Вводится в действие
с 1 августа 2002 г.
Перечень сокращений
АИС |
- |
Автоматическая информационная (идентификационная) система |
ИМО/IMO |
- |
Международная Морская Организация |
МАМС/IALA |
- |
Международная Ассоциация Маячных Служб |
МГО/IHO |
- |
Международная Гидрографическая Организация |
МСЭ/ITU |
- |
Международный Союз Электросвязи |
МЭК/IEC |
- |
Международная Электротехническая Комиссия |
ОВЧ (УКВ) |
- |
Очень высокие частоты (Ультракороткие волны) |
РОСМОРФЛОТ |
- |
Государственная служба морского флота Министерства транспорта Российской Федерации |
РЛС |
- |
Радиолокационная станция |
РТП |
- |
Радиотехнический пост |
СУДС |
- |
Система управления движением судов |
ТВН |
- |
Система телевизионного наблюдения |
ТЭТ |
- |
Технико-эксплуатационные требования |
ФГУП |
- |
Федеральное государственное унитарное предприятие |
ЦНИИМФ |
- |
Центральный научно-исследовательский институт морского флота |
1. Введение
"Положение о системах управления движением судов" (в дальнейшем - Положение) определяет назначение, структуру и функции, порядок создания и ввода в эксплуатацию, организацию деятельности, порядок взаимодействия с судами и береговыми организациями, права и ответственность систем управления движением судов (СУДС).
Положение распространяется на СУДС, создаваемые и действующие под надзором Министерства транспорта РФ, и вводится в действие c 1 августа 2002 г. взамен "Типового положения о системе управления движением судов", утвержденного Федеральной службой морского флота 1 июля 1996 г.
Положение разработано ФГУП "Морсвязьспутник" совместно с ЗАО ЦНИИМФ и ЗАО "Норфес". Внесение изменений в настоящее Положение, обусловленных изменениями в национальных и международных нормативно-правовых документах, связанных с настоящим Положением, возлагается на ФГУП "Морсвязьспутник".
2. Нормативные документы
Положение разработано на основе следующих нормативных правовых и технических документов:
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
- Закон о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
- Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации.
- Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS). Глава V "Безопасность мореплавания".
- Резолюция Международной морской организации (IMO) А.857(20) "Руководство по службам движения судов".
- Резолюция IMO MSC.43(64) "Руководство и критерии для систем судовых сообщений".
- Резолюция IMO А.851(20) "Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям".
- "Руководство по службам движения судов" Международной Ассоциации маячных служб (IALA VTS Manual)
- "Рекомендации по внедрению служб движения судов" Международной Ассоциации Маячных Служб (IALA Recommendation V-119).
- "Руководство по эксплуатационным процедурам СУДС" Международной Ассоциации маячных служб (IALA Guidelines on VTS Operating Procedures).
- "Рекомендации по стандартам подготовки и сертификации операторов служб движения судов" Международной Ассоциации Маячных Служб (IALA Recommendation V-103).
- "Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним".
3. Общие положения
3.1. Система управления движением судов (СУДС) представляет собой совокупность зданий (сооружений), технических средств, персонала и организационных мер.
3.2. СУДС создаются и действуют в целях повышения уровня безопасности мореплавания и эффективности судоходства, охраны жизни на море, защиты морской среды и побережья, береговых и шельфовых сооружений.
3.3. СУДС являются неотъемлемой частью Государственной системы обеспечения безопасности мореплавания, создаются и действуют на акваториях морских портов и на подходах к ним, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ.
3.4. Министерство транспорта РФ, являясь компетентным органом по реализации международных договоров РФ в области мореплавания, организует создание и функционирование СУДС в морских портах и на подходах к ним в соответствии с международными нормативно-правовыми документами и законодательством РФ.
3.5. Органом Министерства транспорта РФ, отвечающим за техническую политику в области СУДС и разработку нормативно-технических документов для СУДС, является ФГУП "Морсвязьспутник".
3.6. Администрациями СУДС являются организации (учреждения, предприятия), осуществляющие под надзором Министерства транспорта РФ создание, эксплуатацию и развитие СУДС.
