Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 октября 2017 г. N 03-04-05/64289
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу изменения установленного Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц по правоотношениям, возникшим до 1 января 2014 года, и сообщает что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, не рассматриваются по существу обращения граждан по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что предоставление имущественного налогового вычета является своеобразной формой участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.
В этой связи происходило неоднократное увеличение предельного размера имущественного налогового вычета от 600 000 рублей в 2001 году, от 1 000 000 рублей с 1 января 2003 года до 2 000 000 рублей с 1 января 2008 года.
Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2014 года, внесены существенные изменения в статью 220 Кодекса, касающиеся, в частности, возможности получения имущественного налогового вычета до полного использования его предельного размера без ограничения количества установленных объектов недвижимого имущества, расходы по приобретению или строительству которых могут учитываться в составе имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.
При этом исходя из положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ нормы указанного Федерального закона применяются к налогоплательщикам, которые впервые обращаются в налоговые органы за предоставлением имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных налогоплательщиком после 1 января 2014 года.
В отношении жилья, приобретенного до 1 января 2014 года, имущественный налоговый вычет как в части расходов на новое строительство, так и в части расходов, направленных на погашение процентов по кредитам (займам), полученным на его приобретение, предоставлялся только в отношении одного и того же объекта недвижимого имущества.
При этом имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в размере, действовавшем на момент возникновения права собственности на квартиру.
Кроме того, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не был использован полностью, то его остаток также переносился на последующие налоговые периоды до полного его использования.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2016 N 2516-О указано, что пункт 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", определяя порядок вступления в силу новой редакции статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей расширение прав налогоплательщиков в связи с получением ими имущественного налогового вычета, установил круг отношений, к которым она будет применяться с учетом даты вступления в силу указанного Федерального закона.
В ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что льгота является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, а их установление или отмена относятся к дискреционным полномочиям законодателя (постановления от 21.03.1997 N 5-П, от 28.03.2000 N 5-П и от 19.06.2002 N 11-П).
Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (одобрены Правительством Российской Федерации 30 августа 2017 г.) изменение порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц не предусмотрено.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.