Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2017 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Флот Новороссийского морского торгового порта"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Внимание КС РФ привлекло применение освобождения от обложения НДС к отдельным услугам, оказанным на территории России.

Речь идет о реализации работ (услуг) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего и смешанного плавания в период стоянки в портах.

Спорным стал вопрос о применении упомянутой льготы в отношении услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судов в период их стоянки в порту.

С 2003 г. четко установлено, что эти услуги не относятся к деятельности по обслуживанию судов в период стоянки в портах. До указанной даты данный вопрос четко урегулирован не был.

В ситуации заявителя это привело к тому, что он применял льготу в отношении упомянутых услуг. При этом он руководствовался разъяснениями, которые были ему даны Минтрансом России. Суды сочли, что выполнение таких указаний - не основание для освобождения его от штрафа и начисления пени по налоговой недоимке. При пересмотре актов суды сослались на позицию ВС РФ (указавшего, что льгота к таким услугам не применяется), которая была выражена значительно позже (в 2015 г.), чем возникла спорная ситуация заявителя (в 2012-2013 гг..).

КС РФ счел проверяемые положения конституционными и разъяснил следующее.

Не предполагается обложение НДС упомянутых услуг буксиров, а также начисление пени и штрафов за те периоды, которые предшествовали изменению толкования этих норм судами применительно к указанному виду деятельности (с учетом действия налогового периода по НДС и порядка корректировки налогового регулирования, ухудшающего положение налогоплательщиков).

Имеется в виду период, когда в силу ранее сложившейся устойчивой практики, благоприятной для налогоплательщиков, такая деятельность рассматривалась как освобождаемая от уплаты НДС.

Кроме того, как подчеркнул КС РФ, не предполагается, что уполномоченные госорганы могут уклониться от дачи разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Более того, самим уполномоченным и иным госорганам необходимо обращаться в иные госорганы за получением допсведений по отдельным вопросам осуществления хозяйствования в тех или иных отраслях экономики, если эти данные могут повлиять на исчисление размера налоговых обязательств.

Т. е. в таких случаях не предполагается переадресация налогоплательщиков за разъяснениями в иные госорганы.


Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2017 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Флот Новороссийского морского торгового порта"


Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования


Постановление размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)


Текст Постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 ноября 2017 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 декабря 2017 г. N 49 ст. 7532, в "Российской газете" от 8 декабря 2017 г. N 279, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2018 г., N 2