4. Структура
4.1. Район действия СУДС является акваторией с официально объявленными границами, в пределах которой СУДС обеспечивает выполнение своих функций и обладает определенными правами и ответственностью.
4.2. В зависимости от района действия, выполняемых функций и особенностей организации СУДС подразделяются на три типа:
- портовые;
- прибрежные;
- региональные.
4.3. Район действия портовой СУДС включает акваторию обслуживаемого порта и основные пути движения судов на подходе к порту. Портовые СУДС могут обслуживать несколько портов, имеющих общие подходные пути и/или акватории общего пользования.
4.4. Район действия прибрежной СУДС включает акваторию, расположенную во внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ с расположенными на ней транзитными путями движения судов, районами промысла морепродуктов и добычи полезных ископаемых на шельфе.
4.5. Региональная СУДС образуется на основе информационной интеграции и координированной деятельности нескольких портовых или портовых и прибрежных СУДС. Район действия региональной СУДС является совокупностью районов действия портовых и прибрежных СУДС, образующих региональную СУДС.
4.6. Для организации повседневной деятельности, эксплуатации технических средств, а также для размещения оборудования и персонала, в составе СУДС создаются Центры СУДС и информационные радиотехнические посты (РТП) СУДС.
4.7. РТП обеспечивают Центры СУДС информацией о навигационной обстановке в районе действия СУДС, могут иметь обслуживающий персонал или быть необслуживаемыми и дистанционно управляемыми из Центров СУДС.
4.8. Центры СУДС осуществляют обработку информации, организуют деятельность операторов СУДС и взаимодействие СУДС с судами.
4.9. Региональные и прибрежные СУДС, а также портовые СУДС при крупных портах, могут иметь в своем составе несколько Центров (субцентров), обслуживающих смежные секторы общего района действия и обменивающихся информацией между собой. Центры портовых и прибрежных СУДС могут одновременно являться субцентрами региональной СУДС.
4.10. Основными видами технических средств СУДС, обеспечивающих получение информации о состоянии акватории, навигационной обстановке и судах в районе действия СУДС, являются:
- средства голосовой ОВЧ радиосвязи с судами;
- береговые радиолокационные станции (БРЛС);
- автоматическая информационная (идентификационная) система (АИС);
- системы телевизионного наблюдения;
- ОВЧ радиопеленгаторы;
- метеорологические и гидрологические приборы.
4.11. Рабочая зона технических средств СУДС является акваторией, в пределах которой обеспечивается функционирование технических средств с заданной эффективностью. Для каждого вида технических средств СУДС устанавливается отдельная рабочая зона.
4.12. Район действия СУДС должен быть перекрыт рабочими зонами технических средств, обеспечивающих получение информации о навигационной обстановке и надлежащее выполнение соответствующих функций СУДС.
4.13. Район действия СУДС может быть подразделен на секторы, в которых могут обеспечиваться различные функции СУДС в соответствии с условиями плавания и перекрытием секторов рабочими зонами технических средств.
4.14. Число секторов в районе действия СУДС должно быть минимальным. Границы секторов не должны проходить там, где суда меняют свой курс или режим движения или где пересекаются фарватеры.
4.15. За каждым сектором должен быть закреплен свой оператор СУДС, обладающий отдельным рабочим местом. Радиосвязь операторов СУДС с судами в различных секторах должна, как правило, осуществляться на разных каналах.
4.16. В состав прибрежных и региональных СУДС могут включаться системы судовых сообщений, создаваемые и действующие в соответствии с Резолюцией IMO MSC.43(64) "Руководство и критерии для систем судовых сообщений" и Резолюцией IMO А.851(20) "Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям".
4.17. Системы судовых сообщений используются в СУДС как дополнительный источник информации о судне, его грузе, местоположении, курсе, скорости и маршруте движения. Центры (субцентры) прибрежных и региональных СУДС могут одновременно являться центрами систем судовых сообщений.
5. Функции
5.1. Основными функциями СУДС являются:
- контроль за движением судов и за положением судов на якорных стоянках;
- передача судам навигационной, оперативной и иной информации;
- организация движения судов;
- оказание помощи в судовождении.
