Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2017 г. N 14-АПГ17-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" о признании не действующим пункта 5 "Порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров на компенсацию части потерь в доходах вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2017 году", утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 20 марта 2017 г. N 200 (в редакции от 5 июня 2017 г. N 444) в части установления корректирующего коэффициента Ккор, по апелляционной жалобе Правительства Воронежской области на решение Воронежского областного суда от 24 января 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административного истца Ходыкиной Е.А., пояснения представителя Правительства Воронежской области Воскова Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" (далее также - АО "ППК "Черноземье", общество) обратилось Воронежский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 5 "Порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров на компенсацию части потерь в доходах вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2017 году", утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 20 марта 2017 г. N 200 (в редакции от 5 июня 2017 г. N 444) в части установления корректирующего коэффициента Ккор.
Решением Воронежского областного суда от 14 июня 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, основанных на неправильном применении норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
Обществом и прокуратурой Воронежской области на апелляционную жалобу представлены возражения.
Представители прокуратуры Воронежской области не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно статье 8 Федерального закона от 10 января 2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) порядок возмещения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации потерь в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникших в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня принимается соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правительство Воронежской области является высшим исполнительным органом государственной власти Воронежской области в соответствии со статьей 1 Закона Воронежской области от 30 сентября 2008 г. N 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области".
Правительством Воронежской области в рамках предоставленных полномочий 20 марта 2017 г. принято постановление N 200 "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, на компенсацию части потерь в доходах вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" (далее - Порядок предоставления субсидий).
Пунктом 5 указанного Порядка предоставления субсидий установлено, что субсидии предоставляются перевозчику ежемесячно и рассчитываются по формуле, в которую входит корректирующий коэффициент (Ккор), равный отношению предусмотренной перевозчиком законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год на текущий год и плановый период суммы субсидии (Сб) к расчетной величине потерь в доходах (Ср), принятой УРТ, при определении экономически обоснованного уровня затрат.
Текст постановления опубликован в изданиях Информационная система "Портал Воронежской области в сети Интернет" 23 марта 2017 г. и на официальном интернет-портале правовой информации 24 марта 2017 г.
Постановлением Правительства Воронежской области от 5 июня 2017 г. N 444 внесены изменения в постановление N 200, касающиеся наименования постановления, пункта 1, наименования Порядка предоставления субсидий, абзаца первого пункта 1 раздела 1 Порядка после слова "сообщении" - дополнен словами "в 2017 году", а также его преамбулы, пункта 3 раздела 1 Порядка предоставления субсидий, согласно которым слова "Законом Воронежской области об областном бюджете на текущий год и плановый период" заменены словами "Законом Воронежской области от 23 декабря 2016 г. N 182-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 годов". Постановление опубликовано в Информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" 6 июня 2017 г. и на официальном интернет-портале правовой информации 6 июня 2017 г.
Как следует из материалов дела АО "ППК "Черноземье" с 1 июля 2011 г. является перевозчиком пассажиров в пригородном сообщении на территории Воронежской области.
В соответствии с договором заключенным акционерным обществом с Департаментом транспорта и автомобильных дорог Воронежской области от 30 декабря 2016 г., общество осуществляет перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Воронежской области в 2017 г. согласно графикам движения пригородных поездов, определенных в приложении N 1 к договору и по тарифам установленных уполномоченным органом. Заказчик по договору обязуется компенсировать в полном объеме потери в доходах исполнителя, возникшие в результате установления тарифа ниже экономически обоснованного уровня, в сумме, определенной уполномоченным органом по государственному регулированию тарифов Воронежской области.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции сделал вывод о том, что несмотря на предусмотренную в настоящее время в бюджете Воронежской области полную компенсацию выпадающих доходов перевозчика, угроза нарушения прав общества на полное возмещение потерь в доходах сохраняется в случае, если предусмотренная законом Воронежской области об областном бюджете на текущий 2017 финансовый год сумма субсидий окажется в меньшем размере, чем сумма потерь в доходах, принятая регулирующим органом при установлении экономически обоснованного уровня тарифа.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 85 Бюджетного кодекса расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно материалам дела в 2017 г. перевозка железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Воронежской области осуществляется по тарифам на проезд пассажиров, утвержденным приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 58/5 от 19 декабря 2016 г. "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для АО "ППК "Черноземье" на территории Воронежской области".
Приказом N 58/5 установлен экономически обоснованный уровень тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Воронежской области для АО "ППК "Черноземье" в размере 35 руб. 52 коп. за одну десятикилометровую зону. Предельный максимальный уровень тарифа установлен в размере 20 руб. 60 коп. за одну десятикилометровую зону.
Выпадающие доходы, связанные с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, по заключению Управления по регулированию тарифов Воронежской области, составили 311 283 тыс. руб.
Законом Воронежской области от 23 декабря 2016 г. N 182-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в статье 14 предусматривается предоставление организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, субсидий на компенсацию части потерь в доходах вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
При этом размер субсидий для таких организаций железнодорожного транспорта заложен в бюджет Воронежской области на 2017 г. в сумме 311 283 тыс. руб.
В результате размер корректирующего коэффициента рассчитываемый по утвержденной постановлением Правительства Воронежской области формуле, в настоящее время составляет "1" (311 283 : 311 283 = 1).
Включение Правительством Воронежской области в формулу расчета субсидии корректирующего коэффициента, не исключает возможность ограничения размера ежемесячной субсидии на компенсацию потерь в доходах перевозчика, что противоречит требованию закона о полном возмещении затрат и недополученных доходов.
С учетом изложенного руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Воронежского областного суда от 14 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2017 г. N 14-АПГ17-10
Текст определения официально опубликован не был