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, представить подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, в количестве, превышающем необходимое для поддержки выдвижения (самовыдвижения) кандидата количество подписей - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не более чем на 10 процентов (часть 6 статьи 42, пункт 1 части 3 статьи 45).
Таким образом, приведенное правовое регулирование устанавливает единые для всех кандидатов, избирательных объединений правила проверки собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) подписей, в том числе единую норму подписей, подлежащую случайной выборке из представленного кандидатом количества подписей для проверки, а потому не может рассматриваться как нарушающее равенство прав кандидатов в указанном заявителем аспекте.
Следовательно, часть 11 статьи 46 Закона Самарской области "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы" как сама по себе, так и во взаимосвязи с конкретизирующими ее положениями постановления Избирательной комиссии Самарской области от 30 июня 2016 года N 220/1701-5 конституционные права заявителя в указанном им аспекте не нарушает.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Русина Виктора Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. N 2503-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Русина Виктора Владимировича на нарушение его конституционных прав частью 11 статьи 46 Закона Самарской области "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы" и постановлением Избирательной комиссии Самарской области "О приеме и проверке Избирательной комиссией Самарской области, окружными избирательными комиссиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)