5.2. Контроль за движением судов и за положением судов на якорных стоянках осуществляется в целях выявления и предотвращения опасных ситуаций и нарушений "Правил плавания". Центр СУДС передает на контролируемые суда информацию, предупреждения о развитии опасных ситуаций, а также рекомендации по их предотвращению.
5.3. В случае развития аварийной ситуации, когда судно, несмотря на получаемую информацию и предупреждения, не предпринимает необходимых действий, Центр СУДС дает указания по изменению режима движения судна требует их немедленного выполнения.
5.4. Передача судам навигационной, оперативной и иной информации по району действия СУДС осуществляется Центром СУДС по объявленному расписанию, по запросу судна или по инициативе Центра СУДС. Передача особо важной информации может предваряться общим объявлением.
5.5. В состав передаваемой информации может включаться:
- информация о состоянии средств навигационного оборудования;
- метеорологическая и гидрологическая информация;
- информация о факторах, затрудняющих движение судов;
- информация о состоянии судоходства;
- информация об изменениях в работе СУДС.
5.6. Организация движения судов включает:
- установление режимов движения;
- планирование движения;
- регулирование движения.
5.7. Режимы движения судов в районе действия СУДС устанавливаются как на постоянной основе (с включением в "Правила плавания"), так и в оперативном порядке (по решению Центра СУДС) посредством следующих мер:
- применение разрешительного порядка начала движения и обязательных сообщений о перемещениях;
- использование планов перехода;
- определение маршрутов и приоритетов движения;
- введение одностороннего движения по фарватерам;
- установление скорости и интервалов движения;
- других мер, адекватных интенсивности судоходства, навигационной обстановке и особенностям района плавания.
5.8. В случае разрешительного порядка начала движения суда входят в район действия СУДС или начинают движение в этом районе только с разрешения Центра СУДС. Разрешение аннулируется и должно быть вновь запрошено судном, если судно в течение установленного интервала времени не начнет разрешенные действия.
5.9. Планирование движения судов выполняется Центром СУДС с учетом следующих приоритетов:
- аварийные суда и суда следующие для оказания помощи;
- корабли и суда Минобороны России и ФПС России;
- пассажирские суда, следующие по расписанию;
- суда со скоропортящимися грузами и рыбопродукцией;
- суда с опасными грузами;
- прочие суда.
5.10. В портовых СУДС планирование движения судов осуществляется на основании заявок, поступающих от агентов, судовладельцев и диспетчерских служб портов. В прибрежных СУДС планирование движения судов осуществляется на основе информации, передаваемой судном в Центр СУДС при входе в район действия СУДС.
5.11. Регулирование движения выполняется Центром СУДС посредством передачи судам обязательных для выполнения судами указаний в отношении:
- очередности и времени начала движения;
- маршрута и скорости движения;
- порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений;
- запрещения дальнейшего движения;
- места приема и высадки лоцмана;
- места якорной стоянки.
5.12. Помощь в судовождении оказывается по запросу судна или по решению Центра СУДС, преимущественно, в сложных гидрометеорологических условиях, при выходе из строя или отсутствии на судне приборов, обеспечивающих безопасное движение судна в данной навигационной обстановке.
5.13. Помощь в судовождении оказывается путем регулярной передачи Центром СУДС на судно следующей информации:
- позиции судна по отношению к навигационному ориентиру, фарватеру и путевым точкам;
- путевого угла и путевой скорости судна;
- положений и намерений других судов;
а также рекомендаций по изменению курса и скорости.
5.14. Порядок оказания помощи в судовождении, включая интервал передачи сообщений, согласуется Центром СУДС с судном. Начало и окончание помощи в судовождении должны быть подтверждены обеими сторонами. При оказании помощи в судовождении судно обязано подтверждать получение от Центра СУДС информации и рекомендаций и сообщать Центру СУДС о предпринимаемых действиях.
5.15. При организации помощи в судовождении Администрация СУДС должна оценить необходимость использования в этих целях отдельного канала связи и дополнительного рабочего места оператора СУДС с учетом интенсивности судоходства, особенностей района действия СУДС и других факторов.
5.16. Дополнительными функциями СУДС являются:
- Взаимодействие с морским спасательно-координационным центром (МСКЦ) при проведении аварийно-спасательных и поисковых операций.
