Постановление Верховного Суда РФ от 15 ноября 2017 г. N 22-АД17-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу защитника Табуева С.Г., действующего на основании ордера в интересах Асланова И.Д.о., на вступившие в законную силу постановление судьи Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 2 декабря 2016 года, решение судьи Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16 декабря 2016 года и постановление председателя Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 6 марта 2017 года, вынесенные в отношении Асланова И.Д.о. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 2 декабря 2016 года, оставленным без изменения решение судьи Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16 декабря 2016 года и постановление председателя Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 6 марта 2017 года, гражданин Республики Азербайджан Асланов И.Д.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Табуев С.Г. приводит доводы об отмене названных судебных актов, вынесенных в отношении Асланова И.Д.о. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит исключить из них указание на назначение административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив доводы жалобы заявителя и проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.
Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 года N 754 и включает территории с регламентированным посещением для иностранных граждан.
Перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 1992 года N 470.
Согласно пункту 19 данного Перечня к таким территориям относится Республика Северная Осетия-Алания (за исключением аэропорта Владикавказ (Беслан), городов Владикавказа, Беслана, Алагира, Ардона, части территории Алагирского и Ирафского районов, ограниченной с востока Транскавказской магистралью (автомобильная дорога Р-297) на участке Мизур - Нар и автомобильной дорогой Нар - перевал Зекарский, с юга и запада - государственной границей Российской Федерации на участке от перевала Зекарский до горы Караугом и линией гора Караугом - точка слияния рек Фастаг и Караугом, с севера - линией точка слияния рек Фастаг и Караугом - высота с отметкой 3001.7 на хребте Цахфедор - мост через реку Даргонком в населенном пункте Дунта и автомобильной дорогой Дунта - Камунта - Верхний Згид - Транскавказская магистраль).
Исходя из положений пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ и Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан, иностранные граждане вправе посещать такие территории только при наличии специального разрешения.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 2 декабря 2016 года в 10 часов 30 минут при проведении проверки соблюдения иностранными гражданами режима пребывания в Российской Федерации на территории с регламентированным посещением для иностранных граждан по адресу: ... выявлен гражданин Республики Азербайджан Асланов И.Д.о., который находился на указанной территории без специального разрешения на ее посещение, то есть допустил нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил передвижения и порядка выбора места пребывания, повторно.
Ранее постановлением начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России в Моздокском районе Республики Северная Осетия-Алания от 21 октября 2016 года (л.д. 10), вступившим в законную силу, Асланов И.Д.о. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 331931 от 02.12.2016 (л.д. 4); письменными объяснениями Ф. (л.д. 7); рапортом участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН отделения полиции с. Кизляр отдела МВД России по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания (л.д. 5); информацией Управления ФСБ Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (л.д. 6); сведениями УФМС России в Моздокском районе Республики Северная Осетия-Алания (л.д. 10); копией паспорта названного иностранного гражданина и его миграционной карты (л.д. 8, 9) и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное Аслановым И.Д.о. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения Асланова И.Д.о. к административной ответственности не нарушен.
Постановление о привлечении Асланова И.Д.о. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Табуев С.Г. не оспаривая факта совершения Аслановым И.Д.о. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылается на то, что применение такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и нарушает его право на уважение семейной жизни.
Такие доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений.
Как следует из материалов дела, при назначении Асланову И.Д.о. административного наказания и в дальнейшем при пересмотре указанного постановления судебными инстанциями требования части 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Так, из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Асланов И.Д.о. в течение месяца проживал по адресу: Республика ... без специального разрешения, чем нарушил правила пребывания на территории Российской Федерации.
Доводы жалобы о наличии у Асланова И.Д.о. семьи на территории Российской Федерации были изучены судьями нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены как несостоятельные, а именно установлено, что названное лицо близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, не имеет.
В рассматриваемом случае из копии свидетельства о заключении брака, приложенной к жалобе в Верховный Суд Российской Федерации следует, что Асланов И.Д.о. заключил брак с гражданкой Российской Федерации Ф. на территории Республики Азербайджан лишь 17 марта 2017 года.
Согласно копий свидетельств о рождении Ф. и Ф. не следует, что Асланов И.Д.о. является их отцом.
При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что назначенное Асланову И.Д.о. административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нарушает его право на семейную жизнь применительно к требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950), обоснованно отклонен нижестоящими судебными инстанциями.
Кроме того, в материалах дела об административном правонарушении имеются сведения о том, что Асланов И.Д.о. ранее уже привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 10).
Следовательно, назначение Асланову И.Д.о. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено Асланову И.Д.о. в пределах санкции части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1-4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.
Срок давности и порядок привлечения Асланова И.Д.о. к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление судьи Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 2 декабря 2016 года, решение судьи Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16 декабря 2016 года и постановление председателя Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 6 марта 2017 года, вынесенные в отношении Асланова И.Д.о по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Табуева С.Г. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 15 ноября 2017 г. N 22-АД17-1
Текст постановления официально опубликован не был