Методические рекомендации по совместному использованию спортивной инфраструктуры образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы, и организованными группами населения (коллективы спортивных школ, физкультурно-спортивные клубы по месту жительства)
(в редакции от 22 октября 2015 г.)
(утв. Министерством образования и науки РФ и Министерством спорта РФ 22 октября 2015 г.)
1. Основания для разработки методических рекомендаций
Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 5 Комплекса мер, направленных на развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом во всех образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, до 2020 года (далее - Комплекс мер).*(1)
Указанный Комплекс мер был подготовлен в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта.*(2)
В настоящее время перед системой образования Российской Федерации стоит задача - обеспечение достижения показателя, касающегося увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, и, соответственно, увеличение численности детей и молодежи, занимающихся в общеобразовательных организациях физической культурой и спортом во внеурочное время, а также участие учащихся во внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных соревнованиях.*(3)
Кроме того, к 2020 году доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом должна достигнуть 40%, а среди обучающихся - 80%.*(4)
Данные методические рекомендации ориентированы на достижение перечисленных стратегических ориентиров и адресованы для руководителей образовательных организаций, физкультурно-спортивных организаций и организованных групп населения.
2. Организация и участники взаимодействия по использованию спортивной инфраструктуры общеобразовательной организацией
2.1. Общеобразовательная организация
Общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.*(5)
формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяется соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.*(6)
Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, которая разрабатывается ею самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и с учётом примерной основной образовательной программы.
Во ФГОС общего образования предусмотрена организация внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и формы для ее реализации (кружки, клубы, секции, студии, мероприятия).
Общеобразовательная организация может реализовывать часы, отведённые на внеурочную деятельность, по своему усмотрению (в том числе в каникулярное время), в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного и среднего общего образования образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и дополнительных финансовых средств, привлеченных в установленном порядке, должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступенях начального, основного и среднего общего образования.
Материально-технические условия реализации основных образовательных программ должны обеспечивать возможность физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.
В целях дальнейшего развития системы физкультурно-спортивного воспитания в части развития в образовательных организациях внеурочной деятельности утвержден Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов.*(7)
При организации, планировании и проведении уроков физической культуры, спортивных занятий во внеурочное время, спортивных соревнований следует использовать в полной мере все спортивные объекты общеобразовательных организаций, в том числе:
спортивные залы;
помещения, приспособленные для занятий физической культурой, в том числе оборудованные тренажёрными устройствами;
открытые плоскостные сооружения;
площадки для физкультурно-оздоровительных занятий;
ванны (бассейны) для физкультурно-оздоровительных занятий;
лыжные трассы;
ледовые площадки, включая хоккейные корты.
2.2. Физкультурно-спортивный клуб по месту жительства
Главная задача физкультурно-спортивных клубов, в том числе и по месту жительства, состоит в привлечении к систематическим занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта в свободное время всех желающих, в повышении уровня организации и качества физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и на этой основе в укреплении здоровья, обеспечении активного досуга, оптимальною уровня физической подготовленности.
5 октября 2015 г. вступил в силу Федеральный закон N 274-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Данный Федеральный закон направлен на регулирование деятельности физкультурно-спортивных клубов, создаваемых в форме некоммерческих организаций, а также на определение полномочий законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Указанным Федеральным законом также предусмотрены меры государственной поддержки физкультурно-спортивных клубов и их объединений, включающих меры финансового, имущественного, информационного, консультационного характера, регламентированы вопросы медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
3. Сетевое взаимодействие по использованию спортивной инфраструктуры общеобразовательной организации
В настоящее время не все спортивные школы, а также физкультурно-спортивные клубы имеют собственную спортивную инфраструктуру, позволяющую полностью реализовывать образовательные программы по физическому воспитанию.
Данную проблему можно решить путём сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций с организациями дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и физкультурно-спортивными клубами по месту жительства, с учетом взаимной заинтересованности, которые также в свою очередь, решая вопросы привлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом населения, при недостаточности своей спортивной базы могут использовать инфраструктуру общеобразовательной организации.
Общеобразовательные организации могут участвовать в сетевой форме реализации образовательных программ, в которую может входить несколько образовательных организаций, организации системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, спортивные организации.*(8)
Таким образом, в целях использования спортивной инфраструктуры образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы, и коллективами спортивных школ (находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации образования и физической культуры и спорта, а также муниципальных органов управления в сфере образования и физической культуры) может быть использована сетевая форма взаимодействия.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, который составляется в соответствии с действующим законодательством в области образования.*(9)
Использование сетевой формы взаимодействия позволит привлечь большее число школьников к занятиям во внешкольное время различными видами спорта.
Для организации совместного использования спортивной инфраструктуры образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы, и организованными группами населения (коллективы спортивных школ, физкультурно-спортивные клубы по месту жительства) общеобразовательная организация определяет (оценивает) свои возможности и решает, какие объекты спортивной инфраструктуры необходимы в первую очередь для реализации основной общеобразовательной программы и какие можно предоставить коллективам спортивных школ и физкультурно-спортивным клубам по месту жительства.
Во всех формах взаимодействия предусматривается оформление документов по использованию спортивной инфраструктуры общеобразовательной организации другими организациями.
Такими документами могут быть:
- договор возмездного пользования или аренды;
- договор безвозмездного пользования;
- соглашение о сотрудничестве.
Взаимодействие общеобразовательной организации, организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и физкультурно-спортивного клуба осуществляется на основании договора (типовые проекты прилагаются).
______________________________
*(1) Комплекс мер утвержден заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 15 декабря 2014 г. N 8432п-П8.
*(2) Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 8 марта 2014 г. N Пр-750.
*(3) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
*(4) Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на 2013-2020 годы.
*(5) пункт 2, часть 2 статьи 23.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(6) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
*(7) Приказ Минобрнауки России от 13 сентября 2013 г. N 1065 (зарегистрирован Минюстом России от 22 октября 2013 г., регистрационный N 30235).
*(8) Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(9) Часть 3 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Директор Департамента государственной |
А.Э. Страдзе |
Директор Департамента развития |
М.В. Томилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 октября 2015 г. N 09-3030 "О методических рекомендациях"
Текст письма опубликован не был