- Взаимодействие с администрациями портов в вопросах охраны окружающей среды и ликвидации последствий загрязнений.
- Взаимодействие с лоцманскими, диспетчерскими, буксирными и ледокольными службами портов.
- Содействие буксировочным, дноуглубительным и другим специальным работам в районе действия СУДС.
- Содействие в установлении связи между судами и береговыми службами.
- Взаимодействие со смежными СУДС.
- Взаимодействие с подразделениями Министерства обороны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Государственного таможенного комитета и другими государственными органами в соответствии с установленным порядком.
5.17. Вспомогательными функциями СУДС, необходимыми для выполнения основных и дополнительных функций, являются:
- получение информации о состоянии акватории, навигационной обстановке и судах в районе действия СУДС;
- обработка и анализ полученной информации;
- документирование и хранение обработанной информации и статистических данных.
5.18. Основные и дополнительные функции, подлежащие выполнению каждой СУДС, устанавливаются Администрацией СУДС с учетом назначения СУДС и особенностей района действия, и включаются в частное Положение о СУДС, утверждаемое Государственной службой морского флота Министерства транспорта РФ.
5.19. Портовые СУДС должны обеспечить выполнение всех основных функций СУДС, указанных в пункте 5.1.
Прибрежные СУДС могут не выполнять функции оказания помощи в судовождении и могут частично выполнять функции по организации движения судов, например, при аварийных происшествиях или инцидентах с загрязнением окружающей среды.
Функции региональной СУДС являются совокупностью функций портовых и прибрежных СУДС, образующих региональную СУДС.
6. Создание и ввод в эксплуатацию
6.1. Факторами, определяющими целесообразность создания СУДС в предполагаемом районе действия являются:
- интенсивность судоходства;
- наличие в судопотоке судов с опасными грузами и пассажирских судов;
- навигационные особенности района действия (наличие узких каналов и фарватеров, мелей, рифов и других опасностей);
- особенности климатического, гидрологического и метеорологического характера;
- возможные помехи судоходству со стороны других видов деятельности на море;
- особая уязвимость окружающей среды от возможных загрязнений и других негативных последствий аварий судов;
- прогнозируемые изменения в структуре судопотоков в результате строительства или развития дополнительных терминалов по обработке грузов;
- наличие существующих или планируемых к строительству СУДС в соседних районах и необходимость взаимодействия с ними.
6.2. При подготовке предпроектных документов по созданию СУДС (технические условия, предложения и задания, технико-экономическое обоснование) следует руководствоваться настоящим Положением, "Технико-эксплуатационными требованиями" Министерства транспорта РФ, а также "Рекомендациями по внедрению служб движения судов" (IALA Recommendation V-119) и "Руководством по службам движения судов" (IALA VTS Manual) Международной Ассоциации маячных служб.
6.3. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) разрабатывается по инициативе заказчика строительства, как правило, территориальными проектно-изыскательскими организациями с привлечением специалистов из специализированных научно-исследовательских, проектных и производственных организаций, согласовывается с ФГУП "Морсвязьспутник" и утверждается Государственной службой морского флота Министерства транспорта РФ.
6.4. На основании утвержденного ТЭО подготавливается конкурсная документация на закупку технологического оборудования с составлением спецификаций, согласовываемых с ФГУП "Морсвязьспутник", и составляется задание на рабочее проектирование.
6.5. Рабочее проектирование СУДС осуществляется организациями, имеющими лицензии на технологическое проектирование объектов связи и навигации, и выполняется в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и государственными стандартами, действующими в Российской Федерации.
6.6. Технологическая часть рабочего проекта должна выполняться после определения поставщика технологического оборудования.
6.7. Процедура ввода СУДС в действие включает следующие этапы:
- рабочая приемка законченных строительством объектов;
- приемо-сдаточные испытания технологического оборудования СУДС;
- рабочие испытания и опытная эксплуатация СУДС;
- приемка законченных строительством объектов государственной комиссией;
- освидетельствование СУДС Росморфлотом;
- доведение информации о функционировании СУДС до заинтересованных сторон.
