Постановление Верховного Суда РФ от 7 ноября 2017 г. N 18-АД17-43
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу Кардашян Н.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Курганинского районного суда Краснодарского края от 10 февраля 2017 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2017 года и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 27 марта 2017 года, вынесенные в отношении Кардашян Надежды Арамовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Курганинского районного суда Краснодарского края от 10 февраля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2017 года и постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 27 марта 2017 года, Кардашян Надежда Арамовна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда с территории Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Кардашян Н.А. просит изменить вынесенные в отношении нее названные акты по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключив из них назначенное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Основанием для привлечения Кардашян Н.А. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило вмененное ей нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в том, что Кардашян Н.А., являясь по выводам должностного лица административного органа и судебных инстанций гражданкой Грузии, прибыла в г. Курганинск Краснодарского края в 1994 году и до настоящего времени проживала на территории Российской Федерации не имея документов (заграничного паспорта и действующей визы), подтверждающих законность её пребывания на территории Российской Федерации, что было установлено 10 февраля 2017 года в 09 часов 50 минут при обращении Кардашян Н.А. в ОВМ ОМВД России по Курганинском району Краснодарского края по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации (л.д. 3-8).
Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 3 Федерального закона N 115-ФЗ законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
Так, согласно пункту 1 статьи 41.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в Главе VIII.1, касающейся вопросов урегулирования правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, определяются условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К указанным лицам в частности относятся дееспособные лица, состоявшие на 05 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 01 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве (подпункт "а").
Пунктом 5 статьи 41.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в свою очередь установлено, что лица, указанные в настоящей статье, не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию, режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей данными лицами заявления о признании их гражданами Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации или о выдаче вида на жительство.
При этом согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации N 232 от 13 марта 1997 г. паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, признается действительным до его замены в установленные сроки на паспорт гражданина Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 828 от 08 июля 1997 г., предусмотрен срок действия паспорта гражданина Российской Федерации: от 14 лет до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. При этом в Положении указано на то, что по достижении 20-летнего возраста и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
Следовательно, паспорт гражданина Союза ССР, выданный гражданину, которому исполнилось 45 лет, подлежал замене и является недействительным на территории Российской Федерации.
Приведенная правовая позиция выражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 31-В08-10.
Как видно из материалов дела, Кардашян Н.А., ... года рождения, уроженка Грузинской ССР, с 20 октября 1992 года состояла в зарегистрированном браке с гражданином Российской Федерации Кардашяном С.М., впоследствии умершим 26 марта 2016 года, постоянно проживает на территории Российской Федерации с 1994 года. Имеет от брака с Кардашяном С.М. троих совершеннолетних детей, являющихся гражданами Российской Федерации.
Факт постоянного проживания Кардашян Н.А. на территории Российской Федерации с 1994 года подтверждается вступившим в законную силу решением Курганинского районного суда Краснодарского края от 13 мая 2016 года N 2-622/16 (л.д. 39).
Каких-либо действительных документов, подтверждающих её принадлежность к гражданству иностранного государства или гражданство Российской Федерации в установленном порядке не получала и не имеет.
Имеющийся у Кардашян Н.А. паспорт гражданина СССР образца 1974 года, выданный ОВД Марнеульского райисполкома Грузинской ССР 14 августа 1984 года, подлежавший замене по достижению ею 45 летнего возраста, является недействительным.
Статьей 43 Органического закона Грузии "О гражданстве Грузии" от 25 марта 1993 г. установлено, что гражданство Грузии подтверждается удостоверением личности гражданина Грузии или паспортом гражданина Грузии, однако таких документов у Кардашян Н.А. не имеется.
При таких обстоятельствах, поскольку нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации Кардашян Н.А., не имеющей документов, подтверждающих гражданство иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, было выявлено в связи с её обращением с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в силу пункта 5 статьи 41.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", состав административного правонарушения в совершенном ею деянии отсутствует.
На эти обстоятельства Кардашян Н.А. последовательно указывала в своих жалобах, однако правовой оценки указанные доводы не получили.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Курганинского районного суда Краснодарского края от 10 февраля 2017 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2017 года и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 27 марта 2017 года, вынесенные в отношении Кардашян Надежды Арамовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу Кардашян Н.А. удовлетворить.
Постановление судьи Курганинского районного суда Краснодарского края от 10 февраля 2017 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2017 года и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 27 марта 2017 года, вынесенные в отношении Кардашян Надежды Арамовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 7 ноября 2017 г. N 18-АД17-43
Текст постановления официально опубликован не был