Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки с трех месяцев до одного месяца, сокращение перечня контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами посредством увеличения пороговых значений по таким сделкам для целей контроля, оптимизация перечня документов, обосновывающих право налогоплательщиков на применение ставки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 0 процентов по операциям, связанным с экспортом товаров, а также ряд других изменений.
Полагаем, что сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки, предусмотренное пунктом 1 статьи 1 законопроекта, является преждевременным, приведет к снижению качества камеральной налоговой проверки, увеличению количества споров по решениям, принимаемым налоговыми органами, и, как следствие, к потерям бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами внутри России и трансграничных сделок, отнесенных в соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к контролируемым сделкам, направлен на противодействие получению налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в результате манипулирования ценами в целях справедливого и экономически обоснованного распределения налоговой базы между субъектами Российской Федерации, а также на предотвращение вывода налоговой базы за пределы Российской Федерации.
В связи с этим, предусмотренное пунктом 4 статьи 1 законопроекта увеличение пороговых значений, начиная с которых сделки признаются контролируемыми, повлечет за собой расширение перечня сделок, выпадающих из-под соответствующего контроля.
Исключение обязанности налогоплательщиков-экспортеров представлять в налоговые органы в составе документов, подтверждающих обоснованность применения ставки НДС в размере 0 процентов, копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 2 законопроекта, может способствовать созданию схем, направленных на получение незаконного возмещения НДС.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, внесение указанных изменений связано с тем, что в настоящее время налоговые и таможенные органы имеют возможность подтвердить факт пересечения экспортируемыми товарами границы Российской Федерации, не прибегая к исследованию товаросопроводительных документов. Однако без анализа товаросопроводительных документов налоговые органы будут лишены возможности устанавливать несоответствия, свидетельствующие о признаках лжеэкспорта или подмены товара с целью получения незаконного возмещения НДС.
Положения статьи 3 законопроекта не соответствуют требованиям статьи 5 Кодекса, согласно которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом вышеизложенных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 11 ноября 2017 г. N 8207п-П13 "Заключение на проект федерального закона N 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы А.М. Макаровым"
Текст письма официально опубликован не был