6.8. Рабочая приемка объектов, приемо-сдаточные и рабочие испытания проводятся комиссиями, назначаемыми заказчиком строительства СУДС. В состав рабочих комиссий включаются представители местных надзорных органов. Государственная приемочная комиссия назначается Росморфлотом по представлению заказчика строительства. Комиссия по освидетельствованию СУДС назначается Росморфлотом. По результатам работы комиссий составляются соответствующие протоколы и акты.
6.9. Приемка законченных строительством объектов СУДС должна производиться в соответствии со СНиП и другими применимыми нормативными документами, действующими в РФ.
6.10. Рабочие испытания СУДС проводятся в соответствии с программой и методикой рабочих испытаний, которые разрабатываются Администрацией СУДС на основе настоящего Положения и "Технико-эксплуатационных требований" Министерства транспорта РФ с учетом особенностей СУДС. Программа и методика рабочих испытаний согласовываются с ФГУП "Морсвязьспутник".
6.11. Освидетельствование СУДС на соответствие настоящему Положению и "Технико-эксплуатационным требованиям" (ТЭТ) Министерства транспорта РФ производится перед вводом системы в эксплуатацию, при реконструкции или модернизации. По результатам освидетельствования администрации СУДС выдается соответствующее свидетельство, подтверждающее право на дальнейшую эксплуатацию СУДС.
6.12. Новые и модернизированные СУДС вводятся в эксплуатацию после их освидетельствования распоряжением Государственной службы морского флота Минтранса России.
6.13. Для проведения освидетельствования Администрация СУДС предоставляет необходимые документы, материалы и оборудование и несет расходы, связанные с освидетельствованием.
6.14. Действующие СУДС, не подвергающиеся модернизации, проходят периодическое освидетельствование не реже одного раза в три года. Объем и порядок периодического освидетельствования определяется Государственной службой морского флота Министерства транспорта РФ.
6.15. Сведения о вводе в действие СУДС, "Правила плавания" в районе действия СУДС и другая информация о СУДС, вводимой в действие, публикуются в "Извещениях мореплавателям".
6.16. Сведения о районе действия СУДС, выполняемых функциях, процедурах связи и другая необходимая информация направляются в Международную Ассоциацию Маячных Служб (МАМС/IALA) для публикации в справочном руководстве "World VTS Guide".
7. Организация деятельности и персонал
7.1. Администрации СУДС должны обеспечить организацию деятельности СУДС, находящихся в их ведении, в соответствии с настоящим Положением и применимыми нормативными документами, указанными в разделе 2.
7.2. Основными обязанностями Администрации СУДС являются:
- Обеспечение эффективной и безопасной работы СУДС, выполнения установленных функций СУДС.
- Обеспечение выполнения установленных требований к оборудованию и квалификации персонала СУДС.
- Обеспечение эксплуатации, ремонта и обновления технических средств, объектов, зданий и сооружений СУДС.
- Обеспечение подбора и подготовки квалифицированного персонала СУДС, включая операторов, технический, административный и вспомогательный персонал.
- Обеспечение мореплавателей и других заинтересованных сторон полной информацией обо всех требованиях, правилах и процедурах в районе действия СУДС.
- Обеспечение развития и совершенствования деятельности СУДС в соответствии с потребностями морского транспорта и возможностями современных технологий.
- Обеспечение финансирования СУДС в объемах, необходимых для надлежащей эксплуатации и развития.
7.3. На основании настоящего Положения Администрации СУДС разрабатывают частные Положения о СУДС, находящихся в их ведении, которые согласовываются с капитанами портов, с местными органами Минобороны России и ФПС России и утверждаются Государственной службой морского флота Министерства транспорта РФ.
7.4. При организации деятельности СУДС Администрация СУДС должна установить эксплуатационные процедуры СУДС для повседневной деятельности и для чрезвычайных ситуаций. Эксплуатационные процедуры СУДС оформляются в виде внутреннего нормативного документа Администрации СУДС, которая должна контролировать строгое соблюдение персоналом СУДС эксплуатационных процедур.
7.5. Эксплуатационные процедуры СУДС подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние процедуры относятся к использованию технических средств СУДС, а также к взаимодействию персонала СУДС. Внешние процедуры регламентируют взаимодействие СУДС с судами, смежными береговыми организациями и потребителями информации СУДС.
7.6. При установлении эксплуатационных процедур Администрации СУДС должны принимать во внимание "Руководство по эксплуатационным процедурам СУДС" Международной Ассоциации маячных служб (IALA Guidelines on VTS Operating Procedures), а также особенности организации и функционирования данной СУДС.
7.7. Контроль за деятельностью портовых СУДС осуществляется капитаном соответствующего порта. Контроль за деятельностью портовых СУДС, обслуживающих акватории нескольких портов, осуществляется капитаном одного из обслуживаемых портов по распоряжению Министерства транспорта РФ.
7.8. Контроль за деятельностью прибрежных и региональных СУДС осуществляется, по распоряжению Министерства транспорта РФ, капитаном одного из портов, акватория которых примыкает к району действия СУДС.
7.9. Основным источником финансирования эксплуатации и развития СУДС является навигационный сбор, взимаемый с судов в портах, акватории которых входят в район действия СУДС. Навигационный сбор входит в структуру портовых сборов с судов в портах РФ, порядок взимания которых устанавливается Правительством РФ.
7.10. Персонал СУДС комплектуется в соответствии с типом, структурой и функциями СУДС на основании штатного расписания, утверждаемого Администрацией СУДС.
В состав персонала СУДС входят:
- операторы СУДС;
- инженерно-технический персонал;
- вспомогательный персонал;
7.11. Непрерывная круглосуточная деятельность СУДС обеспечивается сменно-вахтенной работой персонала СУДС. Каждую смену возглавляет начальник смены, руководящий деятельностью операторов, инженерно-технического и вспомогательного персонала, входящих в состав смены. Состав, организация работы смены и сменное расписание устанавливаются Администрацией СУДС.
7.12. Состав персонала СУДС и организация сменно-вахтенной работы должны обеспечивать постоянное пребывание в Центре СУДС не менее двух операторов СУДС и одного технического специалиста.
7.13. Администрация СУДС разрабатывает должностные инструкции для персонала СУДС, в которых могут быть предусмотрены ссылки на другие руководящие документы, эксплуатационные процедуры и дополнительные инструкции, которыми должен руководствоваться персонал СУДС при выполнении своих обязанностей.
7.14. Общие принципы подготовки и сертификации операторов СУДС должны соответствовать резолюции IMO А.857(20) "Руководство по службам движения судов" (Приложение 2) и "Рекомендациям по стандартам подготовки и сертификации операторов служб движения судов" Международной Ассоциации Маячных Служб (IALA Recommendation V-103).
7.15. К работе в качестве операторов СУДС допускаются лица, отвечающие следующим требованиям:
- имеющие высшее или среднее судоводительское образование и рабочий диплом капитана или штурмана дальнего плавания;
- обладающие знанием английского языка в объеме, необходимом для ведения переговоров с судами на темы, связанные с деятельностью СУДС и безопасностью мореплавания;
- признанные годными (не имеющими противопоказаний) к работе в качестве оператора СУДС согласно заключению медицинской комиссии;
- прошедшие специальную подготовку, включая тренажерную подготовку и подготовку на оборудовании Центра СУДС;
- сдавшие морской квалификационной комиссии (МКК), учрежденной Министерством транспорта РФ, экзамен на звание оператора СУДС.
7.16. Программы специальной подготовки и квалификационного экзамена для операторов СУДС утверждаются Государственной службой морского флота Минтранса России. Морская квалификационная комиссия, по представлению Администрации СУДС, выдает кандидатам, сдавшим квалификационный экзамен, свидетельство оператора СУДС установленного образца.
7.17. Деятельность операторов СУДС регламентируется следующими документами:
- Положением о СУДС.
- "Правилами плавания" в районе действия СУДС.
- Должностной инструкцией.
- Эксплуатационными процедурами СУДС, описывающими действия персонала СУДС в повседневной деятельности и в чрезвычайных ситуациях.
- Инструкциями по взаимодействию СУДС с подразделениями Министерства обороны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Государственного таможенного комитета и другими государственными органами РФ.
7.18. Непрерывная эксплуатация технических средств СУДС и их круглосуточная готовность к работе обеспечиваются включением в состав суточных смен дежурного инженерно-технического персонала, а также ежедневной деятельностью инженерно-технического персонала.
7.19. Инженерно-технический персонал СУДС, как правило, комплектуется из лиц с высшим техническим образованием, прошедших дополнительную профессиональную подготовку по видам оборудования СУДС.
7.20. Персонал СУДС возглавляется директором (начальником) СУДС, назначаемым Администрацией СУДС по согласованию с Государственной службой морского флота Министерства транспорта РФ. В составе персонала СУДС может быть предусмотрена должность заместителя директора (начальника) СУДС, непосредственно отвечающего за организацию деятельности операторов СУДС.
7.21. Для поддержания квалификации персонала СУДС на требуемом уровне Администрация СУДС организует техническую, тренажерную, языковую и другие виды подготовки. Операторы СУДС должны периодически проходить стажировку в качестве лоцманов, работающих в районе действия СУДС.
8. Порядок взаимодействия с судами
8.1. Основным нормативным документом, устанавливающим порядок взаимодействия СУДС с участвующими в ее работе судами, являются "Правила плавания" в районе действия СУДС. Издание "Правил плавания", их доведение до сведения мореплавателей, а также своевременная корректура осуществляется через ГУНИО МО и местные гидрографические службы.
8.2. В "Правила плавания" в районе действия СУДС включаются следующие сведения:
- границы района действия правил плавания, района действия СУДС и акватории порта;
- установленные пути движения судов, якорные места и районы с особым режимом плавания;
- суда, участвующие в работе СУДС, и их обязанности;
- организация движения в районе действия СУДС;
- основные функции СУДС, порядок взаимодействия судов и Центра СУДС;
- каналы и процедуры связи в районе действия СУДС;
- точки (рубежи) передачи сообщений с судов в Центр СУДС и содержание сообщений;
- обязанности, права и ответственность судов и СУДС;
- возможности технических средств СУДС;
- другие сведения, необходимые мореплавателям для плавания в районе действия СУДС и участия в работе СУДС.
8.3. "Правила плавания" разрабатываются Администрацией СУДС, согласовываются с капитанами портов, находящихся в районе действия "Правил плавания", с органами Минобороны России и ФПС России и утверждаются Министерством транспорта РФ.
8.4. При разработке "Правил плавания" следует учитывать, что за пределами внутренних морских вод и территориального моря РФ требование обязательного участия в работе СУДС может распространяться только на суда под российским флагом.
8.5. Изменения в приведенных в "Правилах плавания" сведениях своевременно доводятся до мореплавателей через "Извещения мореплавателям", а также передачей информации по каналам радиосвязи СУДС.
8.6. Основным средством взаимодействия между СУДС и участвующими в ее работе судами является радиотелефонная связь в диапазоне ОВЧ морской подвижной службы. Прибрежные СУДС могут дополнительно использовать радиотелефонную связь в диапазоне СЧ (ПВ) морской подвижной службы.
8.7. Средства радиосвязи СУДС должны надежно перекрывать район действия СУДС. Количество радиостанций и частотных каналов должно быть достаточно для выполнения функций СУДС с учетом интенсивности судоходства.
8.8. Связь между Центром СУДС и судами должна осуществляться в соответствии с "Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы РФ" и "Руководством по радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы" Международного Союза Электросвязи (МСЭ/ITU).
8.9. Суда, находящиеся в районе действия СУДС должны нести постоянную радиовахту на одном из рабочих каналов СУДС, предписанных "Правилами плавания". Центр СУДС должен нести постоянную радиовахту на всех рабочих каналах СУДС, а также на канале 16.
8.10. Для радиотелефонной связи с судном под иностранным флагом должен использоваться английский язык с применением "Стандартных фраз ИМО для морской радиосвязи" (IMO Standart Marine Communication Phrases), одобренных Резолюцией А.918(22). Для радиотелефонной радиосвязи с судном под российским флагом может использоваться русский язык. Интенсивность и объем радиотелефонной связи Центра СУДС с суднами должны быть, по возможности, минимальными.
8.11. Процедуры связи между судами и Центром СУДС должны предусматривать передачу следующих сообщений с судна в Центр СУДС:
- начальных сообщений при входе судна в район действия СУДС, а также при отходе от причала или при съемке с якоря;
- промежуточных (позиционных) сообщений в точках (на рубежах), указанных в "Правилах плавания", а также установленных в оперативном порядке Центром СУДС;
- дополнительных сообщений при возникновении существенных отклонений от принятого плана перехода или обнаружении обстоятельств, препятствующих дальнейшему безопасному плаванию;
- конечных сообщений при постановке на якорь или к причалу, а также при выходе из района действия СУДС.
8.12. Формат сообщений, передаваемых с судов в Центр СУДС, должен, по возможности, соответствовать Резолюции ИМО А.851(20) "Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям".
8.13. Если в СУДС предусматривается использование планов перехода, то план перехода предварительно согласовывается между Центром СУДС и судном. Судно должно придерживаться принятого плана перехода, насколько это возможно. При существенных отклонениях от принятого плана перехода судно обязано известить об этом Центр СУДС при первой возможности.
8.14. Любое сообщение, направляемое на суда из Центра СУДС, должно быть четко классифицировано как информация, предупреждение, рекомендация или указание и предваряться соответствующим словом.
8.15. Рекомендации и указания Центра СУДС должны быть направлены только на конечный результат. При выполнении судном рекомендаций и указаний Центра СУДС порядок и способы управления судном определяются капитаном судна.
8.16. Суда, получившие информацию, рекомендации, предупреждения и указания Центра СУДС должны подтвердить их получение, а также готовность следовать полученным указаниям.
8.17. Радиообмен между Центром СУДС и судами, а также текущая судоходная обстановка в районе действия СУДС должны автоматически регистрироваться Центром СУДС. Полученные при этом аудио- и видеозаписи должны сохраняться не менее четырнадцати суток.
8.18. Обмен информацией между судами и Центром СУДС может осуществляться посредством Автоматической информационной (идентификационной) системы (АИС), соответствующей Резолюции IMO MSC.74(69) "Рекомендации по эксплуатационным характеристикам судовой универсальной АИС".
8.19. Обмен информацией между судами и Центром СУДС с помощью АИС не исключает необходимости голосового обмена в отдельных ситуациях, оговоренных в "Правилах плавания" в районе действия СУДС.
9. Права и ответственность
9.1. СУДС имеет право:
- требовать от судов при входе в район действия СУДС предоставления информации о судне в объеме, предусмотренном "Правилами плавания";
- контролировать выполнение судами установленных "Правил плавания", представлять капитану порта информацию о нарушении "Правил плавания" для принятия мер к нарушителям;
- в случае развития аварийной ситуации отдавать указания по изменению режима движения судов и требовать их немедленного выполнения;
- при регулировании движения судов выдавать судам обязательные для выполнения указания в отношении:
- очередности и времени начала движения,
- маршрута и скорости движения,
- порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений,
- запрещения дальнейшего движения;
- места приема и высадки лоцмана,
- места якорной стоянки;
- при оказании помощи в судовождении требовать от судов подтверждения получаемых информации и рекомендаций, а также сведений о предпринимаемых действиях;
- требовать от судов подтверждения получения предупреждений и указаний Центра СУДС.
9.2. Получение или неполучение от Центра СУДС информации, предупреждений, рекомендаций и указаний не снимают с капитана ответственности за безопасность судна. Если капитан судна считает невозможным следовать указаниям Центра СУДС по соображениям безопасности, то он должен немедленно известить об этом Центр СУДС и сделать об этом запись в вахтенном журнале.
9.3. Ответственность СУДС за адекватность информации и рекомендаций навигационного характера, передаваемых на суда, ограничивается возможностями и погрешностями технических средств СУДС.
9.4. Администрация СУДС несет ответственность за происшествия, являющиеся следствием ненадлежащего выполнения персоналом СУДС своих обязанностей, в соответствии с действующим законодательством РФ.
Первый заместитель Министра |
В.В. Рукша |
Согласовано:
Генеральный директор |
В.А. Богданов |
29 апреля 2002 г.
Руководитель Департамента |
М.И. Суслин |
23 июля 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о системах управления движением судов (утв. Министерством транспорта РФ 29 июля 2002 г.)
Текст положения приводится по изданию Министерства транспорта Российской Федерации (Москва, 2002 г.)
Вводится в действие с 1 августа 2002 г.